logo search
дефектология

Заключение

Среди аномальных детей значительную категорию составляют дети с различными выраженными отклонениями слуха. Речь регулирует поведение и все виды деятельности ребенка. Поэтому воспитание детей с неполноценной речью вызывает определенные затруднения. Глубокие нарушения слуха и речи способствуют известной социальной изоляции аномальных детей, так как их участие в различных видах совместной деятельности с нормально слышащими детьми ограничено. Таким образом, глубокое и стойкое нарушение слуха оказывает отрицательное влияние на психическое, физическое и личностное развитие ребенка. Основываясь на трудах современных исследователей в области сурдопсихологии - сделали вывод, что существует три основные группы детей с нарушениями слуха: глухие, слабослышащие (тугоухие) и позднооглохшие.

Рассмотрели виды нарушений, которые сопутствуют слуховым нарушениям: нарушения деятельности вестибулярного аппарата; разные варианты нарушения зрения; минимальная мозговая дисфункция; обширное поражение мозга, вызывающее олигофрению; нарушения мозговых систем, ведущих к детскому церебральному параличу; локальные нарушения слухоречевой системы мозга (корковых и подкорковых образований); заболевания центральной нервной системы и всего организма, ведущие к психическим заболеваниям (шизофрении, маниакально-депрессивному психозу и др.); тяжелые заболевания внутренних органов - сердца, легких,почек, пищеварительной системы и др., ведущие к общему ослаблению организма; возможность глубокой социально-педагогической запущенности.

Рассматривая психолого-педагогическую классификацию видим, что она разработана Р.М. Боскис, с учетом:

а) степени поражения слуховой функции;

б) уровня развития речи при данной степени поражения слуха;

в) времени возникновения поражения слуха.

Успешность коррекционной работы с детьми, страдающими тугоухостью и глухотой, зависит от ряда благоприятных факторов:

· Интенсивного систематического и адекватного состоянию ребенка обучения;

· Активного участия семьи в его воспитании и обучении;

· Потенциальных возможностей самого ребенка, его физического состояния и личностных качеств (активности, коммуникабельности, физической выносливости, работоспособности и т.п.);

· Использование сурдотехнических средств.

Специалисты считают, что общаться ребенок должен всеми доступными ему способами -- лишь бы развивалась личность. Но основная задача педагогов - сформировать у него словесную речь. Цивилизованный мир сегодня не допускает появления глухонемых и каждого слабослышащего ребенка обучает речевой коммуникации. Этим занимаются научные и педагогические организации, проводящие, очень важную, хотя и невидимую миру работу.