logo
сп и пс

Педагог-психолог в составе сппс учреждения образования

Основные усилия педагога-психолога СППС должны быть направлены на обеспечение успешной социализации, сохранение и укрепление здоровья учащихся, предупреждение отклонений в их развитии и поведении, психологическое сопровождение учебно-воспитательного процесса, процесса профессионального становления и жизненного самоопределения, создание комфортной, эмоционально благоприятной атмосферы в классах, группах и педагогическом коллективе.

Психологическое сопровождение учебно-воспитательного процесса на разных этапах (ступенях) образования имеет свои особенности.

Приоритетными направлениями сопровождения в начальной школе являются: определение готовности к обучению и содействие адаптации к школе, предупреждение отклонений в развитии и поведении, формирование у учащихся эмоционально позитивного отношения к учебе; развитие самостоятельности и самоорганизации, содействие развитию способностей и склонностей.

В базовой школе — это психологическое обеспечение адаптации ребенка при переходе в среднее звено школы; поддержка учащихся в решении задач личностного, ценностно-смыслового и профессионального самоопределения и саморазвития; содействие в формировании благоприятной атмосферы в детских и педагогическом коллективах; помощь в выборе профиля обучения, формировании жизненных навыков, построении конструктивных отношений с родителями и сверстниками; содействие в сохранении психофизического здоровья, предупреждение семейного неблагополучия, профилактика асоциального поведения, вредных привычек, поддержка талантливых школьников.

В старших классах школы специфика психолого-педагогической деятельности заключается в оказании помощи в профильной ориентации и профессиональном самоопределении; поддержке в решении экзистенциальных проблем (самопознание, поиск смысла жизни, достижение личной идентичности); развитии временной перспективы, способности к целеполаганию; развитии психосоциальной компетентности, профилактике девиантного поведения, вредных привычек у учащихся.

В рамках проводимой воспитательной работы педагог-психолог должен активно сотрудничать с классными руководителями, осуществлять анализ соответствия внеклассных мероприятий поставленным развивающим задачам, возрастным особенностям учащихся и ситуации социального развития. Важно использовать классные часы для проведения совместно с классными руководителями мероприятий профилактического и просветительского характера, в т.ч. в интерактивной форме (психологические и деловые игры, психологические акции и т.п.).

Деятельность педагога-психолога предполагает этические нормы поведения. В связи с этим педагог-психолог должен:

В своей профессиональной деятельности педагог-психолог имеет право:

  1. Определять приоритетные направления работы с учетом конкретных условий региона, учебно-воспитательных учреждений.

  2. Формулировать конкретные задачи работы с детьми, учащимися, студентами и взрослыми, выбирать формы и методы этой работы, решать вопрос об очередности проведения различных видов работ.

  3. Знакомиться с необходимой документацией.

  4. Готовить обращения с запросами в медицинские, правовые и другие учреждения.

  5. Участвовать с правом совещательного голоса в работе различных органов и комиссии, рассматривающих проблемы охраны детства. В случае несогласия с решением того или иного вопроса педагог-психолог имеет право донести свое мнение до сведения соответствующих инстанций.

  6. Участвовать в разработке новых методов психодиагностики, психокоррекции и других видов работ, оценке их эффективности.

  7. Проводить групповые и индивидуальные психологические обследования в пределах сво­ей компетенции для исследовательских целей.

  8. Выступать с обобщением опыта своей работы в научных и научно-популярных журналах и других изданиях.

  9. Вести работу по пропаганде психолого-педагогических знаний путем чтения лекций, выступлений и использования других актив­ных методов обучения.

  10. Иметь дополнительную педагогическую нагрузку в соответствии с базовым образованием и квалификацией, в соответствии с действу­ющим законодательством.

  11. Обращаться в установленном порядке с ходатайствами в соответствующие организации по вопросам, связанным с защитой прав детей, учащихся и студентов.

  12. В своей работе педагоги-психологи могут использовать методические рекомендации «Основные направления работы педагога-психолога учреждения образования» (сборник норма­тивных документов Министерства образования, 2006 г., № 19—20).