logo
дефектология

2.Особенности коррекционно-педагогической работы с детьми с нарушениями слуха в условиях массовой общеобразовательной школы.

Дифференцированное (специальное) обучение. В настоящее время наиболее распространенной формой оказания коррекционной помощи детям с нарушенным слухом является их обучение в специальных детских садах и школах и специальных группах и классах при массовых общеобразовательных учреждениях. В них ведется целенаправленная работа по воспитанию и обучению детей с нарушенным слухом, начиная с 1,5 - 2-х лет. Педагогическое воздействие направлено на обеспечение, в соответствии с возрастными особенностями общего развития ребенка (его двигательной, эмоционально-волевой и интеллектуальной сферы), т.е. оно ведется в тех же направлениях, что и в детских садах для слышащих детей. В ходе всего учебно-воспитательного процесса особое внимание уделяется развитию речи детей, их остаточного слуха, формированию произносительной стороны речи. С двухлетнего возраста начинается целенаправленная работа по обучению неслышащих детей грамоте (чтению и письму печатными буквами) - это необходимо для того, чтобы обеспечить ребенку полноценное восприятие речи через чтение и полноценное ее воспроизведение с помощью письма. Во всех специальных школах организовано целенаправленное развивающее обучение детей с нарушенным слухом, направленное на их широкую социализацию, всестороннее развитие личности ребенка, обеспечение коррекции дефекта слуха.

При всем положительном для общего развития ребенка, что несет с собой его воспитание и обучение в специальном учреждении, следует выделить, однако, и негативные последствия. Массовый детский сад или школа обычно находятся поблизости от дома, где живет ребенок, поэтому, ежедневно посещая их, он не оторван от семьи, от друзей во дворе, соседей. Не так обстоит дело со специальными детскими садами и школами для детей с нарушенным слухом. В связи с тем, что стойкие нарушения слуха у детей встречаются относительно редко (примерно в 0,2% случаев), каждая область имеет, как правило, не более двух таких учреждений, следовательно, большинство детей живут далеко от них. Поэтому все спецучреждения для глухих и слабослышащих являются интернатными. Обычно родители берут детей домой только на выходные дни. Во многих случаях из-за отдаленности учреждения ребенок приезжает домой только на время зимних и летних каникул.

Таким образом, обучение в специальном учреждении надолго отрывает ребенка от семьи, родственников, слышащих сверстников. Кроме того, ребенок в течение всей недели или значительно более продолжительного времени вынужден постоянно находиться среди детей, плохо слышащих и потому плохо говорящих.

Закономерным этапом коррекционной помощи детям с нарушенным слухом явилось интегрированное воспитание и обучение, т.е. воспитание слабослышащих детей в коллективе нормально слышащих сверстников.

В мире дефектологии и коррекционной педагогики вопрос об интегрированном обучении именно детей с нарушенным слухом дискутируется наиболее остро. Сколько лет существует специальное обучение, столько же лет часть неслышащих детей учится вместе со слышащими. Многие дефектологи (в т.ч. Э.И.Леонгард) обладают богатым практическим опытом по подготовке детей с нарушенным слухом к массовой школе. В последние годы в Институте коррекционной педагогики РАО, в рамках совершенствования системы специальной помощи детям с отклонениями в развитии, ведется целенаправленная разработка различных моделей интегрированного обучения, как части дифференцированного. Начата разработка критериев для отбора детей, которым может быть рекомендовано интегрированное обучение, с учетом их возраста, характера первичного дефекта и особенностей проявления вторичных, а также социального окружения и возможностей эффективной коррекционной помощи; создаются методические рекомендации и программы для педагогов, как специальных, так и массовых детсадов и школ. Как модели интегрированного обучения детей с нарушениями слуха, работают сегодня ряд детских садов и массовых школ в Москве и Санкт-Петербурге, детский дом для глухих дошкольников в Коломне, детский дом №3 г.Архангельска.

Одним из путей совместного обучения нормально развивающихся детей и детей с отклонениями в развитии могут быть специальные дошкольные группы и классы при массовых детских садах и школах, в которых целенаправленно проводится интеграция:

- комбинированная – ребенок обучается в группе здоровых детей, получая при этом систематическую адекватную коррекционную помощь учителя-дефектолога специальной группы;

- частичная – отдельные дети проводят часть дня в обычных группах;

- временная – дети специальных и массовых групп объединяются для проведения различных мероприятий, на прогулках, праздниках, соревнованиях.

При полной интеграции дети с отклонениями в развитии могут по 1-2 человека вливаться в обычные массовые учреждения. Коррекционную помощь в случае необходимости таким детям обычно оказывают родители, контролируемые время от времени специалистами.

Но не стоит забывать, что полная или комбинированная интеграция, может быть эффективна лишь для части позднооглохших, слабослышащих и глухих детей. Эти дошкольники и школьники должны владеть развернутой фразовой речью, внятно говорить и хорошо понимать обращенную к ним речь. Они должны быть психологически готовы к такой форме обучения и систематически получать помощь и психологическую поддержку.

Мне хотелось бы подробнее описать блестящие результаты по интеграции и адаптации слабослышащих детей, полученные за годы упорной работы в Архангельске: за годы существования группы для слабослышащих детей в детском саду №135 и детского дома №3, небольшое количество слабослышащих детей, хорошо усвоивших программу, по решению МПК регулярно направлялись в массовые школы. Эти ребята успешно заканчивали обучение в массовой школе, двое из них закончили медицинский колледж г.Архангельска и работают по полученным специальностям в поликлиниках города.

В 1994 году в детском доме был открыт 1-ый класс для слабослышащих детей с целью дальнейшей интеграции их в массовую школу. Среди них было несколько детей со значительным снижением слуха, но в результате большой работы по развитию слухового восприятия они хорошо адаптировались к индивидуальным слуховым аппаратам. МПК отметила у этих детей высокий уровень психофизического развития, все они владели развернутой фразовой речью, относительно хорошо понимали обращенную к ним речь взрослых и детей, а также сами говорили достаточно внятно, понятно для окружающих. До поступления в школу все они обучались в детском доме 3-4 года. На протяжении всех лет обучения в детском доме для этих детей осуществлялся комплексный подход к реабилитации и социальной адаптации посредством организации совместного отдыха слабослышащих детей со слышащими в летний период. В лагере дети с нарушениями слуха приобретали новых друзей. Постоянно находясь в кругу слышащих, неслышащие ребята общались со своими ровесниками и со взрослыми, учились понимать друг друга, причем неформальная обстановка сближала всех и способствовала развитию коммуникативных способностей неслышащих и пополнению их социального и эмоционального опыта. Также организовывались совместные встречи со слышащими, посещения музеев. Постоянно планировались занятия по дополнительному образованию - театральный кружок в Центре дополнительного образования. Дети занимались в спортивных секциях.

В результате - дети стали коммуникабельнее, менее закомплексованы из-за своего физического недостатка, общение со слышащими обогатило их словарный запас и улучшило понимание обращенной к ним речи; дети стали объективно оценивать свои возможности, разнообразные виды деятельности позволили полнее реализовать творческие способности ребят. После окончания начальной школы дети перешли в 5-й класс массовой школы № 5.

Учителя массовой школы остались довольны «нестандартными» детьми. Видя их желание понять материал, научиться быть как все, общаться друг с другом не жестами, а словами, педагоги старались находить к ним подход, понимать их трудности. Многие из педагогов школы никогда раньше не думали, что дети с нарушением слуха могут также петь, танцевать, смогут адаптироваться среди своих слышащих сверстников.

С каждым годом в Архангельске уровень интеграции детей с нарушением слуха становится более эффективным. Учитывая уже накопленный опыт работы по социальной адаптации неслышащих детей, работу продолжается и в настоящее время.

Выводы: работу по интеграции детей с нарушенным слухом необходимо начинать в дошкольный период. Целесообразно создавать различные модели интеграции, которые будут эффективны для неслышащих детей, имеющих разный уровень психофизического и слухоречевого развития.

Важно подчеркнуть, что, несмотря на положительный опыт интеграции слабослышащих детей, в целом в настоящее время национальная система образования не готова к реализации принципа интеграции. Для того чтобы интегрированное обучение целенаправленно расширялось и было эффективно, необходима специальная подготовка педагогов массовых дошкольных и школьных учреждений, учителей-дефектологов, организация необходимого режима, профессионально-трудовой подготовки, а также проработка правовых вопросов интеграции (необходимо законодательно определить статус интегрированного ребенка). Признание интеграции как одной из ведущих тенденций современного этапа в развитии отечественной системы специального образования не означает ни в коей мере необходимости свертывания системы дифференцированного обучения детей с нарушениями слуха. Напротив, эффективная интеграция возможна лишь в условиях постоянного совершенствования систем массового и специального образования.