Вопросы к экзамену
Социальная норма и отклонение. Социальное реагирование на отклонение и социальная работа.
Становление и развитие теории девиантного поведения.
Социальное регулирование. Типы, формы социальной регуляции. Технологические аспекты социального регулирования.
Социальный надзор и контроль как направление социальной работы с лицами девиантого поведения.
Профилактика социальных отклонений: сущность, значение, пути и проблемы. Принципы и методы профилактики девиантного поведения в социальной работе.
Коррекция девиантного поведения и реабилитация социальных дезадаптантов. Проблемы интеграции девиантов в общество.
Основные классификации видов и форм девиантного поведения.
Этнокультурные, гендерные и возрастные особенности девиантного поведения и их учет в организации превентивно-коррекционной работы.
Причины и условия формирования девиантного поведения.
Аддиктивное поведение. Специфика формирования, профилактики и коррекции аддиктивного поведения.
Проблемное потребление алкоголя как социальная девиация.
Семейный алкоголизм: состояние проблемы, тенденции, подходы к решению.
Проблемы и основные направления профилактики пьянства и алкоголизма. Концепция комплексной профилактики алкоголизма.
Формы и методы коррекции и реабилитации лиц, зависимых от алкоголя. Роль социальных работников в решении проблем алкогольной зависимости.
Зарубежный опыт оказания социальной помощи клиентам, злоупотребляющим алкоголем.
Деятельность общественных организаций в профилактике и лечении алкоголизма. Работа общества анонимных алкоголиков.
Профилактика употребления алкоголя, наркотиков и других психоактивных веществ в семье.
Наркотизм как социальная проблема.
Профилактика наркотизма. Социальная программа Международной ассоциации по борьбе с наркоманией и наркобизнесом.
Коррекционно-реабилитационная работа с наркоманами. Группы самопомощи анонимных наркоманов.
Зарубежный опыт оказания социальной помощи лицам наркотической зависимости.
Токсикомания: причины, последствия, организация превентивно-коррекционной работы.
Интернет-зависимость как форма аддиктивного поведения. Специфика превентивно-коррекционной работы.
Игровая аддикция как социальная проблема. Организация профилактики и коррекции.
Религиозный фанатизм, сектантство. Организация социальной помощи адептам религиозных организаций деструктивной направленности.
Суицидология как наука о самоубийстве. Основные научные школы суицидологии. Пресуицидальный синдром, парасуицид, суицидальный шантаж, суицид, суицидомания как основные понятия суицидологии.
Понятие, типы и формы суицидального поведения. Причины проявления суицидального поведения.
Уровень и динамика самоубийств. Этнические и региональные различия. Социально-демографические характеристики суицидентов.
Основные направления профилактики самоубийств. Структура и функции суицидологической службы.
Психологическая помощь клиентам, совершившим суицидальные попытки или выказавшим суицидальные намерения. Терапия и коррекция суицидального поведения.
Сексуальные отклонения как социальная проблема. Терапия и коррекция сексуальных девиаций.
Несовершеннолетнее материнство как форма девиантного сексуального поведения. Социальная работа с несовершеннолетними матерями.
Проституция несовершеннолетних как актуальная социальная проблема. Организация профилактики детской и подростковой проституции.
Проблемы социального контроля и правового регулирования проституции.
Бродяжничество как вид социальной дезадаптации и социальное явление. Особенности превентивно-коррекционной работы.
Андеркласс как поле деятельности социального работника.
Маргинальность как социальное явление. Криминологический подход к оценке маргинальности.
Безнадзорность и беспризорность детей как социальная проблема. Технология работы уличного социального работника.
Организация системы профилактики беспризорности и правонарушений несовершеннолетних в Российской Федерации.
Социально-педагогическая реабилитация дезадаптированных детей и подростков.
Агрессия и аутоагрессия как формы проявления девиантного поведения. Агрессивное поведение и механизмы его формирования. Специфика подростковой агрессии.
Криминологическая характеристика и предупреждение насилия среди несовершеннолетних.
Групповой подростковый вандализм как вид преступления. Профилактика групповой агрессии несовершеннолетних.
Преступность несовершеннолетних как объект социальной работы. Организация системы профилактики правонарушений среди несовершеннолетних.
Неформальные объединения детей и молодежи. Социальная работа с детьми и подростками, состоящими в криминогенных неформальных объединениях.
Уголовное судопроизводство в отношении несовершеннолетних правонарушителей. Система социальной помощи несовершеннолетним правонарушителям в России и за рубежом.
Преступность как социальная проблема.
Исторические аспекты социальной помощи осужденным в России и за рубежом.
Современная система исправительных учреждений в России. Принципы деятельности современной пенитенциарной системы.
Жизненное пространство осужденных как объект профессионального вмешательства психолога и социального работника.
Психологические аспекты социальной работы в учреждениях исполнения уголовного наказания.
Особенности технологий социальной работы в пенитенциарных учреждениях.
Социальная адаптация и ресоциализация несовершеннолетних осужденных в исправительных учреждениях.
Зарубежный опыт социальной помощи в пенитенциарных учреждениях.
Социальная адаптация и интеграция в социум лиц, освободившихся от отбывания наказания.
Агрессивность, жестокое обращение в семье. Социальная работа с семьями, члены которых подвергаются насилию.
- Учебно-методический комплекс
- Рабочая учебная программа
- Составлена
- Пояснительная записка
- Учебно-тематический план курса для студентов дневного отделения
- Содержание учебной дисциплины Раздел 1. Теория социальных отклонений в системе научного знания
- Тема 1. Социальные девиации: введение в общую теорию
- Тема 2. Становление и развитие теории девиантного поведения
- Семинарское занятие № 1. По теме «Становление и развитие теории девиантного поведения»
- Тема 3. Отклоняющееся поведение как психолого-педагогическая и социальная проблема. Типы, формы и структура девиантного поведения
- Тема 4. Факторы формирования девиантного поведения
- Тема 5. Этнокультурные, гендерные и возрастные особенности девиантного поведения и их учет в организации превентивно-коррекционной работы
- Раздел 2. Организация превентивно-коррекционной работы с различными формами девиантного поведения
- Тема 6. Аддиктивное поведение: сущность, основные формы и механизмы формирования
- Тема 7. Проблемное потребление алкоголя. Профилактика и коррекция пьянства и алкоголизма
- Семинарское занятие № 2. По теме « Проблемное потребление алкоголя: профилактическая и коррекционная работа»
- Тема 8. Наркотизм как социальная проблема. Особенности социальной работы по профилактике и коррекции наркомании
- Семинарское занятие № 3. По теме «Наркомания как форма девиантного поведения: превентивно-коррекционная работа»
- Тема 9. Токсикомания: причины, последствия, превентивно-коррекционная работа
- Семинарское занятие № 4. По теме «Токсикомания: причины, последствия, превентивно-коррекционная работа»
- Тема 10. Гемблинг, компьютерная зависимость как формы аддиктивного поведения. Специфика превентивно-коррекционной работы
- Тема 11. Сектантство как социальное явление. Организация социальной помощи адептам религиозных организаций деструктивной направленности
- Тема 12. Суицид и его профилактика. Терапия и коррекция суицидального поведения
- Семинарское занятие № 5. По теме «Суицид и его профилактика. Терапия и коррекция суицидального поведения»
- Тема 13. Сексуальные отклонения как социальная проблема
- Семинарское занятие № 6. По теме «Сексуальные отклонения как социальная проблема»
- Тема 14. Проституция как социальное явление и социальная проблема. Организация контроля и превентивно-коррекционной работы
- Семинарское занятие № 7. По теме «Проституция как форма девиантого сексуального поведения»
- Тема 15. Пауперизм, бродяжничество и другие виды социальной дезадаптации. Особенности превентивно-коррекционной работы
- Семинарское занятие № 8. По теме «Пауперизм, бродяжничество и другие виды социальной дезадаптации. Особенности превентивно-коррекционной работы»
- Тема 16. Агрессивность, жестокое обращение в семье. Криминологическая характеристика насилия среди несовершеннолетних. Специфика превентивно-коррекционной работы с явлениями насилия
- Тема 17. Социальная работа с детьми и подростками, состоящими в криминогенных неформальных объединениях
- Семинарское занятие № 10. По теме «Социальная работа с детьми и подростками, состоящими в криминогенных неформальных объединениях»
- Тема 18. Преступность как социальная проблема
- Тема 19. Несовершеннолетние правонарушители как объект социальной работы
- Семинарское занятие № 11. По теме «Несовершеннолетние правонарушители как объект социальной работы»
- Тема 20. Социальная работа в пенитенциарной системе
- Семинарское занятие № 12. По теме «Социальная работа в пенитенциарной системе»
- Тема 21. Социальная адаптация и интеграция в социум лиц, освободившихся от отбывания наказания
- Семинарское занятие № 13. По теме «Социальная адаптация и интеграция в социум лиц, освободившихся от отбывания наказания»
- Литература
- Методические указания по выполнению реферата
- Часть 1.
- Часть 2.
- Для студентов заочной формы обучения Часть 1.
- Часть 2. Задания для индивидуальной и самостоятельной работы по вариантам
- Для студентов заочной формы обучения
- Для проверки знаний студентов по дисциплине «Социальные девиации: превентивно-коррекционная работа»
- Вопросы к экзамену