1. Придворная жизнь в германии
Следуя примеру Людовика XIV во Франции, огромное большинство
немецких княжеских дворов, в то время особенно многочисленных,
вело расточительную жизнь, полную мишуры и блеска, которая была
обратно пропорциональна величине и производительности больших и
маленьких земель. История княжеских дворов XVIII столетия
принадлежит к самым отвратительным главам истории. Владетельные
лица старались превзойти друг друга пустым тщеславием,
сумасшедшей расточительностью и дорогими военными играми. Но
самое невероятное совершалось в области безудержного разврата.
Трудно сказать, какому из многочисленных немецких дворов
принадлежит пальма первенства во всех этих излишествах и порче
общественной нравственности. Сегодня это был один двор, завтра
- другой, но ни одно из немецких государств не было пощажено в
этом отношении. Дворяне следовали примеру князей, а бюргеры
столичных городов в свою очередь подражали дворянам. Если дочь
бюргерской семьи имела счастье понравиться высокому господину
при дворе или даже князю, то в девятнадцати случаях из двадцати
она считала себя в высшей степени осчастливленной этой
милостью, а ее семья была готова сделать ее дворянскою или
княжескою любовницей. То же самое происходило и в большинстве
дворянских семей, если какая-нибудь из их дочерей вызывала к
себе благосклонное отношение князя. Бесхарактерность и
бесстыдство овладели широкими кругами.
Всего хуже обстояло дело в двух главных немецких городах, в
Вене и Берлине. В Вене, этой немецкой Капуе, царствовала,
правда, большую часть столетия строгая в нравственном отношении
Мария-Терезия, но она была бессильна по отношению к выходкам
богатого, погрязшего в чувственных наслаждениях дворянства и
подражавших ему бюргерских кругов. Учрежденные ею комиссии
целомудрия, при помощи которых была организована целая система
шпионства, вызывали отчасти раздражение, отчасти и смех. Успех
был равен нулю. В беззастенчивой Вене во второй половине XVIII
столетия ходили поговорки вроде таких. «Должно любить своего
ближнего, как самого себя, то есть должно любить жену другого,
как свою собственную»; или: «Если жена идет направо, муж может
идти налево. Если она берет себе ухажера, он ищет себе
подругу». Как беззастенчиво-легкомысленно думали в то время о
браке и о нарушении супружеской верности, видно из письма поэта
фон Клейста, которое он в 1751 году послал своему другу Глейму.
Там мы читаем следующее: «Вы знаете уже авантюру маркграфа
Генриха. Он послал свою супругу в деревню и хочет с ней
развестись, так как он застал у нее в постели принца
голштейнского... Маркграф сделал бы лучше, если бы промолчал об
этом происшествии, вместо того чтобы заставлять говорить о себе
весь Берлин и полсвета. Кроме того, не следует сердиться на
такую естественную вещь, в особенности таким, как маркграф,
который и сам не так тверд в вере. Отвращение совершенно
неизбежно в браке, и все мужчины и женщины своим воображением о
других милых лицах принуждаются к неверности. Как можно
наказывать за то, к чему человек принуждается?» О нравах
Берлина английский посланник лорд Мальмсбери писал в 1772 году
следующее: «Полная нравственная развращенность охватила оба
пола всех классов, к этому присоединяется еще нужда, которая
необходимым образом вытекает отчасти из того, что нынешний
король увеличил податное обложение, отчасти из того, что он
унаследовал от своего деда любовь к роскоши. Мужчины с
ограниченными средствами ведут расточительную жизнь, а женщины
- гарпии без всякого стыда. Они отдаются тому, кто лучше
платит, чувство нежности и истинная любовь им неизвестны».
Хуже всего дело обстояло в Берлине при Фридрихе-Вильгельме II,
царствовавшем с 1786 по 1797 год. Он показывал своему народу
самый худой пример. Его придворный священник Цёльнер унизился
даже до того, что при жизни первой жены повенчал его с его
любовницей Юлией фон Фосс. Когда последняя вскоре после этого
умерла от родов, Цёльнер снова повенчал его с другой
любовницей, графиней Софьей фон Дёнгоф. Подобные же вещи еще до
Фридриха-Вильгельма II позволяли себе и другие немецкие
государи. В конце июля 1706 года герцог Эбергард-Людвиг
Вюртембергский при живой первой жене приказал повенчать себя со
.своей любовницей Гревениц, которую еще до сих пор называют в
Вюртемберге «развратительницей страны». Брак заключил молодой
священник Пфелер из Мюлена. Двоюродный брат Эбергарда-Людвига,
герцог Леопольд-Эбергард Мемпельгардский, пошел еще дальше: у
него были одновременно три жены, из которых две, сверх того,
были сестрами. Из своих тринадцати детей двух он повенчал между
собой. Поведение этих отцов страны вызывало, правда, большое
негодование в среде их подданных, но этим дело и ограничилось.
Только по отношению к герцогу Вюртембергскому императорское
вмешательство в 1708 году заставило признать брак с Гревениц
недействительным. Но она вскоре затем вступила в фиктивный брак
с одним опустившимся графом Вюрбенским и оставалась потом еще
двадцать лет любовницей герцога и «развратительницей страны»
для швабов.
- 1. Главные эпохи доисторического периода
- 2. Формы семьи
- 3. Материнское право
- 1. Возникновение отцовского права
- 2. Отзвуки материнского права в греческих мифах и драмах
- 3. Законные жены и гетеры в афинах
- 4. Остатки материнского права в нравах разных народов
- 1. Положение женщины у германцев
- 2. Феодализм и право первой ночи
- 3. Расцвет городов. Монашество и проституция
- 4. Рыцарство и поклонение женщине
- 1. Лютер
- 1. Придворная жизнь в германии
- 2. Меркантилизм и новое брачное законодательство
- 3. Французская революция и крупная промышленность
- 1. Половое влечение
- 2. Безбрачие и частые самоубийства
- 1. Брак как призвание
- 3. Денежный брак и биржа браков
- 1. Рост расторжений браков
- 2. Буржуазный и пролетарский брак
- 1. Уменьшение числа вступлений в брак
- 2. Детоубийство и вытравление плода
- 3. Воспитание для целей брака
- 4. Бедствия современной супружеской жизни
- 1. Численное соотношение полов
- 2. Помехи и препятствия к браку. Численный перевес женщин
- 1. Проституция и общество
- 2. Проституция и государство
- 3. Торговля девушками
- 4. Рост проституции. Внебрачные матери
- Раздел 3 (безнравственные поступки против лиц младше 14 лет) в
- 1. Развитие и распространение женского труда
- 1. Революция в домашней жизни
- 2. Духовные способности женщины
- 3. Различия в телесных и духовных качествах мужчин и женщин
- 4. Дарвинизм и состояние общества