Планирование и документирование работы сппс учреждения образования
Ведение документации — одна из основных составляющих организации работы специалистов СППС.
В процессе работы по документированию решаются следующие задачи:
накопление необходимой информации;
фиксация процесса оказания помощи;
координация сотрудничества с другими специалистами и организациями;
передача информации во все инстанции, причастные к исполнению;
обобщение результатов;
систематизация информации.
Система документирования включает в себя:
создание необходимых документов;
работу с ними;
хранение.
Для ведения документации отводится определенное рабочее время, но без ущерба для других видов социально-педагогической и психологической работы.
Аккуратное и грамотное ведение документации усиливает профессиональную успешность специалистов СППС и делает их менее уязвимыми при анализе их работы.
Необходимо ясно представлять различие между документацией СППС и документацией специалистов СППС. Каждым сотрудником службы ведется своя (личная) необходимая для работы документация. Так, у дефектолога индивидуальные карты отличаются от карточек персонифицированного учета педагога социального или медицинских карточек у медработника. Одновременно с этим руководителем СППС ведется общая документация работы службы.
Документация СППС состоит из:
нормативных правовых актов социальной направленности, документов, регулирующих деятельность СППС и учреждения образования, а также педагога социального, педагога-психолога и других специалистов, входящих в состав СППС;
общего планирования деятельности СППС и ее специалистов;
социально-педагогической характеристики микрорайона учреждения, самого учреждения и составляющих его подразделений;
аналитических отчетов о проделанной работе за тот или иной период;
протоколов различных заседаний, совещаний, советов, встреч и т.д.;
документов по переписке с учреждениями;
актов обследования, соглашений и др.;
журналов учета (звонков по телефону доверия, обращений за помощью, консультаций и т.д.);
личных дел несовершеннолетних, состоящих на учете.
Особое внимание следует уделять документации по планированию работы. Целью планирования является координация действий с определением конкретных мероприятий, взаимодействий, с указанием сроков, исполнителей, охватываемого контингента. При планировании необходимо соблюдать следующие требования: адекватность, педагогическая целесообразность, преемственность, оптимальность, согласованность, конкретность, просматриваемость, перспективность, завершенность. Все планирование должно служить систематизации и повышению эффективности работы.
План работы СППС на учебный год может быть представлен отдельным документом, утвержденным руководителем учреждения образования, или разделом годового плана учреждения. Он состоит из вводной части (состояние дел и анализ работы за прошедший год) и основных предполагаемых мероприятий и видов деятельности по главным направлениям работы СППС. Более детальными являются планы работы СППС на месяц, где конкретизируются, развиваются соответствующие пункты годового плана, соотносятся с конкретным временем. Здесь также отражается то значимое, что предстало как необходимость в результате осуществления той или иной деятельности, хотя в перспективном плане не значилось.
Специалистам СППС (для упорядочения их деятельности) целесообразно иметь личный план работы на год, включая раздел по самообразованию и повышению профессионального уровня, а также планы работы на месяц (четверть) и неделю (ежедневный). Ежедневный (недельный) план работы специалиста составляется на основе четвертного или помесячного плана и тех ситуативных и неотложных дел, которые возникли по ходу осуществления профессиональной деятельности. Форма плана может быть произвольной, но удобной для работы, в нем конкретно и ясно должна задаваться программа работы на каждый день, развернутая как по видам осуществляемой деятельности, так и по затратам времени (указываются: день недели, число, время, форма мероприятия, тема, контингент, место).
Особое место в документации СППС и ее специалистов занимают методические материалы:
профессиональные библиотечки;
статистические сборники, аналитические материалы по проблемам охраны детства;
национальные, региональные, городские, районные комплексно-целевые программы воспитания детей и молодежи, программные разработки в области реализации основ социальной политики;
диагностический инструментарий (анкеты, опросники, тесты и т.д.);
сценарии, программы индивидуальных и групповых мероприятий (занятий, тренингов, праздников, шоу);
материалы для информационных стендов, уголка правовых знаний, уголка профориентации и др.;
методические разработки по профилю работы специалистов СППС.
Методическая копилка СППС формируется из опыта работы службы и пополняется в течение всей ее деятельности.
Собранные специалистами СППС методические материалы могут быть объединены:
по возрастному и статусному принципу (работа с младшими школьниками, старшеклассниками, родителями и т.д.);
по адресатам (в помощь родителям, в помощь классному руководителю и т.д.);
по направлениям (работа по профориентации, работа с несовершеннолетними по профилактике правонарушений, работа с семьей, профилактика табакокурения и т.д.).
Размещаются материалы на полках в шкафах (или открытых стеллажах), в папках-накопителях или отдельно.
При увольнении специалисты СППС передают соответствующую документацию руководителю СППС или сдают на хранение руководителю учреждения образования.
Рекомендуемый перечень основной (рабочей) документации СППС:
графики работы специалистов СППС, утвержденные руководителем учреждения образования;
график проведения индивидуальных консультаций специалистами СППС для детей, родителей и педагогов;
планы работы СППС на год, месяц;
планы работы специалистов СППС на месяц, неделю (ежедневный);
план работы Совета профилактики учреждения образования;
планы работы СППС по сотрудничеству с различными учреждениями, организациями и специалистами (наркологом, валеологом, ИДН, центром занятости и трудоустройства, центром профилактики СПИДа, центром по профориентации, детскими и молодежными общественными объединениями и др.);
тематические планы работы СППС (месячник правовых знаний, неделя здоровья, неделя профилактики табакокурения, СПИДа и т.д.);
индивидуальные планы по защите прав и законных интересов несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении (по необходимости);
аналитические отчеты о работе СППС, специалистов СППС за год;
отчеты и информация о работе по выполнению тематических планов (по необходимости);
протоколы и соответствующие материалы Совета профилактики;
журналы учета консультаций обучающихся воспитанников, родителей, педагогов;
журналы учета работы специалистов СППС (индивидуальных и групповых занятий, мероприятий и т.д.);
журнал учета посещений учреждения образования и профилактической работы инспектора ИДН;
социально-педагогическая характеристика микрорайона учреждения образования;
социально-педагогическая характеристика учреждения образования;
социально-педагогическая характеристика классов (групп);
данные о воспитанниках, состоящих на учете (ИДН, дети, находящиеся в социально опасном положении, признанные нуждающимися в государственной защите, дети-инвалиды и т.д.), а также о семьях (неполные, многодетные и т.д.);
личные дела несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, а также признанных нуждающимися в государственной защите, состоящих на учете в ИДН;
информационные данные об организациях, с которыми взаимодействуют специалисты СППС по вопросам социализации несовершеннолетних, защиты их прав.
- Методические рекомендации о деятельности социально-педагогической и психологической службы
- Социально-педагогическая и психологическая служба учреждения образования в системе функционирования учреждений образования
- Общие положения об организации работы социально- педагогической и психологической службы учреждения образования
- 1.2. Распределение рабочего времени педагога социального, педагога-психолога
- 1.3. Примерное содержание деятельности сппс учреждения образования
- Особенности функционирования сппс в различных учреждениях образования
- Учреждения, обеспечивающие получение дошкольного образования
- Учреждения, обеспечивающие получение общего среднего образования
- Учреждения, обеспечивающие получение профессионально-технического и среднего специального образования
- Учреждения, обеспечивающие получение высшего образования
- Интернатные учреждения
- Социально-педагогические учреждения
- Педагог социальный в составе сппс учреждения образования
- Педагог-психолог в составе сппс учреждения образования
- Другие специалисты в составе сппс учреждения образования
- Рабочее место специалистов сппс учреждения образования
- Планирование и документирование работы сппс учреждения образования
- Мониторинг и критерии оценки работы сппс учреждения образования
- Межинституциональные связи сппс учреждения образования
- Методические объединения специалистов сппс учреждения образования. Супервизия
- Функционирование сппс учреждения образования с учетом особенностей социума
- Правовые аспекты работы сппс учреждения образования
- Перечень нормативных документов
- Перечень документации педагога социального
- Перечень документации педагога-психолога
- Аналитический отчет о работе сппс за 200___ г.
- План работы сппс
- Журнал учета консультаций и рекомендаций для детей, родителей
- Журнал учета консультаций и рекомендаций для педагогов учреждений образования
- Социально – педагогическая характеристика ________________________ (наименование учреждения образования)
- Социально педагогическая характеристика____________________ класса (группы)
- Приложения к социально-педагогической характеристике класса (школы)
- Список детей из неполных семей
- Список детей (семей), находящихся в социально опасном положении
- Список учащихся (воспитанников, студентов), состоящих на учете в идн