Тема 8. Наркотизм как социальная проблема. Особенности социальной работы по профилактике и коррекции наркомании
Студент должен знать терминологию наркотизма; факторы и причины, обусловливающие потребление наркотических средств и распространенность наркомании; классификацию наркотических и психотропных веществ, а также особенности их действия на организм; стадии развития наркомании; особенности проведения первичной, вторичной и третичной профилактики; формы и методы коррекционно-реабилитационной работы с наркоманами.
Студент должен уметь определять вид наркотизации клиента; строить программы профилактики наркотизма; организовывать коррекционно-реабилитационную работу с наркоманами и их ближайшим окружением.
Терминология наркотизма. Классификация наркотических и психотропных веществ, особенности их действия на организм. Наркотическая зависимость, стадии развития наркомании. Уровень и динамика наркотизма. Региональные различия в потреблении наркотиков. Тенденции потребления наркотических средств в детском и подростковом возрасте. Пути распространения, изменение мотивов и структуры потребления наркотиков. Факторы и причины, обусловливающие потребление наркотических средств и распространенность наркомании. Связь алкоголизации с первичной наркотизацией. Социальные последствия потребления наркотиков.
Профилактика наркотизма. Научно-теоретические подходы к профилактике наркомании. Особенности проведения первичной, вторичной и третичной профилактики. Технология организации профилактической деятельности. Основы построения профилактических программ. Программы формирования здорового образа жизни. Роль семьи и школы в профилактике детской и подростковой наркомании. Формы и методы работы с семьей по профилактике наркомании в учреждениях социальной помощи семье и детям. Подготовка специалистов по профилактике зависимости от психоактивных веществ.
Коррекционно-реабилитационная работа с наркоманами. Основы психологической реабилитации лиц, зависимых от наркотиков и других психоактивных веществ. Группы самопомощи анонимных наркоманов. Социальная программа Международной ассоциации по борьбе с наркоманией и наркобизнесом. Реабилитационная программа «Второе рождение». Зарубежный опыт оказания социальной помощи лицам наркотической зависимости.
Рекомендуемая литература по теме:
Основная литература
Гоголева А.В. Аддиктивное поведение и его профилактика. М., 2003.
Егоров А.Ю., Игумнов С.А. Расстройства поведения у подростков: клинико-психологические аспекты. СПб.: Речь, 2005. 436 с.
Коробкина З.В., Попов В.А. Профилактика наркотической зависимости у детей и молодежи. М., 2002.
Методика и технология работы социального педагога / Под ред. М.А. Галагузовой, Л.В. Мардхаева. М., 2002.
Сибиряков С.Л. Предупреждение девиантного поведения молодежи: Методологические и прикладные проблемы. Волгоград, 1998.
Сирота Н.А., Ялтонский В.М. Профилактика наркомании и алкоголизма. М., 2003.
Социальная педагогика / Под ред. М.А. Галагузовой. М., 2001.
Технологии социальной работы в различных сферах жизнедеятельности / Под ред. П.Д. Павленка. М., 2005.
Дополнительная литература
Андреев Э. Наркомания в России: состояние и проблемы // Социально-гуманитарные знания. 2003. № 5. С. 139-147.
Боев П. Наркомания в России: анализ и прогноз демографических последствий // Alma mater. 2002. № 3. С. 32-38.
Гарифуллин Р.Р. Скрытая профилактика наркомании. М., 2002.
Гвоздева Г. Социальное окружение школьников и опасность приобщения к наркотикам // Регион: экономика и социология. 2004. № 2. С. 79-94.
Девиантность и социальный контроль в России (19-20 вв): тенденции и социологическое осмысление / Отв. Ред. Я.И. Гилинский. СПб, 2000.
Делеви В.С. Программа социально-психологической реабилитации матерей наркозависимых подростков // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. 2006. № 4. С. 54-67.
Делеви В.С. Феномен созависимости в семьях наркозависимых подростков // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. 2006. № 3. С. 75-88.
Журавлева Л.А. Факторы и условия наркотизации молодежи // Социологические исследования. 2000. № 6. С. 43-48.
Иванова Е.А. Семья наркомана. Типы семей с повышенным риском для наркозависимой личности // Вестник МГУ. Серия 18. Социология и политология. 2002. № 1. С. 98-108.
Ковалев С.В. Семь шагов от пропасти: НЛП-терапия наркотической зависимости. М., 2001.
Курек Н.С. Нарушения психической активности и злоупотребление психоактивными веществами в подростковом возрасте. СПб., 2001.
Личко А.Е., Битенский В.С. Подростковая наркология. Л., 1991.
Николаева Л.П. Уроки профилактики наркомании. М., 2000.
Подхватин Н.В. Психокоррекционная профилактика подростковой наркозависимости. М., 2002.
Профилактика наркомании и токсикомании среди детей и молодежи: формы и методы работы. Сыктывкар, 2001.
Хажилина И.И. Профилактика наркомании: модели, тренинги, сценарии. М., 2002.
Хюссон Ю.В. Социальная программа «Спасибо нет!» (профилактика наркозависимости среди детей и подростков)// Работник социально службы. 2004. № 3. С. 38-50.
Шабанов П.Д., Штакельберг О.Ю. Наркомании: патопсихология, клиника, реабилитация. СПб., 2001.
Шашарина Е. Межведомственное взаимодействие в профилактике безнадзорности, преступности и наркомании несовершеннолетних // Социальная педагогика. 2006. № 2. С. 17-25.
Школа без наркотиков / Под ред. Л.М. Шипицыной, Е.И. Гадаковой. СПб., 2001.
Щербакова Е. Нарконашествие в России: о чем говорит статистика // Социологические исследования. 2004. № 1. С. 70-75.
- Учебно-методический комплекс
- Рабочая учебная программа
- Составлена
- Пояснительная записка
- Учебно-тематический план курса для студентов дневного отделения
- Содержание учебной дисциплины Раздел 1. Теория социальных отклонений в системе научного знания
- Тема 1. Социальные девиации: введение в общую теорию
- Тема 2. Становление и развитие теории девиантного поведения
- Семинарское занятие № 1. По теме «Становление и развитие теории девиантного поведения»
- Тема 3. Отклоняющееся поведение как психолого-педагогическая и социальная проблема. Типы, формы и структура девиантного поведения
- Тема 4. Факторы формирования девиантного поведения
- Тема 5. Этнокультурные, гендерные и возрастные особенности девиантного поведения и их учет в организации превентивно-коррекционной работы
- Раздел 2. Организация превентивно-коррекционной работы с различными формами девиантного поведения
- Тема 6. Аддиктивное поведение: сущность, основные формы и механизмы формирования
- Тема 7. Проблемное потребление алкоголя. Профилактика и коррекция пьянства и алкоголизма
- Семинарское занятие № 2. По теме « Проблемное потребление алкоголя: профилактическая и коррекционная работа»
- Тема 8. Наркотизм как социальная проблема. Особенности социальной работы по профилактике и коррекции наркомании
- Семинарское занятие № 3. По теме «Наркомания как форма девиантного поведения: превентивно-коррекционная работа»
- Тема 9. Токсикомания: причины, последствия, превентивно-коррекционная работа
- Семинарское занятие № 4. По теме «Токсикомания: причины, последствия, превентивно-коррекционная работа»
- Тема 10. Гемблинг, компьютерная зависимость как формы аддиктивного поведения. Специфика превентивно-коррекционной работы
- Тема 11. Сектантство как социальное явление. Организация социальной помощи адептам религиозных организаций деструктивной направленности
- Тема 12. Суицид и его профилактика. Терапия и коррекция суицидального поведения
- Семинарское занятие № 5. По теме «Суицид и его профилактика. Терапия и коррекция суицидального поведения»
- Тема 13. Сексуальные отклонения как социальная проблема
- Семинарское занятие № 6. По теме «Сексуальные отклонения как социальная проблема»
- Тема 14. Проституция как социальное явление и социальная проблема. Организация контроля и превентивно-коррекционной работы
- Семинарское занятие № 7. По теме «Проституция как форма девиантого сексуального поведения»
- Тема 15. Пауперизм, бродяжничество и другие виды социальной дезадаптации. Особенности превентивно-коррекционной работы
- Семинарское занятие № 8. По теме «Пауперизм, бродяжничество и другие виды социальной дезадаптации. Особенности превентивно-коррекционной работы»
- Тема 16. Агрессивность, жестокое обращение в семье. Криминологическая характеристика насилия среди несовершеннолетних. Специфика превентивно-коррекционной работы с явлениями насилия
- Тема 17. Социальная работа с детьми и подростками, состоящими в криминогенных неформальных объединениях
- Семинарское занятие № 10. По теме «Социальная работа с детьми и подростками, состоящими в криминогенных неформальных объединениях»
- Тема 18. Преступность как социальная проблема
- Тема 19. Несовершеннолетние правонарушители как объект социальной работы
- Семинарское занятие № 11. По теме «Несовершеннолетние правонарушители как объект социальной работы»
- Тема 20. Социальная работа в пенитенциарной системе
- Семинарское занятие № 12. По теме «Социальная работа в пенитенциарной системе»
- Тема 21. Социальная адаптация и интеграция в социум лиц, освободившихся от отбывания наказания
- Семинарское занятие № 13. По теме «Социальная адаптация и интеграция в социум лиц, освободившихся от отбывания наказания»
- Литература
- Методические указания по выполнению реферата
- Часть 1.
- Часть 2.
- Для студентов заочной формы обучения Часть 1.
- Часть 2. Задания для индивидуальной и самостоятельной работы по вариантам
- Для студентов заочной формы обучения
- Для проверки знаний студентов по дисциплине «Социальные девиации: превентивно-коррекционная работа»
- Вопросы к экзамену