logo search
Женщина и социализм

3. Французская революция и крупная промышленность

Замужняя женщина из буржуазии жила в то время в строгой

домашней замкнутости; у нее было так много работы и забот, что

она, как добросовестная хозяйка, должна была стоять на своем

посту с раннего утра до поздней ночи, чтобы выполнить свои

обязанности, но и это было возможно лишь с помощью ее дочерей.

Она должна была делать не только ежедневную домашнюю работу,

которую и ныне совершает мелкобуржуазная хозяйка, но еще и

многое другое, от чего освобождена женщина в настоящем. Она

должна была прясть, ткать, белить холст, сама изготовлять белье

и платье, варить мыло, делать свечи, варить пиво, одним словом,

она была настоящей золушкой, единственным отдыхом которой было

посещение церкви в воскресенье. Браки заключались только между

членами одного и того же общественного круга, и всеми

отношениями управлял наистрожайший и смехотворнейший дух

исключительной сословности. В подобном же духе велось

воспитание дочерей, которых так же содержали в строгой домашней

замкнутости; их умственное образование было незначительно, и их

кругозор не выходил из рамок самых узких домашних отношений. К

этому присоединялось подчинение пустым внешним формам,

заменявшим им образование и ум и превратившим жизнь женщины в

настоящую каторгу. Дух реформации выродился в самый ужасный

педантизм, естественные потребности человека и его

жизнерадостность были заглушены массой с «достоинством»

произнесенных, но мертвящих жизненных правил. Пустота и

ограниченность властвовали над бюргерством, а те, что стояли

еще ниже, жили под свинцовым гнетом и в самых бедственных

условиях.

Наступила французская революция, которая смела во Франции

старый государственный и общественный порядок; дух революции

перенесся в Германию, и ему не мог дальше противостоять старый

порядок. Французское иноземное владычество имело для Германии

значение революции; оно или низвергло все старое, отжившее,

или, как это было в Пруссии, ускорило его падение. И все

попытки реакционного периода, наступившего после 1815 года,

повернуть колесо истории назад оказались тщетными, так как

новое стало слишком сильным и в конце концов победило.

Цеховые привилегии, отсутствие свободы личности, особые

судебные права отдельных округов - все это в более

прогрессивных государствах постепенно было сдано в архив. Новые

технические улучшения и открытия, особенно изобретение и

усовершенствование паровой машины и вытекающее из этого

d`k|meixee удешевление товаров, вызвали необходимость массового

привлечения на работу, особенно женщин. Строились фабрики,

железные дороги и пароходы, выросли шахты, копи, стеклянные и

фаянсовые предприятия, текстильная индустрия с ее различными

отраслями, машиностроение, строительное дело и т. д.;

университеты и технические высшие учебные заведения давали

умственные силы, необходимые для этого развития. Вновь

поднявшийся класс крупных капиталистов - буржуазия,

поддерживаемая всеми сторонниками прогресса, стремилась

устранить старый порядок вещей, становившийся все более

невыносимым. То, что революция снизу расшатала в годы народных

движений 1848 и 1849 годов, устранила революция сверху 1866

года. Создано было политическое единство, согласно желанию

буржуазии, а затем последовало устранение и всех остальных

экономических и социальных преград. Появилась свобода

промыслов, свобода передвижения, уничтожены ограничения при

заключении брака, введена свобода поселений, одним словом, все

то законодательство, которое нужно было капитализму для его

развития. Наряду с рабочим это новое развитие пошло на пользу и

женщине, открыв ей более свободный путь вперед.

Еще до установления нового порядка вещей в 1866 году

уничтожен был целый ряд преград и ограничений в различных

немецких государствах, и старомодные реакционеры вынуждены были

пророчествовать о падении нравственности и морали. Так, уже в

1863 году епископ майнцский фон Кеттелер жаловался, «что

уничтожение существующих ограничений при заключении брака

означает его разрушение, ибо теперь супругам возможно свободно

расходиться». Эта жалоба содержит в себе невольное признание

слабости моральных связей в современном браке до такой степени,

что удержать супругов вместе может только самое сильное

принуждение.

То обстоятельство, что участившиеся браки вызвали быстрый

рост населения и до тех пор неизвестные социальные бедствия,

созданные колоссально развившейся промышленной системой, -все

это, как и в предыдущие периоды, снова вызвало страх перед

перенаселением. В дальнейшем мы укажем, что означает этот страх

перенаселения, и выясним его истинный смысл.

Отдел второй

ЖЕНЩИНА В НАСТОЯЩЕМ

ГЛАВА СЕДЬМАЯ

ЖЕНЩИНА КАК ПОЛОВОЕ СУЩЕСТВО