2. Сценарий – основа культурно-досуговых программ.
Сценарий - вновь созданное драматургическое произведение, подчиненное законам композиционного построения. Сценарий - это подробная литературная разработка содержания, где конкретно указывается, что говорят и как поступают действующие лица, какие художественные произведения исполняются, в какой обстановке происходит действие. Сценарий с латинского это предметно-изобразительная и композиционная основа театрализованного представления, в которой с прямой речью персонажей соответствует описательно-повествовательная речь. Существуют четыре важнейших элемента в выстраивании сценария - вступление (экспозиция), развитие действия, решительный момент (перелом или кульминация) и финал. Завершенная внутри себя композиционная структура культурно-досуговой программы делится на ряд циклов действия. Драма состоит из нескольких таких циклов, названия которых исторически менялось: акт, действие, часть. В сценарии акт, действие принято называть эпизодом. Первой и главной особенностью сценария является его документальная основа. Сердцевина праздника - реальное событие. Юбилей школы, города, творческий отчет коллектива и т.д. Местный факт постоянно присутствует и в традиционных гуляниях, связанных с народным календарем. Кроме того, документ является структурным элементом праздничной драматургии. Аудио и видеозаписи, кинофрагменты, выступления реальных героев, различные церемониальные действия - строительный материал сценариста. Вторая особенность сценария - его синтетический, собирательный характер. Здесь встречаются все виды исскуств (музыка, литература, театр, кино, живопись, архитектура) и различного рода документалистика. Варьирование сочетаний того и другого породило видовое разнообразие театрализованных представлений. Сценарий определяет пути реализации темы, идеи, сверхзадачи массового праздника. Определены линии, по которым должна быть направлена работа сценариста: 1. Умение выбирать пластический образ ясный и четкий, точно и максимально ярко выражающйГсвое содержание. 2. Умение мыслить последовательностью этих образов так, как музыкант мыслит звуками, а художник - краской и линией. 3. Овладение методом литературной композиции, последовательно заключающей в себе все переплетающиеся линии сценарного действия, иначе говоря, методом монтажа. Замысел представляет собой задуманное автором, сценаристом, режиссером построение произведения, включающего в себя разработку основной мысли (идеи), (темы) элементы творческого процесса и его воплощение. В основе сценарного замысла КДП лежит правильное определение темы - тот круг вопросов о чем автор может рассказать зрителю. Тема и идея составляют идейно-тематический план замысла КДП. Это тот стержень, который крепко держит основной смысл сценария КДП в одном русле, соединяя их в единое целое, усиливая впечатление при их восприятии. Тема - основное содержание художественного произведения, выражающего его главную мысль, проблема, круг жизненных явлений, имеющих значение для конкретней аудитории и отраженных в сценарии Идея - основная обобщающая мысль художественного произведения, эмоционально выстроенная всем строем произведения. Сюжет воспроизводит развитие определённой жизненной ситуации, который вытекает из особенностей характеров и положений. Сценарный ход - художественно-педагогический прием, при помощи которого в сценарии осуществляется синтез отдельных видов деятельности участников праздника. Он не только заставляет зрителей следить за развитием действия, но и понимать и принимать логику его построения, а порой и воспринимать включенный в представление тот или иной номер с неожиданной точки зрения. Содержание и форма - еще одна важная деталь замысла. Авторская мысль ищет наиболее выразительные жанры литературы, искусства, документальные материалы,~способные наиболее полно отразить идейно-тематическую направленность будущей программы. Форма КДП активно влияет на содержание, а содержание, в свою очередь, формирует форму. Работа над содержанием и формой часто идет одновременно. Форма - это способ существования содержания. Выбранная форма, ее жанровая окраска заставляет автора сценария наиболее полно раскрыть идею с чувством меры. Многообразие форм КДП: театрализованные представления, праздники, гала-концерты, просто концерты, литературно-музыкальные композиции, игровые, конкурсные программы, ток-шоу, диктует и свои законы в выборе соответствующего решения. Например, литературно-музыкальная композиция предполагает включение в канву сценария произведений художественной литературы - поэзии, прозы, публицистики, документальных материалов, инструментальной музыки, хорового и сольного пения, взаимодополняющих и усиливающих восприятие друг друга. Гала-концерт раскрывает содержание через отдельные эстрадные номера, являющиеся основными конструктивными составляющими, несущими основной смысл концерта. В замысле сценария программы находит свое отражение основные признаки, присущие драматическому произведению: конфликт, сюжет, композиция; драматическое действие отражает движение действительности во всех ее противоречиях и взаимосвязи, а драматический конфликт, построенный на столкновении героев, движет развитие сюжета. Природа конфликта в КДП многогранна, и борьба героев развертывается через столкновение идей, мировоззрений, мнений, характеров. Поиск художественного, зрелищного образа также является важной составляющей в конструкции сценарного замысла. Художественный образ может быть выражен в театральной символике через метафору, когда музыка, цвет, свет становятся лейтмотивом, создавая ту или иную атмосферу, через аллегорию, когда удачно выбранный символ становится основным смыслом программы, концерта.
Можно проследить следующие этапы: 1. Социальный заказ, сбор и поиск материала.2. Определение тематической основы, изучение предполагаемой аудитории, постановка педагогических задач. 3. Поиск дополнительных фактов, уточнение событий, явлений, поиск реальных героев и работа ними и над документами. 4. Отбор художественного материала. 5 Выбор формы, обоснование конфликта, поиск сюжета или сюжетного хода, образной выразительности. 6. Работа над композицией сценария, отбор приемов активизации зрителей, постановка и поиск решения организационных вопросов. 7. Сценарная запись. Окончательный отбор выразительных и изобразительных средств для воплощения замысла. В зависимости от сценарной обработки материала существуют различные уровни записи:
сценарный план ипи набросок композиционного построения с разработанной темой, идеей, задачами и целями и предполагаемой ситуацией, жанрами.
Либретто - развернутое краткое содержание
Литературный сценарий - подробная литературная разборка идейно - тематического замысла с текстом, описанием действующих лиц, местом действия, атмосферой.
Постановочный (режиссерский) - развернутый литературный сценарий с точным указанием сценической площадки, с разработкой текста и т.д. и т.п. и организационными моментами. Необходимо так же помнить и о картах Проппа, которые позволяют грамотно, не нарушая логики развития сюжета написать литературный сценарий будущего мероприятия. В сценарии культурно-досуговой программы художественный материал свободно взаимодействует с документальным, что и создает уникальную драматургическую ситуацию. Художественный материал - это совокупность произведений всех видов искусств. Документальный материал -это информация о людях, явлениях, событиях, имеющих место в реальной действительности. Носителем такой информации может выступать бумага, кино-, видео и
аудиопленка, компьютерная дискета. Достоверность документа подтверждается собственноручной подписью составителя, различными печатями, фактом появления в научных трудах и средствах массовой информации, мнением историков, если речь идет о «делах давно минувших дней», и авторитетных современников, если речь идет о событиях нынешних. Традиционны два способа взаимодействия сценариста и материала. Первый способ. Сценарист исследует факты, связанные с определенным событием, формирует свою концепцию происшедшего или происходящего и пишет сценарий, создавая на основе изученного свой собственный текст. Второй способ. Сценарист подбирает документы (тексты, аудио, видеоматериалы), художественные произведения или фрагменты из них (стихи, отрывки из прозы, вокальные, инструментальные и хореографические концертные номера) и в соответствии со своим замыслом стыкует их, используя так называемый эффект монтажа. Однако, как бы не интерпретировался в будущем художественный и документальный материал, вначале возникает проблема его отбора. Поэтому следует рассмотреть главные требования, которые мы к нему предъявляем. 1.Соответствие материала основным компонентам замысла (тема, идея, жанр, сценарный ход). 2. Стилистическая совместимость материала. Речь идет о том, что в рамках одного сценария сосуществование литературных текстов разных авторов почти всегда порождает безвкусицу. 3. Новизна используемого материала. Постоянно повторяющийся тематический канон (годовой цикл праздников) приводит к тому, что из сценария в сценарий кочуют одни и те же литературные фрагменты, одни и те же вокальные произведения, художественные и документальные киноролики. Все это приводит к стандартным драматургическим решениям, что обесценивает зрелищность театрализованного представления. 4. Художественный материал должен быть высокого качества. Убогий материал порождает и убогий сценарий. 5. Документальный материал должен быть правдив. В первую очередь это касается сведений, которые добываются эксклюзивным путем. По поводу каждого спорного факта следует выслушать мнения нескольких сторон, знакомиться с разными точками зрения. С известной доли осторожности следует относиться и к историческим свидетельствам. Сбор материала и дальнейшая работа с ним зависит от замысла и способа создания драматургической основы культурно-досуговой программы
- 1. Скд в духовной жизни современного российского общества. Функции и принципы скд.
- 2. Конкурсные программы в культурно-досуговых учреждениях.
- Билет №2
- 1. Современная инфраструктура культуры в России.
- 2. Игра в скд. Игровые формы скд.
- Билет №3.
- Жанры нхт.
- Билет№4
- Культурно-досуговая среда. Функции культурно-досуговой среды в учреждениях культуры.
- 2. Праздники. Технология проведения и подготовки.
- Билет №5
- 1. Основные периоды истории досуга в России.
- 2. Технология фестивалей народного творчества.
- Билет№6
- 1. Квн. Технология проведения и подготовки.
- 2. Общая характеристика средств, форм и методов скд
- Билет№7.
- 1. Основные понятия теории нхт
- Исходные понятия теории нхт
- 2. Клуб как форма досуга.
- Билет№8
- 1. Скд с детьми.
- 2. Сценарий – основа культурно-досуговых программ.
- Билет№9
- Современная аудитория культурно-досуговых учреждений.
- 2. Концерты. Технология подготовки и проведения.
- Билет№10
- 1. Система организации и управления нхт в России.
- Композиция сценария культурно-досуговых программ.
- Билет№11
- 1. Традиционное и новое в проведении ярмарочных мероприятий.
- 2.Бизнес-план учреждения культуры
- Билет№12
- 1. Региональные особенности нхт.
- 2. Организация семейного досуга в учреждениях скд
- Билет№13
- 1. Роль социологии в скд. Методы социологических исследований в культурно-досуговых учреждениях.
- 2. Жанры русского детского фольклора
- Билет№14
- Организация скд людей пожилого возраста.
- 2. Художественное творчество в зимних праздниках русского народного календаря.
- Билет№15
- 1. Мифологические истоки русского нхт.
- Основные виды мифов
- Мифические герои
- Мифы и верования древних славян
- 2. Организация скд с подростками.
- Билет№16
- 1. Художественное творчество в летних праздниках русского народного календаря.
- 2. Программно-целевой метод планирования.
- Билет№17
- 1. Многоканальная система финансирования учреждений культуры.
- 2. Художественное творчество в весенних праздниках русского народного календаря.
- Билет№18
- 1. Влияние язычества на формирование русского народного творчества.
- 2.Организацация скд с молодежью
- Билет№19
- 1.Проектная деятельность в скд
- 2.Профессиограмма работников культурно-досуговых учреждений.
- Билет№20
- 1. Режиссерские основы культурно-досуговых программ.
- 2. Организация досуга за рубежом.
- Билет№21
- 1.Жанры русского фольклорного театра.
- 2. Организация корпоративного досуга.
- Билет№22
- 1. Нормативно-правовое обеспечение скд.
- 2. Художественное творчество в осенних праздниках русского народного календаря.