1. Революция в домашней жизни
Хотя выше охарактеризованная эволюция положения женщины
очевидна и всякий, кто не слеп, должен это видеть, тем не менее
ежедневно приходится слышать болтовню об «естественном
назначении женщины», указывающую ей на домашнюю жизнь и семью.
Подобные разговоры громче всего ведутся там, где женщина
пытается добиться занятий высшего рода, например в области
высшего преподавания и управления, медицине, по юридической
части, естественным наукам и т. д. Выискиваются самые
смехотворные возражения, и они отстаиваются с ученым видом. И
для защиты самых абсурдных и нелепых вещей господа, мнящие себя
учеными, ссылаются здесь, как во многом другом, на науку. Их
главным козырем является утверждение, что женщина по умственным
способностям ниже мужчины и в умственной области ничего
значительного создать не может.
Эти возражения относительно призвания и способностей женщины
настолько соответствуют предрассудкам большинства мужчин, что
каждый, высказывающий их, может рассчитывать на сочувствие
последних.
До тех пор пока общее образование и понимание будут стоять
еще так низко, как ныне, новые идеи будут встречать сильное
сопротивление, особенно если в интересах господствующих классов
ограничивать по возможности образование пределами своего
класса. Поэтому новые идеи сначала привлекают только
незначительное меньшинство, они, по обыкновению, подвергаются
насмешкам, клевете и даже преследованию. Если же эти идеи
благие и разумные, если они возникли как необходимое следствие
существовавших порядков, тогда они будут распространяться и
меньшинство в конце концов превратится в большинство. Так было
до сих пор со всеми новыми идеями, и идея об осуществлении
истинной и полной эмансипации женщины будет иметь такой же
успех.
Разве исповедующие христианство не были когда-то в
меньшинстве? Разве реформаторы или современная буржуазия не
имели очень сильных противников? И все-таки они остались
победителями. Разве социал-демократия погибла, будучи в
германской империи 12 лет связанной по рукам и ногам
исключительным законом? Никогда она не была так уверена в своей
победе, как тогда, когда думали, что она убита.
Ссылка на призвание женщины, по которой она должна быть
экономкой и нянькой, так же глубокомысленна, как ссылка на
вечное существование королей потому только, что, с тех пор как
существует история, где-нибудь были и короли. Мы не знаем,
откуда явился первый король, так же как мы не знаем, где
появился первый капиталист, но мы знаем и видим, что монархия в
течение тысячелетий существенно изменилась и тенденцией ее
эволюции является постепенное уменьшение королевской власти,
пока наконец не наступит время, а оно уже близко, когда
монархия сделается излишней. Подобно монархии, всякое
государственное и общественное учреждение подвержено постоянным
изменениям, преобразованиям и в конце концов гибели. Мы видели
в исторической части этой книги, что современная форма брака и
положение женщины ни в коем случае не были «вечно» такими, как
ныне; что они являются продуктом исторического развития,
которое ни в коем случае еще не окончено. Если приблизительно
2350 лет тому назад Демосфен считал единственным призванием
женщины «производить на свет законных детей и быть верной
хранительницей дома», то ныне эта точка зрения уже преодолена.
Jrn бы решился теперь защищать такое положение, как
«соответствующее природе», не вызвав упрека в принижении
женщины? Хотя есть еще чудаки, которые втайне и соглашаются с
мнением старого афинянина, но никто не осмелится открыто
высказать то, что тысячи лет тому назад один из величайших
мужей Греции мог свободно и открыто объявить как нечто само
собой понятное. В этом-то и состоит прогресс.
Хотя современный порядок вещей и погубил миллионы браков,
он, с другой стороны, благотворно повлиял на развитие брака.
Немного десятилетий тому назад в каждом бюргерском и
крестьянском доме считалось само собой понятным, чтобы женщина
не только шила, вязала и стирала, хотя и это уже давно вышло из
моды, но и пекла хлеб, пряла, ткала, белила, варила пиво, мыло
и свечи. Считалось безграничным расточительством сшить одежду
вне дома. Водопроводы, газ, газовые или керосиновые кухни и т.
д., не говоря уже об электричестве, наряду с многочисленными
другими существующими ныне устройствами для дома и кухни были
неизвестны. Конечно, и теперь еще существуют устарелые порядки,
но они - исключения. Большинство женщин не выполняет многих
домашних дел, считавшихся прежде необходимыми, так как
промышленность устраивает это лучше, практичнее и дешевле, чем
это может сделать хозяйка, и потому в домах нет, по крайней
мере в городах, надлежащих для этого устройств. Итак, в течение
немногих десятилетий в нашей семейной жизни совершилась великая
революция, на которую мы только потому обращаем так мало
внимания, что считаем ее чем-то само собой понятным. Изменения,
происходящие, так сказать, на глазах человека, не замечаются
им, если они не предстанут перед ним внезапно и не нарушат его
обыденного порядка, но он восстает против мнений, грозящих
вырвать его из старых привычек.
Эта революция, происшедшая в нашей домашней жизни и идущая
постоянно вперед, существенно изменила положение женщины в
семье еще и в другом направлении: женщина стала свободнее,
независимее. Наши бабушки, жены почтенных мастеров, даже и не
думали о том, чтобы, к примеру, подмастерье и ученики не
обедали за одним с ними столом. Но зато они и не осмеливались
думать, чтобы посещать концерты и увеселительные места в будни.
И какая из тех добрых старых женщин посмела бы вмешиваться в
общественные дела, как это делают теперь многие женщины?
Основываются общества с самыми различными целями, содержатся и
организуются газеты, созываются конгрессы. Как работницы,
женщины объединяются в профессиональные союзы, посещают
собрания и общества мужчин, они уже получали в некоторых местах
право участвовать в выборах промышленных судов - мы говорим
здесь о Германии, - право, в котором им отказало реакционное
большинство рейхстага в 1890 году.
Какой педант захотел бы уничтожить описанные выше изменения,
хотя нужно признаться, что наряду со светлыми сторонами
существуют и темные, связанные с нашими переходными и
разлагающимися условиями жизни, но преобладают все же светлые
стороны. И сами женщины, как бы они до сих пор в большинстве ни
оставались консервативными, совсем не имеют склонности
вернуться к старым, узким, патриархальным условиям прежних
времен.
В Соединенных Штатах общество хотя и стоит на буржуазной
почве, но ему не приходится бороться ни со старыми европейскими
предрассудками, ни с отжившими порядками, и оно поэтому более
склонно принимать новые идеи и порядки, если они обещают
выгоду. Там давно уже смотрят на положение женщины иначе, чем у
нас. Там, например, в более обеспеченных кругах уже пришли к
мысли, что не только утомительно и хлопотливо, но даже не
выгодно для кошелька, если жена сама печет хлеб и варит пиво,
там считают излишним, чтобы она готовила в собственной кухне.
Vemrp`k|m{e кухни обеденных товариществ с их всевозможными
машинами и целесообразными вспомогательными средствами заменили
частную кухню; женщины товарищества поочередно несут службу, и
пища приготовляется дешевле и вкуснее, в ней больше перемен, и
ее приготовление причиняет гораздо меньше хлопот. Наши офицеры,
хотя они не социалисты и не коммунисты, поступают подобным же
образом; они образуют в своих казино хозяйственное
товарищество, назначают управителя, закупающего съестные
припасы оптом, затем соглашаются относительно меню, и пища
приготовляется в паровой кухне казармы. Офицеры живут гораздо
дешевле, чем в гостинице, и получают по меньшей мере столь же
хорошую пищу. Как известно, тысячи самых богатых семей в
продолжение целого года или части его живут в пансионах и
отелях, не тоскуя о домашней кухне; более того, они считают
очень приятным освободиться от нее. Отрицательное отношение
особенно зажиточных и богатых женщин к возне в кухне точно так
же не говорит за то, чтобы эта деятельность была «естественным
призванием» женщины, а тот факт, что княжеские и
аристократические фамилии, точно так же как и большие отели,
для приготовления кушаний всегда нанимают поваров, мог бы
говорить даже за то, что варка кушаний - занятие мужское. Это к
сведению тех, которые не могут представить себе женщину без
кухонной ложки в руках.
Нет ничего проще, как соединить с центральной кухней
центральную прачечную и сушильню для всеобщего пользования, и
это уже устроено во всех больших городах богатыми частными
лицами и спекулянтами; далее, с центральной кухней можно
соединить центральное отопление вместе с проводом холодной и
горячей воды, и этим устраняется масса тяжелых и отнимающих
много времени работ. Большие гостиницы, многие частные дома,
больницы, школы, казармы, общественные здания всякого рода и т.
д. имеют все эти и подобные им устройства - электрический свет,
ванны и т. д.; ошибка лишь в том, что этими преимуществами
пользуются только общественные учреждения и зажиточные классы,
а между тем если бы их сделать доступными всем, то было бы
сохранено много времени, усилий, рабочей силы и материала,
жизненное же положение и благосостояние всех значительно
поднялось бы. Летом 1890 года в газетах появилось описание
успехов, сделанных в Соединенных Штатах в области центрального
отопления и вентиляции. Там мы находим следующее место:
«Опыты, произведенные в новейшее время, главным образом в
Северной Америке, с отоплением целого квартала или части города
из одного места "имели значительный успех и в архитектурном
отношении были проведены так внимательно и целесообразно, что
ввиду благоприятных результатов и финансовых выгод следует
ожидать их дальнейшего распространения. В настоящее время
стремятся пойти еще дальше и снабжать некоторые но слишком
обширные районы города из центрального места не только
отоплением, но и свежим воздухом, как в нагретом, так и в
охлажденном состоянии».
То, что тогда было в проекте, в настоящее время осуществлено
в улучшенном виде. Мелкобуржуазная бесчувственность и
ограниченность относится у нас пренебрежительно к подобным
планам, хотя мы и в Германии находимся в той стадии технической
революции, которая частную кухню и другие приспособления
домашнего обихода делает столь же излишними, как излишним
сделалось ремесленное производство благодаря машине и
современной технике. В начале XIX столетия сам Наполеон объявил
идею устроить корабль, двигающийся при посредстве пара, идеей
сумасшедшего. Идея постройки железной дороги считалась
бессмыслицей людьми, слывшими за умных, - думали, что ни один
человек не мог бы остаться в живых при езде по железной дороге,
так как быстрота передвижения должна была захватить у пассажира
d{u`mhe; совершенно так же и сейчас иные относятся ко многим
новым идеям. Если бы кто-нибудь сто лет назад предложил нашим
женам заменить принос воды водопроводом, то его обвинили бы в
том, что он хочет приучить к лености жен и прислугу.
Но великая техническая революция во всех областях в полном
ходу, ничто не сдерживает ее более, и буржуазному обществу
выпадает «историческая задача довести эту революцию, вызванную
им к жизни, до ее высшей точки и во всех областях зародыши
преобразований вывести на свет, развить общество, стоящее на
новой основе, вширь и вглубь и сделать его общим достоянием
всех.
Развитие нашей социальной жизни идет, таким образом, не к
тому, чтобы снова заключить женщину в тесный круг домашней
обстановки, как этого хотят наши фанатики домашнего очага и о
чем они плачут, как евреи в пустыне плакали о потерянных мясных
горшках Египта, - нет, это развитие требует выхода женщины из
узкого круга домашней обстановки и ее полного участия в
общественной жизни, - которая тогда будет принадлежать не одним
мужчинам, - оно требует ее участия в разрешении культурных
задач человечества. Лавеле прав, говоря следующее: «В той же
степени, в какой увеличивается то, что мы обыкновенно называем
цивилизацией, в той же степени ослабляются благочестие и
семейные связи, и вместе с тем уменьшается их влияние на
поступки людей. Этот факт так всеобщ, что в нем можно видеть
социальный закон развития»204. Изменилось не только положение
женщины, но и положение в семье сына и дочери, которые
постепенно добились небывалой самостоятельности, особенно в
Соединенных Штатах, где в значительно большей степени, чем у
нас, воспитание направлено на развитие самостоятельности и
независимости индивидуума. Теневые стороны, которых в настоящее
время не лишена эта форма развития, не связаны с нею
необходимо, они лежат в социальных условиях нашего времени.
Буржуазное общество не вызывает ни одного нового отрадного
явления, у которого бы не было своей темной стороны, буржуазное
общество в своем прогрессе, как очень тонко заметил Фурье,
всегда двух сторонне и обоюдоостро.
Подобно Лавеле, и доктор Шефле приписывает изменившийся
характер семьи нашего времени влиянию социального развития. Он
говорит205: «Через историю проходит выше разобранная тенденция
сведения семьи к ее специфическим функциям. Семья отдает одну
за другой принятые ею на себя временно функции, она
отстраняется, поскольку она вступила лишь как суррогат в
выполнение социальных функций, самостоятельными учреждениями
права, порядка, силы, богослужения, обучения, техники и т. д.,
по мере того как эти учреждения образуются».
- 1. Главные эпохи доисторического периода
- 2. Формы семьи
- 3. Материнское право
- 1. Возникновение отцовского права
- 2. Отзвуки материнского права в греческих мифах и драмах
- 3. Законные жены и гетеры в афинах
- 4. Остатки материнского права в нравах разных народов
- 1. Положение женщины у германцев
- 2. Феодализм и право первой ночи
- 3. Расцвет городов. Монашество и проституция
- 4. Рыцарство и поклонение женщине
- 1. Лютер
- 1. Придворная жизнь в германии
- 2. Меркантилизм и новое брачное законодательство
- 3. Французская революция и крупная промышленность
- 1. Половое влечение
- 2. Безбрачие и частые самоубийства
- 1. Брак как призвание
- 3. Денежный брак и биржа браков
- 1. Рост расторжений браков
- 2. Буржуазный и пролетарский брак
- 1. Уменьшение числа вступлений в брак
- 2. Детоубийство и вытравление плода
- 3. Воспитание для целей брака
- 4. Бедствия современной супружеской жизни
- 1. Численное соотношение полов
- 2. Помехи и препятствия к браку. Численный перевес женщин
- 1. Проституция и общество
- 2. Проституция и государство
- 3. Торговля девушками
- 4. Рост проституции. Внебрачные матери
- Раздел 3 (безнравственные поступки против лиц младше 14 лет) в
- 1. Развитие и распространение женского труда
- 1. Революция в домашней жизни
- 2. Духовные способности женщины
- 3. Различия в телесных и духовных качествах мужчин и женщин
- 4. Дарвинизм и состояние общества