logo
!!!!!++готовые ответы к госам

2. Организация семейного досуга в учреждениях скд

Семья - ячейка (малая социальная группа) общества, важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных свя­зях, т.е. отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами, и другими родственниками, живущими вместе и ведущими общее хозяйст­во на основе единого семейного бюджета. Семья, ее формы и функции напрямую зависят от общественных отношений в целом, а также от уровня культурного развития общества. Естественно, чем выше культура общества, тем выше культура семьи. Семейное воспитание имеет огромное значение в воспитании, образова­нии и становлении любого человека. Это фундамент, на котором строится вся жизнь, и от того, насколько добротен и тверд этот фундамент, зависит очень многое в судьбе человека. Режим внутри семьи, в квартире, занимаемой семьей, находится в почти полной власти родителей. Этого нельзя сказать о режиме вне дома. Активное приближение родителей к жизни детей вовсе не трудное дело и доставляет даже удовольствие. Каждый родитель вырабатывает такое устройство се­менного быта, которое наиболее соответствует особенностям его семьи. Огромную роль в семейном воспитании играет эмоциональный фон в семье, отношения между родителями, их умение поддержать любовь и теплоту к друг другу и детям. Только в здоровой семье где царит любовь и взаимопонимание могут вырасти полноценно развитые дети, со здоровой психикой и позитивным отношением к жизни. Проблемы современной семьи Семья - один из самых древних социальных институтов. Она возникла намного раньше религии, государства, армии, образования, рынка. Семья - един­ственный и незаменимый производитель самого человека, продолжение рода. Но, к сожалению, выполняет она эту главную функцию со сбоями. И зависит это не только от нее, но и от общества. Семья возникает из потребности удовлетворить личные потребности и интересы индивидов. Являясь частью общества, она соеди­няет их с общественными интересами. Личные потребности организуются на основе принятых в обществе норм, ценностей, образцов поведения и часто происхо­дит так, что бесцеремонное вмешательство общества в жизнь семьи разрушала ее и жизнь людей ее составляющих, доводило ее до нищенского существования.Семья, как и общество в целом, переживает сегодня глубокий кризис. Средний возраст вступления в первый брак в наши дни у женщин достиг рекордно низких величин. Негативными последствиями распространения ранней рождаемости стали нестабильный уровень рождаемости в це­лом, повышенная разводимость, высокая младенческая смертность, плохое состояние здоровья детей и матерей. Реформирование общества резко обострило про­блему семей, нуждающихся в социальной защите. Среди ее объектов - семьи одиноких матерей, военнослужащие срочной службы с детьми; семьи, в которых один из родителей уклоняется от уплаты алиментов; семьи с детьми-инвалидами; взявшие детей под опеку; многодетные с малолетними детьми до трех лет; студенче­ские семьи с детьми, социально неблагополучные семьи. Для обеспечения качественного роста работника и подрастающего поколения в семье должны быть созда­ны соответствующие жизненные условия и материальные средства, включающие в себя уровень образования и культуры, жилищные условия, качество питания, здравоохранения, сферы услуг, возможности отдыха, снятия нервного напряжения. Функции семьи

Семья как социальный институт реализует свое бытие через различные сферы отношений:

1. Социально-биологические отношения - охватывают сферу численности и половозрелости семьи, проблемы рождаемости, планирования потомства,

родственных связей, наследования.

  1. Хозяйственно-экономические отношения - ведение домашнего хозяйства, семейный бюджет, материальное обеспечение совершеннолетних, распре­деление обязанностей.

  2. Юридические отношения - брак, развод, раздел имущества, содержание детей.

  3. Нравственные отношения - любовь и долг, родительская любовь, любовь к детям, мужское и женское достоинство.

5. Психологические отношения - психологическая совместимость, преодоление психологических противоречий.

6. Эстетические отношения - культурная преемственность, эстетика общения, поведения, речи, роли искусства в семье.

Семья несет в себе определенные функции:

  1. Репродуктивная - воспроизведение потомства

  2. Хозяйственно-потребительская - хозяйство, управление семьей

  3. Воспитательная - проектирование личности, гражданское воспитание, нравственные качества

  4. Восстановительная - взаимное поддержание здоровья, организация отдыха Роль КДУ в организации семейного отдыха

Семейный досуг должен строиться, исходя из основных сфер семейных отношений и учитывая все функции семьи. Немаловажную роль в деле организации семей­ного досуга играют КДУ, большое значение придается семейному отдыху. Отдыхая и общаясь, участвуя в совместных конкурсах и программах, родители и дети учатся быть ближе друг к другу. Совместные беседы и конференции с участием специалистов-медиков, психологов, социальных работников, помогают поколениям в семье находить общий язык, учиться терпимости и вниманию по отношению друг к другу.

Две трети современных семей в РФ не имеют увлечений (ими могут быть спорт, туризм, прикладное искусство, музыка, танец и др.). Одну треть семей вообще называют «неблагополучными», воспитанию детей в них не придается никакого значения, нередко дети из таких семей идут в клуб для того, чтобы в лице руководителя и товарищей обрести свою вторую семью. Но есть семьи, которые активно проводят свой досуг вместе: замечено, что такие семьи более сплоченные, менее конфликтные, дети из таких семей реже становятся асоциальными элементами. Формы работы с семьей

Беседы - к ним относятся также различные конференции, диспуты, ток-шоу, поднимающие проблемы семьи, затрагивающие вопросы нравственности, полового воспитания, семейного досуга. Роль беседы как формы работы с семьей прежде всего состоит в возможности решить семейные проблемы с участием специалистов, поделиться опытом воспитательной работы, осмыслить семейные взаимоотношения.

Игровые досуговые программы - это способ «взрослым» ненадолго ощутить себя детьми и окунуться в мир детской психологии. Совместно участвуя в играх и конкурсах, дети и родители начинают чувствовать себя одной командой. Популярны такие виды конкурсных программ как «Мама, папа, я - дружная (спортивная, музыкальная, танцевальная - вариантов множество) семья», «А ну-ка, бабушки (дедушки)» и др. Рекреативный семейный отдых - туризм, походы.

Спортивный семейный отдых (эстафеты, массовые забеги, пляжные турниры и т.д.). Семейные сеансы в кинотеатрах

Экскурсионная работа - семейное посещение музеев, выставок, памятников искусства и архитектуры, памятных мест. Совместное посещение концертов и массовых праздников

Семейные коллективы художественной самодеятельности - редко встречающаяся, нон очень популярная у зрителей форма культурной деятельности. Организация отдыха пожилых людей. Пожилые люди в силу своего возраста не могут вести активный образ жизни, заниматься профессиональной деятельно­стью. С уходом на пенсию они, оторвавшись от работы и привычного круга общения, рискуют оказаться изолированными от внешнего мира. Для того, чтобы пожи­лые люди чувствовали себя полноценными членами общества, существует отдельное ветвь КДД - работа с пожилыми людьми.

В городах существуют организации, занимающиеся отдельными направлениями работы с пожилыми людьми - советы ветеранов (войны, труда). Сове­ты ветеранов также создаются при организациях, деятельность их направлена на поддержку ветеранов профессии (ветераны педагогического труда, ветераны-производственники). Направления работы советов ветеранов:

1. Социальная работа (помощь малоимущим, квартирные вопросы, пособия и пайки, льготы)

2. Медико-социальная работа (бесплатная медицинская помощь, льготы на медикаменты, санаторно-курортное и профилактическое лечение, дома и ин­ тернаты для престарелых, комиссии по инвалидности)

3. Политически-просветительная работа (обзоры прессы, разъяснение ситуации в стране, конференции, митинги и демонстрации)

4. Работа с ветеранами войны (организация праздников, митингов, социальная поддержка и шефская помощь, организация встреч с детьми и молодежью) 5. Культурно-досуговая работа (вечера отдыха, праздничные мероприятия, конкурсы)