1. Поведение ребенка как результат его взаимодействия с окружающей средой
Произвольное поведение ребенка — условие и результат главной задачи педагогической практики — развития личности школьника.
Формируясь в деятельности, поведение детей становится произвольным, т. е. осмысленным, целенаправленным, инициативным. Различные недостатки в поведении младших школьников сдерживают становление произвольности — важного качества личности, нарушают учебную деятельность, затрудняют ее освоение, отрицательно сказываются на отношениях ребенка со взрослыми и сверстниками. В большей мере это свойственно детям группы риска. Поэтому исправление недостатков в поведении детей риска — важная составляющая обучения и развития этих детей в системе коррекционно-развивающего образования.
Поведение — способ проявления человека в повседневной жизни. Поведение определяется как совокупность поступков по отношению к объектам живой и неживой природы, к отдельному человеку или обществу, опосредованных внешней (двигательной) и внутренней (психической) активностью человека.
«Под поведением, — писал С. Л. Рубинштейн, — разумеют определенным образом организованную деятельность, осуществляющую связь организма с окружающей средой... Обычно выделяют три основных, различных по своей психологической природе типа поведения: инстинктивное поведение, навыки и разумное поведение»1.
Инстинктивное поведение основано на инстинктивных действиях и направлено на удовлетворение витальных (жизненно важных) потребностей. Так, плач голодного младенца — это не демонстративное поведение, не каприз, а единственно доступное ему поведение, с помощью которого он сигнализирует взрослым о своей потребности в пище.
Существенную роль в жизни человека играют навыки, привычки, привычное поведение. По мнению А. С. Макаренко, в вопросах формирования поведения нецелесообразно апеллировать только к сознанию. Это было бы «слишком большой нагрузкой на сознание». Правила поведения становятся действенными, когда их «бессознательный» период переходит в период традиций и привычек, когда ребенок применяет правила быстро и точно. Реализуя привычное поведение, ребенок поступает правильно потому, что иначе поступить не может. Воспитание привычек правильного поведения — такое же трудное дело, как воспитание сознания. Нередко ребенок знает, как надо поступать, как надо себя вести, но поступает и ведет себя иначе, особенно когда его никто не видит.
Разумное, или произвольное, поведение характеризуется интеллектуальным «высвечиванием» связи между желанием что-то сделать и возможными действиями. Это интеллектуальный момент, который позволяет человеку более или менее адекватно оценить будущий поступок, поведение с точки зрения его результатов и отдаленных последствий. Смысловая ориентировка в собственных действиях, поступках постепенно превращает импульсивное и непосредственное поведение ребенка в произвольное поведение. Одновременно это и эмоциональный момент, поскольку определяется личностный смысл поступка — его значение в системе отношений ребенка с окружающими, вероятные переживания по поводу изменения этих отношений.
В поведении каждого ребенка присутствуют черты, которые можно увидеть в поведении и других детей — его сверстников, современников, людей одной исторической эпохи, одной культуры. Это естественно, так как, живя и развиваясь в определенной социальной среде, культуре, ребенок наследует не только социальные эталоны, нравственные нормы, привычки, но и определенный тип поведения. Такое поведение — его еще называют социотипическим поведением — как правило, предсказуемо и обеспечивает ребенку некоторую безопасность (адаптивность), освобождает от необходимости вновь и вновь принимать индивидуальные решения в типичных, стандартных для данного общества ситуациях.
Наряду с социотипическим поведением, усвоенными образцами поведения, носителем и передатчиком которых уже на ранних стадиях развития ребенка является взрослый, формируется приобретенное поведение. Такое поведение в отличие от социотипического пластично, оригинально, самобытно. Мышление, память,
воображение, эмоции позволяют ребенку выстраивать поведение соответственно ситуации.
На каждом возрастном этапе поведение ребенка наиболее интенсивно развивается в определенном виде деятельности: в младенчестве — в непосредственном эмоциональном общении с матерью, в раннем возрасте — в манипуляциях с предметами, в дошкольном детстве — в игре со сверстниками, в младшем школьном возрасте — в учебной деятельности. Особый вид деятельности — общение. Общение ценно и значимо для ребенка любого возраста и содержит неисчерпаемые ресурсы формирования произвольного поведения.
Каждый возраст, открывая ребенку новые возможности, пробуждая новые желания и потребности, отличается особой формой общения.
Общение младенца с матерью направлено, прежде всего, на удовлетворение ребенком собственных потребностей, на уменьшение внутреннего напряжения. Каждое новое действие, которое приводит к угасанию напряжения (плач — бутылочка молока, двигательная активность — улыбка матери), повторяется снова и снова, встраивается в цепь целенаправленного поведения, когда напряжение возрастает. Ребенок адаптирует свое поведение так, чтобы вызывать постоянное внимание со стороны матери. Постепенно и сам ребенок вынужден выбирать в ответ то поведение, которого ожидают от него окружающие2.
В общении, в совместных действиях со взрослыми реализуется потребность ребенка в сотрудничестве. Подражая взрослому (сначала непроизвольно, а потом и произвольно), действуя «как большой», ребенок усваивает предметные действия, навыки самообслуживания, некоторые нормы и формы поведения (в первую очередь, как правило, привлекательные и при этом выполнимые).
Общение, побуждаемое познавательными мотивами, начинается с появлением первых вопросов ребенка: «почему?», «зачем?», «откуда?», «как?». Ребенок трех—пяти лет познает не только огромный мир природных явлений, но и мир человеческих отношений: усваивает этические нормы, принятые в обществе, учится оценивать поступки с точки зрения норм морали, подчинять свое поведение этим нормам. В таком общении взрослые не должны ограничиваться только положительными или отрицательными эмоциональными реакциями на поступки ребенка. Необходимо ему объяснять, почему одно поведение следует считать хорошим, а другое — плохим. Усвоение норм морали в этом возрасте способствует развитию произвольного поведения.
Старший дошкольник в общении со взрослыми учится принимать указания, требования, замечания по-деловому, без обид, капризов и отказа от трудных заданий. Приобретая в общении все более активную роль, ребенок постепенно занимает позицию «наравне» со взрослым и, по словам К. Левина, как бы входит в «точку вовне» ситуации: управляет не только собой, партнером по общению, но и всей ситуацией в целом. Ребенок способен принять правила, задающие ситуацию; перестроить свое поведение в соответствии с ними; трансформировать внешние правила во внутренние; осознать свое поведение и даже предвидеть его результаты.
К младшему школьному возрасту в процессе общения со взрослыми (а потом и со сверстниками) у ребенка формируется определенный поведенческий репертуар, в котором обязательно присутствуют «любимые» поведенческие реакции и поступки. По мнению Э. Берна, механизм здесь таков: в трудных ситуациях ребенок экспериментирует, используя по очереди различные варианты поведения, и обнаруживает, «что некоторые встречаются в его семье с безразличием или неодобрением, в то время как другие приносят плоды. Поняв это, ребенок принимает решение какое поведение он будет культивировать»3.
- 1. Поведение ребенка как результат его взаимодействия с окружающей средой
- 2. Причины и типы нарушений поведения у младших школьников
- 3. Специфические методы коррекции поведения — упражнение и наказание
- 3. Методические решения проблемы
- 2От дополнительных занятий, особенно обременительных для детей риска, утомляемость и быстрое интеллектуальное насыще ние которых делают трудным и напряженным их обычный учеб ный день.
- 4. Критерии и методика определения
- 1. «Услышать заданное» (слушание, классификация, самоконтроль). Конец 1-го, начало 2-го класса.
- 1. Глава 1