1. Главные эпохи доисторического периода
Женщину и рабочего объединяет то, что оба они угнетенные.
Формы этого угнетения в различные времена и в различных странах
изменялись, но угнетение оставалось. Угнетенные в течение
исторического развития нередко сознавали, что они угнетены, и
это сознание вело к изменению и облегчению их положения, но
понимание сущности этого угнетения и его причин является как у
женщины, так и у рабочего результатом лишь наших дней. Сначала
должны были быть познаны сущность общества и законы, лежащие в
основе его развития, и тогда только движение, направленное на
устранение признанных несправедливыми условий могло начаться с
надеждой на успех. Но широта и глубина такого движения зависят
от степени понимания заинтересованных слоев и от степени
свободы их движения. В обоих отношениях женщина отстает от
рабочего, что объясняется как обычаем и воспитанием, так и
ограничением ее свободы. Есть и другое обстоятельство.
Отношения, существующие в течение целого ряда поколений,
становятся в конце концов привычными и начинают благодаря
наследственности и воспитанию казаться «естественными» и
рабочему и женщине. Поэтому до сих пор в особенности женщина
смотрит на свое подчиненное положение как на нечто само собой
понятное и нелегко ей разъяснить, что это положение недостойно
ее, что она должна стремиться к равенству с мужчиной и стать во
всех отношениях равноправным членом общества.
Много сходного в положении женщины и рабочего, но в одном
женщина идет впереди рабочего: она - первое человеческое
существо, попавшее в рабство. Женщина сделалась рабой раньше,
чем появился раб.
Всякая социальная зависимость и всякое социальное угнетение
коренится в экономической зависимости угнетенного от
угнетателя. В этом положении женщина находится с самого
древнего времени, как это нам показывает история развития
человеческого общества.
Это развитие сделалось известным, правда, сравнительно
недавно. Как библейский миф о сотворении мира не мог удержаться
перед исследованиями в области географии, естествознания и
истории, опирающимися на бесспорные и бесчисленные факты, так
несостоятельным оказался и библейский миф о сотворении и
развитии человека. Правда, еще не все части в этой истории
развития выяснены и относительно многих, уже открытых,
существуют еще среди исследователей разногласия по поводу
значения и соотношения того или другого явления. Но в общем
господствуют ясность и единомыслие. Установлено, что человек
явился на землю не культурным человеком, как утверждает Библия
о первой человеческой паре, а что он в течение бесконечно
долгого времени, постепенно освобождаясь от чисто животного
состояния, прошел ряд стадий развития, в которых самым
различным образом изменялись как социальные отношения, так и
отношения между мужчиной и женщиной.
Утверждение, которое как по поводу отношений между мужчиной
и женщиной, так и между богатым и бедным нам ежедневно
повторяют невежды или обманщики, что «так было вечно» и «.так
останется вечно», - со всех сторон фальшиво, поверхностно и
вымышлено.
Сжатое изложение отношений полов с первобытного времени имеет
nqnaemmne значение для цели предлагаемого сочинения, так как
этим должно быть доказано, что если уже в предыдущей эпохе
развития человечества эти отношения изменялись в зависимости от
изменения способов производства и распределения продуктов, то и
при дальнейшем изменении способов производства и распределения
продуктов будут опять-таки изменяться отношения полов. Нет
ничего «вечного» ни в природе, ни в человеческой жизни, вечно
только изменение. Проникновение в историю развития
человеческого общества показывает, что первая человеческая
общность выступает в виде племени или орды24 и лишь рост
населения и трудности, связанные с добыванием продуктов
питания, состоявших первоначально из корней, ягод и фруктов,
привели к распадению и разделению племен и отысканию новых мест
для жизни.
Это почти звероподобное состояние, относительно которого у
нас нет никаких исторических данных, несомненно существовало,
что доказывается нашими знаниями о различных культурных стадиях
развития в исторические времена и о живущих еще поныне диких
племенах. Человек ,не вступил в жизнь по повелению творца уже
как высшее культурное существо, он, напротив, прошел различные
стадии бесконечно долгого процесса развития и только постепенно
достиг современного уровня, пройдя различные периоды культуры и
находясь в постоянном процессе дифференциации во всех частях
земли и во всех ее поясах.
И в то время как в одной части земного шара великие народы
стоят на высшей ступени культурного развития, другие народности
в самых различных частях света стоят на неодинаковых ступенях
культуры. Эти последние дают картину нашего собственного
прошлого и показывают нам пути, которые человечество прошло в
течение своего долгого развития. Если удастся установить общие,
всеми признанные принципы, на которых могут основываться
научные исследования культурного развития, то выяснится масса
фактов, бросающих совершенно новый свет на отношения людей в
прошлом и настоящем. Тогда нам будут казаться естественными те
явления, которые теперь непонятны и на которые поверхностные
наблюдатели нападают как на неразумные и нередко как на
«безнравственные». Туман, висевший над первобытной историей
человеческого рода, со времени изысканий Бахофена начинает все
более рассеиваться усилиями целого ряда ученых, каковы Таило,
Мак-Ленан, Леббок и т. д. К ним присоединился и Морган со своим
фундаментальным сочинением, которое дополнено Фридрихом
Энгельсом рядом исторических фактов экономического и
политического характера и которое недавно отчасти подтверждено,
отчасти исправлено Куновом25.
Ясные и логические рассуждения, которые Фридрих Энгельс дает
в своем превосходном сочинении, ссылаясь на Моргана, проливают
яркий свет на массу непонятных и отчасти казавшихся нелепыми
явлений в жизни народностей более высокого и более низкого
культурного развития. Только теперь получаем мы возможность
разобраться в постепенном построении человеческого общества. Мы
видим, что наши прежние воззрения на брак, семью и государство
основывались на совершенно ложных представлениях. Это были
фантастические картины, совершенно не соответствующие
действительности.
Но то, что доказано по отношению к браку, семье и
государству, относится также и к роли женщины, занимавшей в
различные периоды развития положение совершенно иное, чем то,
которое ей теперь приписывается как «вечно таким бывшее».
Морган, к которому присоединяется и Энгельс, разделяет историю
человечества на три главные эпохи: дикое состояние, варварство,
цивилизация. Каждую из первых эпох он подразделяет на низшую,
среднюю и высшую ступень, которые отличаются друг от друга
существенными улучшениями в способе добывания средств к
qsyeqrbnb`mh~. Совершенно в духе материалистического понимания
истории, обоснованного Карлом Марксом и Фридрихом Энгельсом,
Морган видит главный признак культурного развития в тех
изменениях, которые вызываются в различные эпохи жизни народов
прогрессом производства, следовательно, и прогрессом в способе
добывания средств к существованию. Период дикого состояния на
низшей ступени представляет детство человеческого рода: люди
живут отчасти на деревьях, питаются главным образом фруктами и
корнями, но у них уже появляется членораздельная речь. Средняя
ступень дикого состояния начинается вместе с употреблением в
пищу мелких животных (рыб, раков и т. д.) и пользованием огнем.
Изготовляется оружие, прежде всего дубины и копья из дерева и
камня, и вместе с тем начинается охота и, конечно, также война
с соседними племенами из-за источников питания и мест для
поселения и охоты. На этой ступени появляется также и
людоедство, которое еще и поныне существует у отдельных племен
и народов Африки, Австралии и Полинезии. Высшая ступень дикого
состояния характеризуется усовершенствованием оружия до лука и
стрелы; возникает ручное тканье, плетение корзин из тростника и
лыка и приготовление полированных каменных орудий. Вместе с тем
становится возможной обработка дерева для изготовления лодок и
хижин. Образ жизни делается разностороннее. Существующие орудия
и вспомогательные средства позволяют добывать большое
количество пищи для содержания значительного количества людей.
Низшая ступень варварства начинается, по Моргану, с введения
гончарного производства. Начинается приручение, и разведение
животных, а вместе с тем мясное и молочное производство; для
различных целей пользуются также кожами, рогами, шерстью.
Вместе с тем возникает культура растений: на западе - маис, на
востоке- почти все известные роды хлеба, за исключением маиса.
Средняя ступень варварства на востоке отмечается все более
развивающимся приручением животных, на западе - культурой
питательных растений посредством искусственного орошения. Для
построек употребляются камень и кирпич, высушенные на солнце.
Приручение и разведение животных способствует образованию стад
и приводит к пастушеской жизни. Затем необходимость в больших
количествах пищи для людей и животных приводит к землепашеству,
а это означает большую оседлость, увеличение разнообразия
питательных средств и постепенное исчезновение людоедства.
Высшая ступень варварства начинается плавкою железной руды и
появлением письменных знаков. Изобретается железный плуг,
делающий возможным более интенсивное земледелие; входят в
употребление железный топор и железная лопата, что облегчает
выкорчевывание леса. Обработка железа кладет начало множеству
родов деятельности, совершенно изменяющих образ жизни. Железные
орудия облегчают постройку домов, кораблей, повозок; вместе с
обработкой металлов возникают далее усовершенствованное
ремесло, более сложная оружейная техника, построение городов,
обнесенных стенами. Архитектура выступает как искусство, и
благодаря изобретению буквенного письма начинают
распространяться мифология, поэзия, история.
Этот образ жизни развивается преимущественно на востоке и в
странах, прилегающих к Средиземному морю: в Египте, Греции,
Италии, где закладывается основа социальных преобразований,
имевших с течением времени решающее влияние на культурное
развитие Европы и всего земного шара.
- 1. Главные эпохи доисторического периода
- 2. Формы семьи
- 3. Материнское право
- 1. Возникновение отцовского права
- 2. Отзвуки материнского права в греческих мифах и драмах
- 3. Законные жены и гетеры в афинах
- 4. Остатки материнского права в нравах разных народов
- 1. Положение женщины у германцев
- 2. Феодализм и право первой ночи
- 3. Расцвет городов. Монашество и проституция
- 4. Рыцарство и поклонение женщине
- 1. Лютер
- 1. Придворная жизнь в германии
- 2. Меркантилизм и новое брачное законодательство
- 3. Французская революция и крупная промышленность
- 1. Половое влечение
- 2. Безбрачие и частые самоубийства
- 1. Брак как призвание
- 3. Денежный брак и биржа браков
- 1. Рост расторжений браков
- 2. Буржуазный и пролетарский брак
- 1. Уменьшение числа вступлений в брак
- 2. Детоубийство и вытравление плода
- 3. Воспитание для целей брака
- 4. Бедствия современной супружеской жизни
- 1. Численное соотношение полов
- 2. Помехи и препятствия к браку. Численный перевес женщин
- 1. Проституция и общество
- 2. Проституция и государство
- 3. Торговля девушками
- 4. Рост проституции. Внебрачные матери
- Раздел 3 (безнравственные поступки против лиц младше 14 лет) в
- 1. Развитие и распространение женского труда
- 1. Революция в домашней жизни
- 2. Духовные способности женщины
- 3. Различия в телесных и духовных качествах мужчин и женщин
- 4. Дарвинизм и состояние общества