logo
Женщина и социализм

1. Главные эпохи доисторического периода

Женщину и рабочего объединяет то, что оба они угнетенные.

Формы этого угнетения в различные времена и в различных странах

изменялись, но угнетение оставалось. Угнетенные в течение

исторического развития нередко сознавали, что они угнетены, и

это сознание вело к изменению и облегчению их положения, но

понимание сущности этого угнетения и его причин является как у

женщины, так и у рабочего результатом лишь наших дней. Сначала

должны были быть познаны сущность общества и законы, лежащие в

основе его развития, и тогда только движение, направленное на

устранение признанных несправедливыми условий могло начаться с

надеждой на успех. Но широта и глубина такого движения зависят

от степени понимания заинтересованных слоев и от степени

свободы их движения. В обоих отношениях женщина отстает от

рабочего, что объясняется как обычаем и воспитанием, так и

ограничением ее свободы. Есть и другое обстоятельство.

Отношения, существующие в течение целого ряда поколений,

становятся в конце концов привычными и начинают благодаря

наследственности и воспитанию казаться «естественными» и

рабочему и женщине. Поэтому до сих пор в особенности женщина

смотрит на свое подчиненное положение как на нечто само собой

понятное и нелегко ей разъяснить, что это положение недостойно

ее, что она должна стремиться к равенству с мужчиной и стать во

всех отношениях равноправным членом общества.

Много сходного в положении женщины и рабочего, но в одном

женщина идет впереди рабочего: она - первое человеческое

существо, попавшее в рабство. Женщина сделалась рабой раньше,

чем появился раб.

Всякая социальная зависимость и всякое социальное угнетение

коренится в экономической зависимости угнетенного от

угнетателя. В этом положении женщина находится с самого

древнего времени, как это нам показывает история развития

человеческого общества.

Это развитие сделалось известным, правда, сравнительно

недавно. Как библейский миф о сотворении мира не мог удержаться

перед исследованиями в области географии, естествознания и

истории, опирающимися на бесспорные и бесчисленные факты, так

несостоятельным оказался и библейский миф о сотворении и

развитии человека. Правда, еще не все части в этой истории

развития выяснены и относительно многих, уже открытых,

существуют еще среди исследователей разногласия по поводу

значения и соотношения того или другого явления. Но в общем

господствуют ясность и единомыслие. Установлено, что человек

явился на землю не культурным человеком, как утверждает Библия

о первой человеческой паре, а что он в течение бесконечно

долгого времени, постепенно освобождаясь от чисто животного

состояния, прошел ряд стадий развития, в которых самым

различным образом изменялись как социальные отношения, так и

отношения между мужчиной и женщиной.

Утверждение, которое как по поводу отношений между мужчиной

и женщиной, так и между богатым и бедным нам ежедневно

повторяют невежды или обманщики, что «так было вечно» и «.так

останется вечно», - со всех сторон фальшиво, поверхностно и

вымышлено.

Сжатое изложение отношений полов с первобытного времени имеет

nqnaemmne значение для цели предлагаемого сочинения, так как

этим должно быть доказано, что если уже в предыдущей эпохе

развития человечества эти отношения изменялись в зависимости от

изменения способов производства и распределения продуктов, то и

при дальнейшем изменении способов производства и распределения

продуктов будут опять-таки изменяться отношения полов. Нет

ничего «вечного» ни в природе, ни в человеческой жизни, вечно

только изменение. Проникновение в историю развития

человеческого общества показывает, что первая человеческая

общность выступает в виде племени или орды24 и лишь рост

населения и трудности, связанные с добыванием продуктов

питания, состоявших первоначально из корней, ягод и фруктов,

привели к распадению и разделению племен и отысканию новых мест

для жизни.

Это почти звероподобное состояние, относительно которого у

нас нет никаких исторических данных, несомненно существовало,

что доказывается нашими знаниями о различных культурных стадиях

развития в исторические времена и о живущих еще поныне диких

племенах. Человек ,не вступил в жизнь по повелению творца уже

как высшее культурное существо, он, напротив, прошел различные

стадии бесконечно долгого процесса развития и только постепенно

достиг современного уровня, пройдя различные периоды культуры и

находясь в постоянном процессе дифференциации во всех частях

земли и во всех ее поясах.

И в то время как в одной части земного шара великие народы

стоят на высшей ступени культурного развития, другие народности

в самых различных частях света стоят на неодинаковых ступенях

культуры. Эти последние дают картину нашего собственного

прошлого и показывают нам пути, которые человечество прошло в

течение своего долгого развития. Если удастся установить общие,

всеми признанные принципы, на которых могут основываться

научные исследования культурного развития, то выяснится масса

фактов, бросающих совершенно новый свет на отношения людей в

прошлом и настоящем. Тогда нам будут казаться естественными те

явления, которые теперь непонятны и на которые поверхностные

наблюдатели нападают как на неразумные и нередко как на

«безнравственные». Туман, висевший над первобытной историей

человеческого рода, со времени изысканий Бахофена начинает все

более рассеиваться усилиями целого ряда ученых, каковы Таило,

Мак-Ленан, Леббок и т. д. К ним присоединился и Морган со своим

фундаментальным сочинением, которое дополнено Фридрихом

Энгельсом рядом исторических фактов экономического и

политического характера и которое недавно отчасти подтверждено,

отчасти исправлено Куновом25.

Ясные и логические рассуждения, которые Фридрих Энгельс дает

в своем превосходном сочинении, ссылаясь на Моргана, проливают

яркий свет на массу непонятных и отчасти казавшихся нелепыми

явлений в жизни народностей более высокого и более низкого

культурного развития. Только теперь получаем мы возможность

разобраться в постепенном построении человеческого общества. Мы

видим, что наши прежние воззрения на брак, семью и государство

основывались на совершенно ложных представлениях. Это были

фантастические картины, совершенно не соответствующие

действительности.

Но то, что доказано по отношению к браку, семье и

государству, относится также и к роли женщины, занимавшей в

различные периоды развития положение совершенно иное, чем то,

которое ей теперь приписывается как «вечно таким бывшее».

Морган, к которому присоединяется и Энгельс, разделяет историю

человечества на три главные эпохи: дикое состояние, варварство,

цивилизация. Каждую из первых эпох он подразделяет на низшую,

среднюю и высшую ступень, которые отличаются друг от друга

существенными улучшениями в способе добывания средств к

qsyeqrbnb`mh~. Совершенно в духе материалистического понимания

истории, обоснованного Карлом Марксом и Фридрихом Энгельсом,

Морган видит главный признак культурного развития в тех

изменениях, которые вызываются в различные эпохи жизни народов

прогрессом производства, следовательно, и прогрессом в способе

добывания средств к существованию. Период дикого состояния на

низшей ступени представляет детство человеческого рода: люди

живут отчасти на деревьях, питаются главным образом фруктами и

корнями, но у них уже появляется членораздельная речь. Средняя

ступень дикого состояния начинается вместе с употреблением в

пищу мелких животных (рыб, раков и т. д.) и пользованием огнем.

Изготовляется оружие, прежде всего дубины и копья из дерева и

камня, и вместе с тем начинается охота и, конечно, также война

с соседними племенами из-за источников питания и мест для

поселения и охоты. На этой ступени появляется также и

людоедство, которое еще и поныне существует у отдельных племен

и народов Африки, Австралии и Полинезии. Высшая ступень дикого

состояния характеризуется усовершенствованием оружия до лука и

стрелы; возникает ручное тканье, плетение корзин из тростника и

лыка и приготовление полированных каменных орудий. Вместе с тем

становится возможной обработка дерева для изготовления лодок и

хижин. Образ жизни делается разностороннее. Существующие орудия

и вспомогательные средства позволяют добывать большое

количество пищи для содержания значительного количества людей.

Низшая ступень варварства начинается, по Моргану, с введения

гончарного производства. Начинается приручение, и разведение

животных, а вместе с тем мясное и молочное производство; для

различных целей пользуются также кожами, рогами, шерстью.

Вместе с тем возникает культура растений: на западе - маис, на

востоке- почти все известные роды хлеба, за исключением маиса.

Средняя ступень варварства на востоке отмечается все более

развивающимся приручением животных, на западе - культурой

питательных растений посредством искусственного орошения. Для

построек употребляются камень и кирпич, высушенные на солнце.

Приручение и разведение животных способствует образованию стад

и приводит к пастушеской жизни. Затем необходимость в больших

количествах пищи для людей и животных приводит к землепашеству,

а это означает большую оседлость, увеличение разнообразия

питательных средств и постепенное исчезновение людоедства.

Высшая ступень варварства начинается плавкою железной руды и

появлением письменных знаков. Изобретается железный плуг,

делающий возможным более интенсивное земледелие; входят в

употребление железный топор и железная лопата, что облегчает

выкорчевывание леса. Обработка железа кладет начало множеству

родов деятельности, совершенно изменяющих образ жизни. Железные

орудия облегчают постройку домов, кораблей, повозок; вместе с

обработкой металлов возникают далее усовершенствованное

ремесло, более сложная оружейная техника, построение городов,

обнесенных стенами. Архитектура выступает как искусство, и

благодаря изобретению буквенного письма начинают

распространяться мифология, поэзия, история.

Этот образ жизни развивается преимущественно на востоке и в

странах, прилегающих к Средиземному морю: в Египте, Греции,

Италии, где закладывается основа социальных преобразований,

имевших с течением времени решающее влияние на культурное

развитие Европы и всего земного шара.