Педагог-психолог в составе сппс учреждения образования
Основные усилия педагога-психолога СППС должны быть направлены на обеспечение успешной социализации, сохранение и укрепление здоровья учащихся, предупреждение отклонений в их развитии и поведении, психологическое сопровождение учебно-воспитательного процесса, процесса профессионального становления и жизненного самоопределения, создание комфортной, эмоционально благоприятной атмосферы в классах, группах и педагогическом коллективе.
Психологическое сопровождение учебно-воспитательного процесса на разных этапах (ступенях) образования имеет свои особенности.
Приоритетными направлениями сопровождения в начальной школе являются: определение готовности к обучению и содействие адаптации к школе, предупреждение отклонений в развитии и поведении, формирование у учащихся эмоционально позитивного отношения к учебе; развитие самостоятельности и самоорганизации, содействие развитию способностей и склонностей.
В базовой школе — это психологическое обеспечение адаптации ребенка при переходе в среднее звено школы; поддержка учащихся в решении задач личностного, ценностно-смыслового и профессионального самоопределения и саморазвития; содействие в формировании благоприятной атмосферы в детских и педагогическом коллективах; помощь в выборе профиля обучения, формировании жизненных навыков, построении конструктивных отношений с родителями и сверстниками; содействие в сохранении психофизического здоровья, предупреждение семейного неблагополучия, профилактика асоциального поведения, вредных привычек, поддержка талантливых школьников.
В старших классах школы специфика психолого-педагогической деятельности заключается в оказании помощи в профильной ориентации и профессиональном самоопределении; поддержке в решении экзистенциальных проблем (самопознание, поиск смысла жизни, достижение личной идентичности); развитии временной перспективы, способности к целеполаганию; развитии психосоциальной компетентности, профилактике девиантного поведения, вредных привычек у учащихся.
В рамках проводимой воспитательной работы педагог-психолог должен активно сотрудничать с классными руководителями, осуществлять анализ соответствия внеклассных мероприятий поставленным развивающим задачам, возрастным особенностям учащихся и ситуации социального развития. Важно использовать классные часы для проведения совместно с классными руководителями мероприятий профилактического и просветительского характера, в т.ч. в интерактивной форме (психологические и деловые игры, психологические акции и т.п.).
Деятельность педагога-психолога предполагает этические нормы поведения. В связи с этим педагог-психолог должен:
рассматривать вопросы и принимать решения строго в границах своей профессиональной компетенции. Не брать на себя решение вопросов, не выполнимых с точки зрения современной психологической науки и практики, а также находящихся в компетенции представителей других специальностей;
препятствовать проведению психопрофилактической, психокоррекционной и других видов работ некомпетентными лицами, не обладающими соответствующей профессиональной подготовкой;
исходить из интересов детей, учащихся и студентов, задач их полноценного психического развития;
оказывать необходимую и возможную помощь работникам и педагогическим коллективам учреждений образования в решении основных проблем, связанных с обеспечением полноценного психического развития детей, учащихся и студентов, индивидуализированного подхода к ним. Оказывать необходимую и возможную помощь им в решении их индивидуальных проблем. Оказывать помощь родителям или лицам, их заменяющим, в решении проблем воспитания детей. В решении вопросов учитывать конкретные обстоятельства и руководствоваться принципом «не навреди», т.е.принимать решение и вести работу в формах, исключающих возможность нанесения вреда здоровью, чести, достоинству детей, учащихся и студентов, родителей, педагогов и др.;
хранить профессиональную тайну, не распространять сведения, полученные в результате диагностической, консультативной и других видов работ, если ознакомление с ними не является необходимым для осуществления педагогического, медицинского, социального или другого аспекта психокоррекционной, развивающей работы и может нанести ущерб ребенку ли его окружению;
информировать работников отделов образования, администрацию и педагогические коллективы учреждений образования о задачах, содержании и результатах проводимой им работы в рамках, гарантирующих соблюдение конфиденциальности полученной информации.
В своей профессиональной деятельности педагог-психолог имеет право:
Определять приоритетные направления работы с учетом конкретных условий региона, учебно-воспитательных учреждений.
Формулировать конкретные задачи работы с детьми, учащимися, студентами и взрослыми, выбирать формы и методы этой работы, решать вопрос об очередности проведения различных видов работ.
Знакомиться с необходимой документацией.
Готовить обращения с запросами в медицинские, правовые и другие учреждения.
Участвовать с правом совещательного голоса в работе различных органов и комиссии, рассматривающих проблемы охраны детства. В случае несогласия с решением того или иного вопроса педагог-психолог имеет право донести свое мнение до сведения соответствующих инстанций.
Участвовать в разработке новых методов психодиагностики, психокоррекции и других видов работ, оценке их эффективности.
Проводить групповые и индивидуальные психологические обследования в пределах своей компетенции для исследовательских целей.
Выступать с обобщением опыта своей работы в научных и научно-популярных журналах и других изданиях.
Вести работу по пропаганде психолого-педагогических знаний путем чтения лекций, выступлений и использования других активных методов обучения.
Иметь дополнительную педагогическую нагрузку в соответствии с базовым образованием и квалификацией, в соответствии с действующим законодательством.
Обращаться в установленном порядке с ходатайствами в соответствующие организации по вопросам, связанным с защитой прав детей, учащихся и студентов.
В своей работе педагоги-психологи могут использовать методические рекомендации «Основные направления работы педагога-психолога учреждения образования» (сборник нормативных документов Министерства образования, 2006 г., № 19—20).
- Методические рекомендации о деятельности социально-педагогической и психологической службы
- Социально-педагогическая и психологическая служба учреждения образования в системе функционирования учреждений образования
- Общие положения об организации работы социально- педагогической и психологической службы учреждения образования
- 1.2. Распределение рабочего времени педагога социального, педагога-психолога
- 1.3. Примерное содержание деятельности сппс учреждения образования
- Особенности функционирования сппс в различных учреждениях образования
- Учреждения, обеспечивающие получение дошкольного образования
- Учреждения, обеспечивающие получение общего среднего образования
- Учреждения, обеспечивающие получение профессионально-технического и среднего специального образования
- Учреждения, обеспечивающие получение высшего образования
- Интернатные учреждения
- Социально-педагогические учреждения
- Педагог социальный в составе сппс учреждения образования
- Педагог-психолог в составе сппс учреждения образования
- Другие специалисты в составе сппс учреждения образования
- Рабочее место специалистов сппс учреждения образования
- Планирование и документирование работы сппс учреждения образования
- Мониторинг и критерии оценки работы сппс учреждения образования
- Межинституциональные связи сппс учреждения образования
- Методические объединения специалистов сппс учреждения образования. Супервизия
- Функционирование сппс учреждения образования с учетом особенностей социума
- Правовые аспекты работы сппс учреждения образования
- Перечень нормативных документов
- Перечень документации педагога социального
- Перечень документации педагога-психолога
- Аналитический отчет о работе сппс за 200___ г.
- План работы сппс
- Журнал учета консультаций и рекомендаций для детей, родителей
- Журнал учета консультаций и рекомендаций для педагогов учреждений образования
- Социально – педагогическая характеристика ________________________ (наименование учреждения образования)
- Социально педагогическая характеристика____________________ класса (группы)
- Приложения к социально-педагогической характеристике класса (школы)
- Список детей из неполных семей
- Список детей (семей), находящихся в социально опасном положении
- Список учащихся (воспитанников, студентов), состоящих на учете в идн