logo
УМК Соц

Семинарское занятие № 2. По теме « Проблемное потребление алкоголя: профилактическая и коррекционная работа»

  1. Определение, классификация и терминология алкоголизма.

  2. Биологические, психологические и социальные факторы, способствующие злоупотреблению алкоголем и формированию алкоголизма.

  3. Особенности женского пьянства и алкоголизма.

  4. Алкоголизм в детском, подростковом и юношеском возрасте.

  5. Семейный алкоголизм: состояние проблемы, тенденции, подходы к решению.

  6. Особенности проведения первичной, вторичной и третичной профилактики. Специфика составления программ профилактики, тренинга.

  7. Формы и методы коррекции и реабилитации лиц, зависимых от алкоголя. Роль социальных работников в решении проблем алкогольной зависимости.

  8. Зарубежный опыт оказания социальной помощи клиентам, злоупотребляющим алкоголем.

  9. Деятельность общественных организаций в профилактике и лечении алкоголизма. Общество анонимных алкоголиков.

Задание для индивидуальной и самостоятельной работы

  1. Подготовить программу профилактики алкоголизма первичного, вторичного или третичного уровня, предназначенную для детей младшего, среднего и старшего школьного возраста, родителей, педагогов и др. (на выбор).

  2. Дать подробный анализ работы любой социальной службы с лицами, зависимыми от алкоголя (в России или за рубежом).

Контрольные вопросы

    1. Дайте определения следующим понятиям: аддиктивное поведение, химическая аддикция, психоактивное вещество, алкоголизм, психическая зависимость, физическая зависимость, астенический синдром, абстинентный синдром, толерантность, алкогольная фетопатия, алкогольный психоз.

    2. Перечислите факторы, способствующие формированию алкоголизма.

    3. Назовите основные мотивы употребления алкоголя.

    4. В чем проявляется типичное и атипичное проявление алкогольного опьянения?

    5. Перечислите основные стадии развития алкоголизма. В чем заключается специфика каждой из стадий?

    6. Какие симптомы и синдромы характеризуют зависимость от алкоголя.

    7. Назовите основные социальные, валеологические и иные последствия пьянства и алкоголизма.

    8. Что включает в себя комплексная программа профилактики алкоголизма? Назовите основные направления работы с детьми и подростками в рамках комплексных программ профилактики алкоголизма.

    9. Какие существуют формы и методы коррекции и реабилитации лиц, зависимых от алкоголя?

    10. В чем специфика работы общества анонимных алкоголиков?