3. Французская революция и крупная промышленность
Замужняя женщина из буржуазии жила в то время в строгой
домашней замкнутости; у нее было так много работы и забот, что
она, как добросовестная хозяйка, должна была стоять на своем
посту с раннего утра до поздней ночи, чтобы выполнить свои
обязанности, но и это было возможно лишь с помощью ее дочерей.
Она должна была делать не только ежедневную домашнюю работу,
которую и ныне совершает мелкобуржуазная хозяйка, но еще и
многое другое, от чего освобождена женщина в настоящем. Она
должна была прясть, ткать, белить холст, сама изготовлять белье
и платье, варить мыло, делать свечи, варить пиво, одним словом,
она была настоящей золушкой, единственным отдыхом которой было
посещение церкви в воскресенье. Браки заключались только между
членами одного и того же общественного круга, и всеми
отношениями управлял наистрожайший и смехотворнейший дух
исключительной сословности. В подобном же духе велось
воспитание дочерей, которых так же содержали в строгой домашней
замкнутости; их умственное образование было незначительно, и их
кругозор не выходил из рамок самых узких домашних отношений. К
этому присоединялось подчинение пустым внешним формам,
заменявшим им образование и ум и превратившим жизнь женщины в
настоящую каторгу. Дух реформации выродился в самый ужасный
педантизм, естественные потребности человека и его
жизнерадостность были заглушены массой с «достоинством»
произнесенных, но мертвящих жизненных правил. Пустота и
ограниченность властвовали над бюргерством, а те, что стояли
еще ниже, жили под свинцовым гнетом и в самых бедственных
условиях.
Наступила французская революция, которая смела во Франции
старый государственный и общественный порядок; дух революции
перенесся в Германию, и ему не мог дальше противостоять старый
порядок. Французское иноземное владычество имело для Германии
значение революции; оно или низвергло все старое, отжившее,
или, как это было в Пруссии, ускорило его падение. И все
попытки реакционного периода, наступившего после 1815 года,
повернуть колесо истории назад оказались тщетными, так как
новое стало слишком сильным и в конце концов победило.
Цеховые привилегии, отсутствие свободы личности, особые
судебные права отдельных округов - все это в более
прогрессивных государствах постепенно было сдано в архив. Новые
технические улучшения и открытия, особенно изобретение и
усовершенствование паровой машины и вытекающее из этого
d`k|meixee удешевление товаров, вызвали необходимость массового
привлечения на работу, особенно женщин. Строились фабрики,
железные дороги и пароходы, выросли шахты, копи, стеклянные и
фаянсовые предприятия, текстильная индустрия с ее различными
отраслями, машиностроение, строительное дело и т. д.;
университеты и технические высшие учебные заведения давали
умственные силы, необходимые для этого развития. Вновь
поднявшийся класс крупных капиталистов - буржуазия,
поддерживаемая всеми сторонниками прогресса, стремилась
устранить старый порядок вещей, становившийся все более
невыносимым. То, что революция снизу расшатала в годы народных
движений 1848 и 1849 годов, устранила революция сверху 1866
года. Создано было политическое единство, согласно желанию
буржуазии, а затем последовало устранение и всех остальных
экономических и социальных преград. Появилась свобода
промыслов, свобода передвижения, уничтожены ограничения при
заключении брака, введена свобода поселений, одним словом, все
то законодательство, которое нужно было капитализму для его
развития. Наряду с рабочим это новое развитие пошло на пользу и
женщине, открыв ей более свободный путь вперед.
Еще до установления нового порядка вещей в 1866 году
уничтожен был целый ряд преград и ограничений в различных
немецких государствах, и старомодные реакционеры вынуждены были
пророчествовать о падении нравственности и морали. Так, уже в
1863 году епископ майнцский фон Кеттелер жаловался, «что
уничтожение существующих ограничений при заключении брака
означает его разрушение, ибо теперь супругам возможно свободно
расходиться». Эта жалоба содержит в себе невольное признание
слабости моральных связей в современном браке до такой степени,
что удержать супругов вместе может только самое сильное
принуждение.
То обстоятельство, что участившиеся браки вызвали быстрый
рост населения и до тех пор неизвестные социальные бедствия,
созданные колоссально развившейся промышленной системой, -все
это, как и в предыдущие периоды, снова вызвало страх перед
перенаселением. В дальнейшем мы укажем, что означает этот страх
перенаселения, и выясним его истинный смысл.
Отдел второй
ЖЕНЩИНА В НАСТОЯЩЕМ
ГЛАВА СЕДЬМАЯ
ЖЕНЩИНА КАК ПОЛОВОЕ СУЩЕСТВО
- 1. Главные эпохи доисторического периода
- 2. Формы семьи
- 3. Материнское право
- 1. Возникновение отцовского права
- 2. Отзвуки материнского права в греческих мифах и драмах
- 3. Законные жены и гетеры в афинах
- 4. Остатки материнского права в нравах разных народов
- 1. Положение женщины у германцев
- 2. Феодализм и право первой ночи
- 3. Расцвет городов. Монашество и проституция
- 4. Рыцарство и поклонение женщине
- 1. Лютер
- 1. Придворная жизнь в германии
- 2. Меркантилизм и новое брачное законодательство
- 3. Французская революция и крупная промышленность
- 1. Половое влечение
- 2. Безбрачие и частые самоубийства
- 1. Брак как призвание
- 3. Денежный брак и биржа браков
- 1. Рост расторжений браков
- 2. Буржуазный и пролетарский брак
- 1. Уменьшение числа вступлений в брак
- 2. Детоубийство и вытравление плода
- 3. Воспитание для целей брака
- 4. Бедствия современной супружеской жизни
- 1. Численное соотношение полов
- 2. Помехи и препятствия к браку. Численный перевес женщин
- 1. Проституция и общество
- 2. Проституция и государство
- 3. Торговля девушками
- 4. Рост проституции. Внебрачные матери
- Раздел 3 (безнравственные поступки против лиц младше 14 лет) в
- 1. Развитие и распространение женского труда
- 1. Революция в домашней жизни
- 2. Духовные способности женщины
- 3. Различия в телесных и духовных качествах мужчин и женщин
- 4. Дарвинизм и состояние общества