1.Проектная деятельность в скд
Социокультурное проектирование — это специфическая технология, представляющая собой конструктивную, творческую деятельность, сущность которой заключается в анализе проблем и выявлении причин их возникновения, выработке целей и задач, характеризующих желаемое состояние объекта (или сферы проектной деятельности), разработке путей и средств достижения поставленных целей. В качестве объекта социокультурного проектирования выступает сложное образование, включающее в себя накладывающиеся друг на друга две
подсистемы: социум и культуру.
Задачи проектной деятельности:
— анализ ситуации, т.е. всесторонняя диагностика проблем и четкое определением их источника и характера;
— поиск и разработка вариантов решений рассматриваемой проблемы (на индивидуальном и социальном уровнях) с учетом имеющихся ресурсов и оценка возможных последствий реализации каждого из вариантов;
— выбор наиболее оптимального решения (т.е. социально приемлемых и культурно обоснованных рекомендаций, способных произвести желаемые изменения в объектной области проектирования) и его проектное оформление;
— разработка организационных форм внедрения проекта в социальную практику и условий, обеспечивающих реализацию проекта в материально-техническом, финансовом, правовом отношении.
Основными результатами технологии социокультурного проектирования являются программа и проект.
Программа — это развернутый документ, прорабатывающий в масштабах конкретной территории (района, города) всю совокупность условий, необходимых для оптимизации культурной жизни (т.е. процессов создания, сохранения, трансляции и развития культурных ценностей, норм, традиций, технологий) и включающий в себя, помимо анализа социокультурной ситуации и обоснования приоритетов культурного развития, функционально-содержательные модели учреждений и организационно-управленческих структур, а также материально-техническое, организационное, кадровое и информационное обеспечение реализации намеченных в рамках программы мероприятий, акций, идей, инициатив.
Проект может существовать в двух формах:
а) как составная часть программы, представляющая собой форму конкретизации и содержательного наполнения приоритетных направлений развития социокультурной жизни территории;
б) как самостоятельный вариант решения локальной проблемы, адресованный конкретной аудитории.
В обоих случаях проект — это как бы локальная программа, ориентированная на преодоление или профилактику различного рода проблем путем содержательных и структурных изменений в социокультурной среде и в основных сферах жизнедеятельности личности, создания условий успешной самореализации человека за счет оптимизации его образа жизни, форм и
способов его взаимодействия со средой.
По содержанию проблем, определяющих актуальность проекта и новизне способов их разрешения, проекты могут быть типовыми и уникальными. Если типовые воспроизводимы в других ситуациях с небольшой корректировкой в соответствии с местными условиями (например, проекты стандартных учреждений культуры), то уникальные не могут тиражироваться в силу неповторимости ситуации и объектной области проектирования (например, проекты, связанные с реставрацией и использованием неповторимых архитектурных сооружений, природных ландшафтов и пр.). Важнейшим структурным элементом технологии проектирования является исследовательская деятельность, поскольку именно проектировщик должен, во-первых, знать, видеть реальные проблемы функционирования той или иной объектной области (например, культуры региона, среды и условий жизнедеятельности личности, социальной группы и т.д.); во-вторых, иметь представление о идеальном состоянии целого и способах его поддержки.
Проблематизации, целеполагание и инструментализация (т.е. содержательное оснащение проектного решения) в совокупности и составляют общую структура и алгоритм проектной деятельности. Выделение общесоциальных, локальных и индивидуальных ситуаций дает возможность осуществить взаимосвязь и последовательный переход разрабатываемых в рамках проектирования решений с одного уровня на другой. Так, характеристика проблем личностей и социальных групп и определение способов их разрешения составляют ядро целевого и содержательного обоснования локальных проектов, которые могут входить в региональные программы в качестве их составляющей. В свою очередь, региональные программы, ориентированные на решение общетерриториальных проблем, совпадающих с общесоциальной проблематикой, можно рассматривать как конкретизацию федеральных проектов. Локальные проекты, Региональные программы, Федеральные программы, Целевое обоснование проекта или программы (федеральной, региональной, локальной) предполагает всесторонний анализ ситуации и определение на этой основе:
а) приоритетных сфер (или областей) проектирования;
б) категорий населения и социальных групп, которым будет адресован
проект.
- 1. Скд в духовной жизни современного российского общества. Функции и принципы скд.
- 2. Конкурсные программы в культурно-досуговых учреждениях.
- Билет №2
- 1. Современная инфраструктура культуры в России.
- 2. Игра в скд. Игровые формы скд.
- Билет №3.
- Жанры нхт.
- Билет№4
- Культурно-досуговая среда. Функции культурно-досуговой среды в учреждениях культуры.
- 2. Праздники. Технология проведения и подготовки.
- Билет №5
- 1. Основные периоды истории досуга в России.
- 2. Технология фестивалей народного творчества.
- Билет№6
- 1. Квн. Технология проведения и подготовки.
- 2. Общая характеристика средств, форм и методов скд
- Билет№7.
- 1. Основные понятия теории нхт
- Исходные понятия теории нхт
- 2. Клуб как форма досуга.
- Билет№8
- 1. Скд с детьми.
- 2. Сценарий – основа культурно-досуговых программ.
- Билет№9
- Современная аудитория культурно-досуговых учреждений.
- 2. Концерты. Технология подготовки и проведения.
- Билет№10
- 1. Система организации и управления нхт в России.
- Композиция сценария культурно-досуговых программ.
- Билет№11
- 1. Традиционное и новое в проведении ярмарочных мероприятий.
- 2.Бизнес-план учреждения культуры
- Билет№12
- 1. Региональные особенности нхт.
- 2. Организация семейного досуга в учреждениях скд
- Билет№13
- 1. Роль социологии в скд. Методы социологических исследований в культурно-досуговых учреждениях.
- 2. Жанры русского детского фольклора
- Билет№14
- Организация скд людей пожилого возраста.
- 2. Художественное творчество в зимних праздниках русского народного календаря.
- Билет№15
- 1. Мифологические истоки русского нхт.
- Основные виды мифов
- Мифические герои
- Мифы и верования древних славян
- 2. Организация скд с подростками.
- Билет№16
- 1. Художественное творчество в летних праздниках русского народного календаря.
- 2. Программно-целевой метод планирования.
- Билет№17
- 1. Многоканальная система финансирования учреждений культуры.
- 2. Художественное творчество в весенних праздниках русского народного календаря.
- Билет№18
- 1. Влияние язычества на формирование русского народного творчества.
- 2.Организацация скд с молодежью
- Билет№19
- 1.Проектная деятельность в скд
- 2.Профессиограмма работников культурно-досуговых учреждений.
- Билет№20
- 1. Режиссерские основы культурно-досуговых программ.
- 2. Организация досуга за рубежом.
- Билет№21
- 1.Жанры русского фольклорного театра.
- 2. Организация корпоративного досуга.
- Билет№22
- 1. Нормативно-правовое обеспечение скд.
- 2. Художественное творчество в осенних праздниках русского народного календаря.