1. «Услышать заданное» (слушание, классификация, самоконтроль). Конец 1-го, начало 2-го класса.
Используется рассказ К. Д. Ушинского:
«Хозяйка купила утиных яиц. Положила их под курицу. Курица высидела утят. Однажды курица с утятами добралась до пруда. Утята бросились в воду. Курица бегала по берегу и кричала. Она боялась, что ее дети утонут. А утята и не думали выходить не берег».
Инструкция. «Сейчас я прочитаю вам рассказ про хозяйку, курицу и утят. Нужно слушать так, чтобы потом каждый записал на своем листочке те предложения рассказа, в которых говорится только про утят. Будьте внимательны: только про утят. Проверяйте сами себя. Рассказ читаю еще раз. Нужные предложения можно записать своими словами».
Уровни выполнения задания.
1 -й уровень — правильная классификация предложений текста по заданному основанию («Утята бросились в воду», «А утята и не думали выходить на берег»);
2-й уровень — неполная классификация: записаны не все тре буемые предложения (одно вместо двух);
3-й уровень — неправильная классификация: нарушен заданный принцип классификации — записаны предложения не толь ко про утят, но и про курицу («Курица высидела утят», «А утята и не думали выходить на берег»);
4-й уровень — задание не выполнено.
2. «Услышать заданное» (слушание, классификация, самоконтроль). Конец 3-го, начало 4-го класса.
Используется рассказ Л. Н. Толстого «Котенок»:
«Были брат и сестра — Вася и Катя. У них была кошка. Весной кошка пропала. Дети искали ее везде, но не могли найти.
Один раз они играли возле амбара и услыхали — над головой кто-то мяучит тонкими голосами. Вася влез по лестнице под крышу амбара. А Катя стояла внизу и все спрашивала: "Нашел? На шел?" Но Вася не отвечал ей. Наконец, Вася закричал: "Нашел! Наша кошка. У нее котята. Иди скорее. Такие чудесные". Катя по бежала домой, достала молока и принесла кошке. Котят было пять».
Инструкция. «Сейчас я прочитаю вам рассказ. Слушайте внима тельно, чтобы потом каждый записал на своем листочке те предложения, в которых говорится только про котят. Будьте внимательны: только про котят. Проверяйте себя. Читаю еще раз. Нуж ные предложения можно записать своими словами».
Уровни выполнения задания.
1-й уровень — записаны предложения: «Такие чудесные», «Ко тят было пять»;
2-й уровень — записаны не все требуемые предложения («Ко тят было пять»);
3-й уровень — записаны предложения не только про котят («У кошки котята. Такие чудесные»);
4-й уровень — задание не выполнено.
3. Прочитать и озаглавить рассказ (чтение, обобщение, само контроль). Конец 1-го, начало 2-го класса.
Используется рассказ:
«Нет более трусливого животного, чем заяц. Даже при слабом шуме он пугается и убегает. Только поздним вечером или ночью зверь выходит из своего убежища. Днем он прячется в укромном уголке».
Инструкция. «Прочитайте рассказ. К нему нужно придумать на звание. Такое, которое раскрывает, о чем рассказ. Повторяю зада ние».
Уровни выполнения задания.
1-й уровень — Название достаточно точно и обобщенно рас крывает рассказ («Робкий заяц», «Трусливый заяц»...);
2-й уровень — название раскрывает рассказ, но описательно («Про трусливого зайца», «Про то, как заяц всего боялся»...);
3-й уровень — название неполно, неточно раскрывает рассказ («Трусливое животное», «Про боязливого зверька»...);
4-й уровень — задание не выполнено; отражает вызванные рас сказом ассоциации, эмоции («А есть рассказ про храброго зайца», «Интересный рассказ»...).
4. Прочитать и озаглавить рассказ (чтение, обобщение, самоконт роль). Конец 3-го, начало 4-го класса.
Используется рассказ:
«У Веры был бельчонок Рыжик. Он бегал по комнате, обнюхи вал тарелки на столе, садился на плечо и коготками разжимал у Веры кулак — искал орехи.
На Новый год Вера повесила на елку игрушки, конфеты, оре хи и только вышла из комнаты, Рыжик прыгнул на елку, схватил орех и спрятал в галошу. Второй орех положил под подушку, а третий разгрыз.
Вера вошла в комнату, а на елке орехов нет. Вера закричала на Рыжика: "Что ты наделал? Ты ведь не дикий, а домашний, руч ной"».
Уровни выполнения задания.
1-й уровень — «Бельчонок-ворюга», «Белка — добытчик оре хов»;
2-й уровень — «Как бельчонок орехи воровал», «Бельчонок во рует орехи», «Бельчонок ворует у Веры орехи»;
3-й уровень — «Рыжий бельчонок», «Рыжий бельчонок и Ве ра»;
4-й уровень — задание не выполнено; отражает вызванные рас сказом ассоциации, эмоции («У меня тоже была белка», «Весе лый рассказ»).
Уровневая репрезентативность тестов успешности — в програм ме, охватывающей все виды заданий, формирующих общеучеб ные интеллектуальные умения и учебную деятельность, корректирующих ее недостатки, — дает учителю достаточные и своевременные основания для выводов о сильных и слабых сторонах это го процесса у каждого конкретного школьника.
Результаты выполнения заданий, разделенных во времени, но требующих одних и тех же интеллектуальных действии, содержа тельно определяют также конкретные педагогические решения и рекомендации.
Итак, если определение эффективности формирования учеб ной деятельности, профилактики и коррекции ее недостатков с учетом и фиксацией оказываемой дозированной помощи связано с раскрытием пути приобретения их самостоятельности в этом (от старта к финишу), то выполнение тестовых заданий, предус матривающих разноуровневое выполнение (по критериям правильности, полноты и способу оформления — словесно-логическому или наглядно-образному), дополнительно существенно конкре тизирует восхождение учащихся от невладения учебной деятель ностью к овладению ею в реальных показателях интеллектуально го роста и развития.
Диагностика успешности детей риска в учении, в овладении учебной деятельностью кроме непосредственного имеет еще и не менее важное дополнительное значение. Если объектом вни мания, отмечает Г. Ф. Кумарина, будет собственно учебная деятельность учащихся, то постепенно она станет осознаваться как самостоятельная ценность и самими детьми. А в результате «кон троль над процессом учения, осуществляющийся извне, заме нится самоконтролем. Критерии оценки учителя станут собствен ными, внутренними регуляторами деятельности учащихся, на правляющими их учебную работу и тогда, когда учителя рядом нет».
При решении интеллектуальных задач учащиеся не остаются бесстрастными, равнодушными. Учебная деятельность вызывает чувства удивления и сомнения, уверенности и досады... Она ук репляет детей и в социально окрашенных переживаниях, связан ных с процессом и результатами мышления и пронизывающих все компоненты учебной деятельности школьников. Как писал Д. Б. Эльконин, работают и сдерживающие начала, поскольку в учебной работе младшие школьники начинают различать ситуации, в которых можно или нельзя обнаруживать свои чувства, пытаются управлять своим настроением, а потом и скрывать его; от первогго класса к третьему ослабевает экспрессивная сторона эмоций. Таким образом, в ходе овладения учебной деятельностью формируются и высшие эмоции, что весьма существенно для лич ностного развития ребенка.
Не менее значимо и то, что в ходе дидактически и методиче ски организованного процесса овладения учебной деятельностью, при неизбежном совмещении психофизиологической (поскольку начало учебной деятельности непосредственно связано с необходимостью вглядываться, вдумываться, вслушиваться, вчитывать ся в учебный материал), интеллектуальной и эмоционально-во левой составляющих развития личности ребенок превращается в человека, умеющего трудиться. Значит, он учится быть деятель ным, инициативным, самостоятельным (в характеристике И. Кан та — «автономным господином самому себе»).
В наши дни ни в коей мере не снимается задача преподнесения школьникам предметных знаний (по русскому языку, мате матике, чтению). Но уже не как самостоятельная задача, а под чиненная новым целям — научения чтению, письму, счету в процессе формирования учебной деятельности и коррекции ее недостатков. В связи с этим, утверждают дидакты, вместо двух былых проблем обучения — передать знания и сформировать умения и навыки — теперь стоит одна — сформировать учебную деятельность, осуществление которой предполагает применение заданной системы знаний в процессе решения разнообразных учебных задач*.
Но сокращение количества проблем, решаемых современным учителем, не столько облегчает его труд, сколько рационализиру ет его, направляя на комплексно решаемые и конструктивные программы действий.
Образование современного человека при необходимости пре одоления старения, «износа знаний» приобретает новую формулу: «Образование через всю жизнь», поднимаясь над формулой: «Образование на всю жизнь».
Владение учебной деятельностью — личное и личностное достояние школьника — нормализует его труд и пребывание в шко ле, из «плохого работника» (в терминологии П. П. Блонского) делает его хорошим, позволяет в дальнейшем заниматься самооб разованием, приобретать новые знания, не отставать от времени.
Полноценная учебная деятельность выводит школьника на са моизменение, самосовершенствование, открывая путь к «автоди дактике — построению учащимся самого себя в процессе самоиз менения, в ходе учения»".
- 1. Поведение ребенка как результат его взаимодействия с окружающей средой
- 2. Причины и типы нарушений поведения у младших школьников
- 3. Специфические методы коррекции поведения — упражнение и наказание
- 3. Методические решения проблемы
- 2От дополнительных занятий, особенно обременительных для детей риска, утомляемость и быстрое интеллектуальное насыще ние которых делают трудным и напряженным их обычный учеб ный день.
- 4. Критерии и методика определения
- 1. «Услышать заданное» (слушание, классификация, самоконтроль). Конец 1-го, начало 2-го класса.
- 1. Глава 1