Семинарское занятие № 2. По теме « Проблемное потребление алкоголя: профилактическая и коррекционная работа»
Определение, классификация и терминология алкоголизма.
Биологические, психологические и социальные факторы, способствующие злоупотреблению алкоголем и формированию алкоголизма.
Особенности женского пьянства и алкоголизма.
Алкоголизм в детском, подростковом и юношеском возрасте.
Семейный алкоголизм: состояние проблемы, тенденции, подходы к решению.
Особенности проведения первичной, вторичной и третичной профилактики. Специфика составления программ профилактики, тренинга.
Формы и методы коррекции и реабилитации лиц, зависимых от алкоголя. Роль социальных работников в решении проблем алкогольной зависимости.
Зарубежный опыт оказания социальной помощи клиентам, злоупотребляющим алкоголем.
Деятельность общественных организаций в профилактике и лечении алкоголизма. Общество анонимных алкоголиков.
Задание для индивидуальной и самостоятельной работы
Подготовить программу профилактики алкоголизма первичного, вторичного или третичного уровня, предназначенную для детей младшего, среднего и старшего школьного возраста, родителей, педагогов и др. (на выбор).
Дать подробный анализ работы любой социальной службы с лицами, зависимыми от алкоголя (в России или за рубежом).
Контрольные вопросы
Дайте определения следующим понятиям: аддиктивное поведение, химическая аддикция, психоактивное вещество, алкоголизм, психическая зависимость, физическая зависимость, астенический синдром, абстинентный синдром, толерантность, алкогольная фетопатия, алкогольный психоз.
Перечислите факторы, способствующие формированию алкоголизма.
Назовите основные мотивы употребления алкоголя.
В чем проявляется типичное и атипичное проявление алкогольного опьянения?
Перечислите основные стадии развития алкоголизма. В чем заключается специфика каждой из стадий?
Какие симптомы и синдромы характеризуют зависимость от алкоголя.
Назовите основные социальные, валеологические и иные последствия пьянства и алкоголизма.
Что включает в себя комплексная программа профилактики алкоголизма? Назовите основные направления работы с детьми и подростками в рамках комплексных программ профилактики алкоголизма.
Какие существуют формы и методы коррекции и реабилитации лиц, зависимых от алкоголя?
В чем специфика работы общества анонимных алкоголиков?
- Учебно-методический комплекс
- Рабочая учебная программа
- Составлена
- Пояснительная записка
- Учебно-тематический план курса для студентов дневного отделения
- Содержание учебной дисциплины Раздел 1. Теория социальных отклонений в системе научного знания
- Тема 1. Социальные девиации: введение в общую теорию
- Тема 2. Становление и развитие теории девиантного поведения
- Семинарское занятие № 1. По теме «Становление и развитие теории девиантного поведения»
- Тема 3. Отклоняющееся поведение как психолого-педагогическая и социальная проблема. Типы, формы и структура девиантного поведения
- Тема 4. Факторы формирования девиантного поведения
- Тема 5. Этнокультурные, гендерные и возрастные особенности девиантного поведения и их учет в организации превентивно-коррекционной работы
- Раздел 2. Организация превентивно-коррекционной работы с различными формами девиантного поведения
- Тема 6. Аддиктивное поведение: сущность, основные формы и механизмы формирования
- Тема 7. Проблемное потребление алкоголя. Профилактика и коррекция пьянства и алкоголизма
- Семинарское занятие № 2. По теме « Проблемное потребление алкоголя: профилактическая и коррекционная работа»
- Тема 8. Наркотизм как социальная проблема. Особенности социальной работы по профилактике и коррекции наркомании
- Семинарское занятие № 3. По теме «Наркомания как форма девиантного поведения: превентивно-коррекционная работа»
- Тема 9. Токсикомания: причины, последствия, превентивно-коррекционная работа
- Семинарское занятие № 4. По теме «Токсикомания: причины, последствия, превентивно-коррекционная работа»
- Тема 10. Гемблинг, компьютерная зависимость как формы аддиктивного поведения. Специфика превентивно-коррекционной работы
- Тема 11. Сектантство как социальное явление. Организация социальной помощи адептам религиозных организаций деструктивной направленности
- Тема 12. Суицид и его профилактика. Терапия и коррекция суицидального поведения
- Семинарское занятие № 5. По теме «Суицид и его профилактика. Терапия и коррекция суицидального поведения»
- Тема 13. Сексуальные отклонения как социальная проблема
- Семинарское занятие № 6. По теме «Сексуальные отклонения как социальная проблема»
- Тема 14. Проституция как социальное явление и социальная проблема. Организация контроля и превентивно-коррекционной работы
- Семинарское занятие № 7. По теме «Проституция как форма девиантого сексуального поведения»
- Тема 15. Пауперизм, бродяжничество и другие виды социальной дезадаптации. Особенности превентивно-коррекционной работы
- Семинарское занятие № 8. По теме «Пауперизм, бродяжничество и другие виды социальной дезадаптации. Особенности превентивно-коррекционной работы»
- Тема 16. Агрессивность, жестокое обращение в семье. Криминологическая характеристика насилия среди несовершеннолетних. Специфика превентивно-коррекционной работы с явлениями насилия
- Тема 17. Социальная работа с детьми и подростками, состоящими в криминогенных неформальных объединениях
- Семинарское занятие № 10. По теме «Социальная работа с детьми и подростками, состоящими в криминогенных неформальных объединениях»
- Тема 18. Преступность как социальная проблема
- Тема 19. Несовершеннолетние правонарушители как объект социальной работы
- Семинарское занятие № 11. По теме «Несовершеннолетние правонарушители как объект социальной работы»
- Тема 20. Социальная работа в пенитенциарной системе
- Семинарское занятие № 12. По теме «Социальная работа в пенитенциарной системе»
- Тема 21. Социальная адаптация и интеграция в социум лиц, освободившихся от отбывания наказания
- Семинарское занятие № 13. По теме «Социальная адаптация и интеграция в социум лиц, освободившихся от отбывания наказания»
- Литература
- Методические указания по выполнению реферата
- Часть 1.
- Часть 2.
- Для студентов заочной формы обучения Часть 1.
- Часть 2. Задания для индивидуальной и самостоятельной работы по вариантам
- Для студентов заочной формы обучения
- Для проверки знаний студентов по дисциплине «Социальные девиации: превентивно-коррекционная работа»
- Вопросы к экзамену