logo search
Женщина и социализм

1. Брак как призвание

«Брак и семья являются основой государства, и поэтому кто

посягает на брак и семью •- посягает на общество и государство

и подрывает их обоих», - кричат защитники современного порядка.

Моногамный брак, как было достаточно доказано, вытекает из

буржуазного порядка наживы и собственности, он, следовательно,

неоспоримо составляет одну из важнейших основ буржуазного

общества, но соответствует ли он естественным потребностям и

здоровому развитию человеческого общества, это другой вопрос.

Мы покажем, что брак, покоящийся на буржуазных имущественных

отношениях, является более или менее принуждением, имеет массу

недостатков и часто не вполне выполняет или совсем не выполняет

своего назначения. Далее мы покажем, что он является социальным

учреждением, остающимся недостижимым для миллионов, и, во

всяком случае, не является союзом, основанным на свободном

выборе по любви, который один только, как утверждают его

воспеватели, соответствует целям природы.

По отношению к современному браку Джон Стюарт Милль

восклицает: «Брак - единственное действительное крепостное

право, признаваемое законом». По воззрению Канта, мужчина и

женщина лишь вместе составляют цельного человека. На нормальном

соединении полов основывается здоровое развитие человеческого

рода. Удовлетворение половой потребности является

необходимостью для здорового физического и духовного развития

мужчины и женщины. Но человек не зверь: для высшего

удовлетворения его самой сильной потребности недостаточно

удовлетворения одной только физической стороны, ему необходимо

также и духовное единение с тем существом, с которым он

вступает в связь. Если этого нет, тогда половое соединение

происходит чисто механически и тогда оно безнравственно. Выше

стоящий человек требует, чтобы взаимная склонность сохранилась

и по совершении полового акта и распространила бы свое

облагораживающее действие на вырастающее из этого обоюдного

соединения живое существо93. Тот факт, что такие требования не

могут быть предъявлены бесчисленному числу браков в современном

обществе, побудил Варнгагена фон Энзе написать следующее: «Все,

что нам пришлось наблюдать по отношению к бракам, уже

заключенным или которые собираются заключить, не дало нам

возможности составить об этих союзах хорошее мнение; напротив,

все учреждение, в основе которого должны бы лежать любовь и

взаимное уважение и которое, как нам показали все эти примеры,

основано совсем на ином, сделалось для нас пошлым и

заслуживающим презрения, и мы присоединились к изречению

Фридриха Шлегеля, которое мы прочли во фрагментах «Атенея»:

«Почти все браки - конкубинаты, браки с левой руки или, скорее,

временные попытки и отдаленные приближения к действительному

браку, истинная сущность которого, по всем духовным и светским

правам, состоит в том, что многие лица должны сделаться одним

лицом»94». Это сказано совершенно в духе Канта.

Радость иметь потомство и обязанность по отношению к нему

делают любовную связь двух людей более продолжительной. Два

человека, желающие вступить в брак, должны, следовательно,

выяснить себе, насколько их обоюдные свойства подходят для

такого союза. И ответ должен был бы последовать совершенно

свободно. Но это может произойти при устранении всякого

постороннего интереса, не имеющего ничего общего с настоящей

целью союза, с удовлетворением естественной потребности и

продолжением собственного существа в продолжении расы, а также

oph известной осмотрительности, сдерживающей слепую страсть. Но

так как этих условий в современном обществе в большинстве

случаев не существует, то из этого следует, что современный

брак еще очень далек от осуществления своей истинной цели и

поэтому неосновательно считать его идеальным учреждением.

Какое количество браков заключается по совершенно иным

причинам, чем указанные выше, невозможно сказать. Участвующие

заинтересованы в том, чтобы перед светом их

брак казался иным, чем он есть в действительности. Здесь

существует такое ханжество, какого не знал ни один прежний

общественный период. И государство, как политический

представитель этого общества, не имеет никакого интереса

заниматься исследованиями, результаты которых могут бросить

самый печальный свет на общество. Главные правила, которые само

государство ставит своим чиновникам и слугам при заключении

брака, не выдерживают масштаба, который должен был бы быть

основой брака.

2. УМЕНЬШЕНИЕ ДЕТОРОЖДЕНИЙ

Брак должен быть союзом, в который вступают два человека по

взаимной любви, чтобы осуществить свое естественное назначение.

Но этот мотив в настоящее время в чистом виде встречается в

крайне редких случаях. Большинство женщин смотрит на брак как

на обеспечивающее их учреждение, в которое они должны вступать

во что бы то ни стало. Большинство мужчин рассматривают брак с

чисто деловой точки зрения и взвешивают и рассчитывают его

выгоды и недостатки с материальной стороны. И даже в браках,

где низкие и эгоистические мотивы не играли решающей роли,

грубая действительность проявляется в таких разрушающих формах,

что лишь в редких случаях исполняются надежды, которые окрыляли

супругов при вступлении в брак.

Это естественно. Чтобы брак давал обоим супругам

удовлетворяющую их совместную жизнь, для этого требуется наряду

с взаимной любовью и уважением обеспечение материального

существования и известное количество жизненных средств и

удобств, которые они считают необходимыми для себя и для своих

детей. Тяжелая забота, жестокая борьба за существование

являются первым гвоздем в гроб супружеского довольства и

супружеского счастья. Но забота тем тяжелее, чем плодовитее

оказывается супружеская чета, то есть чем больше она выполняет

свое назначение. Крестьянин, например, радуется каждому

теленку, принесенному ему его коровой, он с удовольствием

считает поросят, рожденных ему свиньей, и с удовлетворением

сообщает об этом событии своим соседям, но он смотрит угрюмо,

если его жена к числу его детей, которых он считает возможным

вырастить без особенных забот, - а это число не может быть

велико, - дарит ему новое прибавление, и еще мрачнее смотрит

он, если новорожденный имеет несчастье быть девочкой.

Нужно, следовательно, сказать, что экономические условия

господствуют как над заключением браков, так и над рождениями.

Классическим примером для этого является Франция. Там в

сельском хозяйстве господствует система мелких земельных

участков (парцеллы). Земля же, раздробленная свыше известной

границы, не может прокормить семью. Отсюда знаменитая

пресловутая двухдетная система (Zweikindersystem), развившаяся

во Франции в настоящий социальный институт. К ужасу

государственных правителей, эта система не только не

увеличивает народонаселение во многих провинциях, но даже

вызывает заметное его уменьшение. То, что в деревне вызвано

было товарным производством и денежным хозяйством, в городе в

значительно более широких размерах произвела крупная

промышленность. Тут наиболее сократилось число родившихся в

ap`je.

Число деторождений во Франции постоянно падает, несмотря на

увеличение браков; но это не только во Франции, но и в

большинстве культурных государств. В этом выражается развитие

как следствие наших социальных условий, и над этим следовало бы

задуматься господствующим классам. Во Франции в 1881 году

родилось 937057 детей, но в 1906 году их родилось только 806

847, а в 1907 году - 773 969. Число родившихся в 1907 году

сократилось, таким образом, по сравнению в 1881 годом на 163

088 человек. Характерно, однако, что число родившихся вне

брака, которое составляло во Франции в 1881 году 70 079

человек, а за время с 1881 по 1890 год достигло высшей цифры -

75 754 человека, составляло в 1906 году 70 866 человек. Таким

образом, уменьшение родившихся падает исключительно на детей,

родившихся в браке. Это уменьшение деторождении является

характерною чертою, которая замечается в продолжение целого

столетия. На каждые 10 тысяч жителей во Франции число рождений

составляло в годы:

с по 1810 332 с по 1850 273 с по 221

1801 г. 1841 г. 1891 1900

г.

с по 1820 316 с по 1860 262 1905 206

1811 г. 1851 г.

с по 1830 308 с по 1870 261 1906 206

1821 г. 1861 г.

с по 1840 290 с по 1890 239 1907 197

1831 г. 1881 г.

Это составляет уменьшение деторождении в 1907 году по

сравнению в 1801 годом (333) 136 на каждые 10 тысяч жителей.

Можно себе представить, что такой результат вызывает сильные

головные боли у французских государственных деятелей и

социальных политиков. Но Франция стоит в этом отношении не

одиноко. Уже давно Германия, особенно Саксония, показывает

подобные же явления, и уменьшение числа родившихся

осуществляется еще быстрее. Так, на каждые 10 тысяч жителей

Германии число родившихся составляло:

в 1875 г. 423 в 1890 г. 370 в 1905 г. 340

в 1880 г. 391 в 1895 г. 373 в 1906 г. 341

в 1885 г. 385 в 1900 г. 368 в 1907 г. 332

Большинство остальных европейских государств дает нам

подобную же картину.

Так на каждую тысячу жителей приходится рождений:

1871-1880 1881-1890 1891-1900 1901-1905 1907 г.

гг гг. гг. гг

Англия и 35,4 32,5 29,9 28,1 26,3

Уэльс

Шотландия 34,9 32,3 30,2 28,9 27,0

Ирландия 26,5 23,4 23,0 23,2 23,2

Италия 36,9 37,8 34,9 32,6 31,5

Швеция 30,5 29,1 27,2 26,1 25,5

Австрия 39,0 37,9 37,1 35,8 35

(в 1906

г.)

Венгрия 44,3 44,0 40,6 37,2 36,0

Бельгия 32,3 30,2 29,0 27,7 25,7

(в 1906

г.)

Швейцария 30,8 28,1 28,1 28,1 26,8

Голландия 36,2 34,2 32,5 31,5 30,0

Уменьшение деторождении, следовательно, - явление общее, и,

хотя Франция и Ирландия дают наиболее низкие величины, самый

процесс уменьшения числа деторождении быстрее всего идет в

Англии, Германии (Саксонии) и Шотландии. То же самое явление мы

наблюдаем в Соединенных Штатах и Австралии. Еще ярче выступает

эта тенденция, если мы вместо общих цифр рождаемости будем

рассматривать рождаемость детей в браке, то есть отношение

рожденных в браке к среднему количеству замужних женщин,

способных к деторождению (в возрасте 15-49 лет):

Десятиле Число рожденных живыми брачных детей на 1 тыс.

тия замужних женщин в возрасте 15 - 49 лет (в среднем за

год)

Англ Шот Ирл Дан Нор Шве Фин Авс Вен Шве

ия лан анд ия вег ция лян три гри йца

и дия ия ия дия я я рия

Уэль

с

1876- 250 271 250 244 262 240 259 246 234 239

1885

1886- 229 255 245 235 259 231 246 250 225 230

1895

1896- 203 235 264 217 246 219 244 242 216 225

1905

Гер Пру Бав Сак Вюр Бад Гол Бел Фра Ита

ман сси ари сон тен ен лан ьги нци лия

ия я я ия бер дия я я

г

1876- 268 273 276 267 288 266 293 264 167 248

1885

1886- 258 265 263 250 259 248 286 236 150 249

1895

1896- 243 250 259 216 262 251 272 213 132 232

1905

Приведенные факты показывают, что рождение человека, «образа

божия», как выражаются религиозные люди, в среднем ценится

ниже, чем рождение домашнего животного, но это только

показывает то печальное состояние, в котором мы находимся. В

некоторых отношениях наши воззрения мало отличаются от

воззрений варварских народов. У последних часто убивали

новорожденных, особенно этой судьбе подвергались девочки, а у

некоторых племен этот обычай держится еще до сих пор. Мы более

не убиваем девочек, для этого мы слишком цивилизованны, но

часто обращаемся с ними как с париями.

Мужчина оттесняет женщину везде в борьбе за существование, и

если она все-таки вступает в борьбу, то нередко бывает с

ненавистью преследуема более сильным полом как неприятная ему

конкурентка. Особенно ожесточенно преследуют женскую

конкуренцию и особенно сильно борются против нее мужчины высших

слоев. То, что и рабочие требуют устранения женского труда,

надо рассматривать как исключение. Когда, например, в 1876 году

на французском рабочем конгрессе было сделано подобное

предложение, то огромное большинство высказалось против него. И

с тех пор во всех странах в среде классово сознательных рабочих

сильно прогрессировало воззрение на работницу как на

равноправное существо. Об этом свидетельствуют решения

международных рабочих конгрессов. Классово сознательный рабочий

знает, что современное экономическое развитие принуждает

женщину быть конкуренткой мужчины, но он знает также, что

запретить женский труд было бы так же бессмысленно, как

запретить применение машин, и поэтому он стремится объяснить

женщине ее положение в обществе и воспитать ее как союзника в

совместной освободительной борьбе пролетариата против

капитализма.