logo
УМК Соц

Тема 5. Этнокультурные, гендерные и возрастные особенности девиантного поведения и их учет в организации превентивно-коррекционной работы

Студент должен знать этнокультурные различия клинических форм проявления девиантного поведения; структурно-динамические особенности женского и мужского вариантов проявления девиантного поведения; детско-подростковую специфику отклоняющегося поведения; девиации поведения, характерные исключительно для периода взрослости; специфику девиантного поведения лиц пожилого возраста.

Студент должен уметь определять норму или отклонение в поведении человека в зависимости от его этнической культуры, пола или возраста.

Этнокультурная нормативность и этнокультурные стереотипы поведения. Этнокультуральная психология девиантного поведения. Диагностический, клинический, этиопатогенетический и коррекционно-терапевтический аспекты этнокультуральной психологии девиантного поведения. Этнокультурные различия клинических форм проявления девиантного поведения.

Структурно-динамические особенности женского и мужского вариантов проявления девиантного поведения.

Понятие возрастной поведенческой нормы. Детско-подростковая специфика отклоняющегося поведения. Поведение на базе фантазирования, гиперкинетическое поведение, детские страхи. Типично-подростковые девиации. Дисморфобия. Гебоидное поведение. Дромомания. Пиромания. Отклоняющееся поведение подростков на базе застенчивости. Девиации поведения, характерные исключительно для периода взрослости. Трудоголизм. Специфика девиантного поведения лиц пожилого возраста. Психопатология старения. Отклоняющееся поведение на базе идей ущербности. Эгоцентрическое отклоняющееся поведение. Ипохондрическое отклоняющееся поведение. Возрастные различия в клинических формах девиантного поведения.

Рекомендуемая литература по теме:

Основная литература

  1. Менделевич В.Д. Психология девиантного поведения. М., 2001.

Дополнительная литература

  1. Бойко В.В. Трудные характеры подростков: развитие, выявление, помощь. СПб, 2002.

  2. Гонеев А.Д. Основы коррекционной педагогики. М., 2002.

  3. Егоров А.Ю., Игумнов С.А. Расстройства поведения у подростков: клинико-психологические аспекты. СПб.: Речь, 2005. 436 с.

  4. Ранняя профилактика отклоняющегося поведения учащихся: психолого-педагогический аспект / Под ред. В.А. Татенко, Т.М. Титаренко. Киев, 1989.