10 Средства, формы и методы социально-культурной деятельности как основные составляющие технологического процесса.
СРЕДСТВА СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Средства социально-культурной деятельности - это «набор инструментов» идейно-эмоционального воздействия, которые используются работниками учреждений культуры и досуга в процессе производственной деятельности.
В арсенале работников социально-культурных институтов имеются разнообразные средства и спо¬собы воздействия на человека. Как специалист широкого профи¬ля организатор досуга должен, во-первых, удовлетворять соци¬ально-культурные интересы и потребности людей различных профессий и возрастов, а, во-вторых, разрабатывать инноваци¬онные технологии, которые будут способствовать более содер¬жательному и развивающему досугу населения. «Принципиаль¬ная особенность такого специалиста в том, что знание психоло¬гии, педагогики, культурологии, социологии, экономики, поли¬тологии, права, теории управления и ряда других общественно-значимых и весьма престижных сегодня наук выступает не как самоцель, а как существенное средство реализации ведущей метафизики социально-культурной деятельности - приобщение человека к достижениям мировой и отечественной культуры, всемирное развитие его творческого потенциала».
К ЧИСЛУ основных средств социально-культурной деятельности относятся: живое слово, печать, радио, телевидение, наглядные и технические средства, искусство и спорт, литература и художественная самодеятельность.
Следует отме¬тить что все средства между собой тесно взаимосвязаны и их выбирают с учетом определенного объекта воздействия, т.е. дошкольники, подростки, молодежь, студенты, пенсионеры и т.д. К тому же, выбор средств зависит от тематической направленности мероприятия, проводимого организаторами досуга (вечер вопросов и ответов, «круглый стол», диспут, ток-шоу, конкурсы, аукционы, конференции, брифинги и т.д.).
Для успешного применения средств социально-культурной деятельности в практике организатора досуга исследователи со¬ветуют соблюдать ряд требований и правил:
• выбор средств всегда зависит от цели какого-либо меро¬приятия, воспитательной акции, именно цель определяет средство;
• количество и характер выбранных средств воздействия должны соответствовать художественно-постановочным зада¬чам, недостаток средств и их избыток одинаково вредны;
• всякий избравший те или иные средства воспитатель должен в совершенстве владеть методикой их применения, знать их слабые и сильные стороны;
• имеющиеся в распоряжении средства «должны быть всег¬да под рукой и в полной исправности»
ФОРМЫ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Попытки исследовать формы социально-культурной деятель¬ности были предприняты разными авторами. Анализ публикаций свидетельствует о том, что понятие «форма» в социально-культурной деятельности трактуется авторами неоднозначно.
Так, например, академик А.Д, Жарков рассматривает формы как:
1) выражение содержания кулътурно-досуговой деятельности;
2) структурное оформление отдельных документов (форма плана, форма сметы доходов и расходов, форма статистического отчета о деятельности учреждения культуры, форма афиши и т.п.);
способ организации культурно-досуговой деятельности.
Он же отмечает, что «под формами-программами культурно-досуговой деятельности следует понимать способы и приемы организации людей в учреждении культуры, по месту жительства в целях доведения до них определенного содержания». Вместе с тем, В.Е. Триодин определяет форму клубной работы как «способ организации педагогического процесса в клубе».
«В самом широком виде досутовую программу или форму можно рассматривать как крупное, самостоятельное, закончен¬ное социально-педагогическое, социально-культурное действие, которое обусловлено социальным заказом, отражает социальную действительность и одновременно оказывает определенное влияние на нее. Программы и формы предусматривают решение самостоятельных педагогических задач и использование соот¬ветствующих способов организации деятельности людей (массо¬вой, групповой, индивидуальной). Программы и формы базиру¬ются на использовании комплекса различных средств, методов, приемов, которые способствуют наиболее эффективному реше¬нию социально-педагогических целей.
Нет оснований для опровержения всех приведенных формулировок. Все они имеют право на существование. На наш взгляд, форма социально-культурной деятельности - это запланированная информационно-просветительная, социально-педаго¬гическая и культурно-воспитательная акция, направленная на какую-либо аудиторию и ставящая цель — донесение определенной информации до заранее предусмотренного объекта.
Сегодня в организации досуга населения мы наблюдаем сложные и противоречивые явления. С одной стороны, посетите¬ли часто не готовы к выбору тех видов деятельности и занятий, которые им предлагают учреждения сферы культуры и досуга. С другой стороны, существующие кружки, любительские объедине¬ния и клубы по интересам не готовы удовлетворить постоянное стремление населения и особенно молодежи к самостоятельности и оригинальности в выборе форм проведения свободного времени. Что же сегодня могут сделать учреждения социально-культурной сферы для того, чтобы привлечь к себе как можно больше посетителей?
Во-первых, необходимо комплексное исследование на¬правленности и структуры проведения свободного времени на¬селения;
во-вторых, должна быть целенаправленная поддержка культурных инноваций, которые уже существуют в некоторых регионах России - это выявление, поощрение и тиражирование инновационных идей и технологий по организации досуга разновозрастных групп населения и в первую очередь молодежи;
в-третьих, освоение и внедрение в практику деятельности различных учреждений образования, культуры и спорта новых форм работы и видов деятельности. Учреждения социально-культурной сферы должны притягивать подростков и молодежь не меньше, чем уличная компания;
в-четвертых, информирование, а также обучение населе¬ния современным методам нормализации стрессовой ситуации и выхода из кризисной обстановки;
• в-пятых, подготовка профессиональных педагогов досуга, способных стать социальным технологом в коррекционно-воспитательной деятельности подрастающего поколения.
В настоящее время в некоторых регионах России накоплен значительный опыт инновационных методик, которые можно успешно применять в любом другом регионе, но для его внедре¬ния необходима оптимизация культурной жизни региона, кото¬рая должна базироваться на преемственности, сохранении и соз¬дании опыта предшествующих поколений.
Анализ деятельности различных учреждений социально-культурной сферы Центрально-Черноземного региона показал, что в последнее время совершен¬ствуются методики по организации художественно-эстети¬ческого воспитания и образования. В школах происходит освое¬ние культурного наследия прошлого, исследуются социально-демографические проблемы бытования художественных тради¬ций в современной городской и сельской среде, а также создаются региональные программы по профилактике вредных привычек в подростково-молодежной среде, методики экологического и семейного воспитания.
В городах Тамбове, Липецке, Воронеже, Рязани успешно реализуются многие социально-культурные программы и проекты. Среди них наиболее значимыми являются психолого-педаго¬гические, экономические, правовые и досуговые программы. Так, например, в рамках реализации федеральной программы «Молодежь России» на базе городского Центра по работе с детьми и молодежью Комитета по делам детей и молодежи мэрии г. Тамбова разработаны программы: «Возрождение», «Я для России», «Экология и дети», «Взрослые и дети», которые включают множество других познавательных и образовательных проектов и программ. Достаточно назвать программы «Рост», «Познай себя и узнаешь мир людей», «Мир красотой спасется», «Милосердие и забота», которые вызвали интерес и нашли по-следователей в других регионах России.
Таким образом, учитывая реальные и потенциальные воз¬можности региональных учреждений социально-культурной сферы, необходимо содействовать развитию и распростране¬нию новых технологий в сфере досуга и создавать условия для их успешной реализации.
МЕТОДЫ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Во взаимодействии с такими понятиями, как средства и формы, большое значение имеет рассмотрение понятия «методы социально-культурной деятельности».
Слово «метод» (methodos) греческого происхождения и в переводе означает «способ познания, исследования или практи¬ческого осуществления чего-либо».
Методы социально-культурной деятельности применяются в работе учреждений культуры и досуга с целью эффективного ис¬пользования популярных у населения форм и средств организации свободного времени. Существует большое разнообразие в подхо¬де к классификации педагогических методов. Для социально-культурной деятельности представляет интерес классификация, предложенная профессором Новаторовым.. Он предлагает сле¬дующую структуру методов социально-культурной деятельности: а) методы учебно-познавательной, самообразовательной деятельности - работа с литературными источниками, изучение материалов прессы, взаимный обмен информацией, дискутирование по поводу услышанного и прочитанного; изложение или рассказ лектора, пропагандиста, обозревателя, политинформато-ра, просмотр слайдов, учебных плакатов, структурно-логических схем, видеофильмов, телевизионных передач, кинофильмов и т.п., а также их показ, демонстрация специалистами культурно-просветительных учреждений или самими участниками мероприятий; Упражнение (гл. образом в кружках, студиях, народных коллективах, музыкальных классах и т.д.); иллюстрация (использование введений искусства или их фрагментов при проведении мас- совых мероприятий) и театрализация (уподобление документального, жизненного материала произведению искусства, его художественное обобщение);
б) методы формирования сознания личности - убеждение (доказательство какой-либо идеи путем обращения к научным фактам и аргументам); внушение (авторитетное заявление или заключение, рассчитанное на некритическое его восприятие од¬ним человеком, их группой или массовой аудиторией); пример (обращение к позитивному или негативному опыту других людей, побывавших в ситуациях, подобных рассматриваемым сейчас);
в) методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения - практическое задание, вовлечение в деятельность, индивидуальное поручение, педагогическое требование, соревнование, наставничество, выдвижение почина и его поддержка другими и т.д.;
г) методы стимулирования общественного поведения и культурно-досуговой деятельности - моральное поощрение (награждение дипломами, грамотами и т.п.), материальное поощрение, (награждение памятными подарками, сувенирами, призами и т.п.), общественное порицание.
Приведенная классификация методов довольно условна. В социально-культурных институтах рассмотренные методы чаще всего используются не изолированно, а в тесном контакте между собой и варьируются в зависимости от основных целей и задач, поставленных перед организаторами досуга и контингента посетителей.
Таким образом, анализ основных подходов к изучению ме¬тодов социально-культурной деятельности позволил сформули¬ровать следующее определение.
Методами социально-культурной деятельности являются пути и способы воздействия на аудиторию, при которых наиболее полно достигаются намеченные результаты.
Изучение форм, средств и методов социально-культурной деятельности позволило нам прийти к следующим выводам.
1.Современная технология социально-культурной деятельности характеризуется большим разнообразием средств, форм! методов организации досуга.
2. Приоритет учреждений культуры и досуга сегодня на¬правлен на развитие региональной культурной политики и целе¬направленную поддержку культурных инноваций.
3. Технологические инновации обладают огромным педагогическим и культурологическим потенциалом, будучи воплощенными конкретными методами и содержательными формами социально-культурной деятельности, они способствуют не толь¬ко развитию личности, но и противостоят девальвации культуры.
- 1. Технологические основы социально-культурной деятельности.
- 2. «Технология» как термин и метапонятие.
- 3. Технология скд как социокультурная система.
- 4. Технология скд как социокультурная наука.
- 5. Технология скд как технологический процесс.
- 6. Основные подсистемы и элементы технологии скд.
- 7 Структура и функции социокультурных технологий.
- 8 Специфика целеполагания в социокультурных технологиях.
- 9 Педагогические основы технологий скд.
- 10 Средства, формы и методы социально-культурной деятельности как основные составляющие технологического процесса.
- 11.Классификация технологий скд.
- 12 Специфика исследовательских технологий в скс
- 13. Исследовательские технологии и их роль в диагностике, прогнозировании и проектировании социокультурных процессов.
- 14 Виды исследовательских технологий.
- 15 Сущность и специфика проектных технологий в скс.
- 17 Характеристика современной базы проектных технологий в скс.
- 18 Технологии коммуникаций в практике скд.
- 19 Pr как разновидность коммуникационных технологий в современной социокультурной практике.
- 21 Массмедийные технологии: назначение, специфика, тенденции развития.
- 22 Сущность, типология и структура образовательных технологий.
- 23 Технологии культуротворческой деятельности.
- 24 Назначение и содержание культуроохранных технологий.
- 25 Роль и значение рекреационных зон досуга и творчества в реализации современных технологий в скд.
- 26 Игровые технологии в скс.
- 27 Специфика анимационных технологий.
- 28 Технологический алгоритм разработки культурно-досуговой программы.
- 29. Сущность и классификация социально-защитных технологий.
- 30. Технология организации инициативного клуба.
- 31. Технологии социально-культурной деятельности детей и подростков.
- 32. Технологии социально-культурной деятельности молодежи.
- 33. Технологии социально-культурной деятельности людей среднего возраста.
- 34. Технологии социально-культурной деятельности пожилых людей.
- 35 Технологии организации семейного досуга.
- 36. Общая характеристика управленческих технологий в скс.
- 37. Специфика и содержание этнонаправленных технологий.