logo
семинар по психологии

3. Методические решения проблемы

ФОРМИРОВАНИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

И КОРРЕКЦИИ ЕЕ НЕДОСТАТКОВ У МЛАДШИХ

ШКОЛЬНИКОВ

 

Успешность формирования и коррекции недостатков учебной деятельности у младших школьников в конечном итоге зависит от технологических решений. Такие решения (подчиненные методо­ логическим и психолого-дидактическим подходам к проблеме) особенно связаны с известной в психологии сензитивностью — восприимчивостью, пластичностью психики младших школьни­ ков к воздействиям окружающего мира, среды. Высокая отзывчи­ вость младших школьников прежде всего к обучению и воспита­ нию требует определенных условий организации этого процесса, который, например, в системе коррекционно-развивающего об­ разования должен быть направлен на освобождение детей риска от неуспешности в обучении и на укрепление их в учебном благо­ получии.

Отзывчивость младших школьников на учебно-воспитательные воздействия позволяет программировать их успешность в форми­ ровании мотивов учения, развитии познавательных интересов, приемов и навыков работы («умения учиться»), в укреплении са­моорганизации и самоконтроля, адекватной самооценки, критич­ ности не только по отношению к другим, но и к себе (Л. С. Вы­ готский, Д. Б. Эльконин, Л. В. Занков, А. В. Запорожец, Л. И. Бо- жович, А. А. Люблинская).

При этом нельзя не учитывать того, что включение в школь­ ную жизнь, в учебную деятельность не у всех^детей происходит легко и безболезненно (неслучаен известный медицинский диаг­ ноз «школьный невроз», «информационный невроз», вызывае­ мый необходимостью в короткие сроки усваивать учебный мате­ риал независимо от того, подготовлен ребенок к этому или нет). Естественно, что особенно труден путь вхождения в учебный про­ цесс для детей риска, интегральная характеристика которых со­ стоит в низком уровне школьной зрелости — недостаточной фун­ кциональной готовности к школе.

Помощь детям риска в достижении определенного уровня школьной зрелости в системе коррекционно-развивающего обу­чения и конкретно в работе по формированию учебной деятель­ности и коррекции ее недостатков заключается прежде всего в усилении прямого пути воздействия на учащихся, т. е. с помощью непосредственно учебных заданий, в которых осуществляется фор­ мирование учебной деятельности.

Дидактическое раскрытие типов заданий, формирующих учеб­ ную деятельность и исправляющих ее недостатки у школьников, в методической аранжировке выводит на систему учебных заданий, рассчитанных на активную и действенную помощь школьнику в овладении учебной деятельностью в ее цельности и полноте.

Методический аппарат школьных учебников (при его содержа­ тельной направленности не только на усвоение знаний, но и на формирование учебной деятельности) позволяет соотнести соот­ ветствующие задания непосредственно с учебным материалом, со­ действуя рациональному и осмысленному усвоению знаний по любому учебному предмету. Одновременно это избавляет учащихся