logo
Вегелин опять

22 Сущность, типология и структура образовательных технологий.

Виды современных образовательных технологий, используемых в учреждении по ступеням обучения

Ступень обучения

Виды современных образовательных технологий, используемых в обучении

Начальное образование • Технология разноуровневого обучения;

• технология развивающего обучения;

• технологии проблемно-диалогического обучения;

• гуманно-личностная технология Ш. А. Амонашвили;

• информационно-коммуникационные технологии,

• технологии личностно-ориентированного обучения и воспитания;

• здоровьесберегающие технологии.

Основное общее образование • Технология разноуровневого обучения;

• технология модульного и блочно-модульного обучения;

• технология развивающего обучения;

• информационно-коммуникационные технологии; педагогика сотрудничества;

• технология учебного проектирования .

Среднее (полное) общее образование • Технология проблемно-модульного обучения;

• технология обучения как учебного исследования;

• технология коллективно-мыслительной деятельности;

• технология учебного проектирования;

• информационно-коммуникационные технологии.

Таким образом, педагогическая технология функционирует и в качестве науки, исследующей наиболее рациональные пути обучения, и в качестве системы способов, принципов и регулятивов, применяемых в обучении, и в качестве реального процесса обучения.

Понятие «педагогическая технология» в образовательной практике употребляется на трех иерархически соподчиненных уровнях:

1) Общепедагогический (общедидактический) уровень: общепедагогическая (общедидактическая, общевоспитательная) технология характеризует целостный образовательный процесс в данном регионе, учебном заведении, на определенной ступени обучения. Здесь педагогическая технология синонимична педагогической системе: в нее включается совокупность целей, содержания, средств и методов обучения, алгоритм деятельности субъектов и объектов процесса.

2) Частнометодический (предметный) уровень: частнопредметная педагогическая технология употребляется в значении "частная методика", т.е. как совокупность методов и средств для реализации определенного содержания обучения и воспитания в рамках одного предмета, класса, учителя (методика (пер. стр. 15-16) преподавания предметов, методика компенсирующего обучения, методика работы учителя, воспитателя).

3) Локальный (модульный) уровень: локальная технология представляет собой технологию отдельных частей учебно-воспитательного процесса, решение частных дидактических и воспитательных задач (технология отдельных видов деятельности, формирования понятий, воспитание отдельных личностных качеств, технология урока, усвоения новых знаний, технология повторения и контроля материала, технология самостоятельной работы и др.).

Различают еще технологические микроструктуры: приемы, звенья, элементы и др. Выстраиваясь в логическую технологическую цепочку, они образуют целостную педагогическую технологию (технологический процесс).