logo
!!!!!++готовые ответы к госам

2. Художественное творчество в весенних праздниках русского народного календаря.

С древних времен НХТ было синкретичным, т.е. слитым с различными сферами и формами народной жизни. Особенно ярко и самобытно были представлены художественно – творческие элементы в традиционных народных календарных праздниках и обрядах, связанных с циклом земледельческих работ. В этих праздниках, сопровождавшихся пением, игрой на народных музыкальных инструментах, танцами и другими видами художественной деятельности, воплощалось в художественной форме миропонимание и мироощущение народа.

Праздники народного календаря проходили в соответствии с традициями и обычаями, в них существовало множество обрядов и ритуалов. Обычай – это то что принято (обычно) делать в той или иной ситуации у того или иного народа. Обряд – это совокупность утвердившихся в народе условно-символических действий, выражающих определенный магический смысл, связанных с отмечаемыми событиями жизни; это своеобразный коллективный акт, который строго определяется традицией. Ритуал – порядок совершение обряда, последовательность условно-символических действий, выражающих основную идею праздника, внешнее проявление верований человека. Приход весны в народе связывали с пробуждением природы после зимнего сна и в целом с возрождением жизни. 22 марта, в день весеннего равноденствия и началом астрономической весны на Руси праздновались Сороки. Существовало поверие, что именно в этот день сорок птиц, сорок пичуг возвращаются на родину и сорока начинает вить гнездо. Хозяйки к этому дню выпекали из теста весенних птичек – жаворонков. 7 апреля народ отмечал христианский праздник Благовещение. В этот день каждый православный считал грехом заниматься каким-нибудь делом. Праздник благовещение совпадает по времени с началом весеннего сева: многие его обряды связаны с обращением к Богородице с молитвами о хорошем обильном урожае, теплом лете и т.п.

Главным христианским праздником является Пасха – «праздник праздников». Он отмечается христианской церковью в честь воскресения распятого на кресте Иисуса Христа. Дата его празднования постоянно меняется и зависит от лунного календаря. Пасха отмечается в первое воскресение после первого полнолуния последующего за днем весеннего равноденствия. Для определения дня празднования Пасхи составляются особые таблицы – пасхалии. Пасхе предшествует семинедельный Великий пост. Его последняя неделя называется Страстной и посвящена воспоминаниям о страданиях Христа. В старину по всей России шла подготовка к встрече Пасхи: убирали, мыли, чистили жилища, пекли куличи, красили яйца, готовясь к большому торжеству. Четверг на Страстной неделе называется Великий четверг. В субботний день полагается святить в храме кулич и пасху. Кулич – это пасхальный сдобный хлеб, испеченный с добавлением сладостей, яблок и ягод. Пасха – это обрядовая еда, которая замешивается на твороге, сахаре, яйцах, изюме, масле. На Пасху «солнце играет». Его чистые благотворные лучи несут нам очищение, радость.

Одним из дней поминовение ушедших из жизни людей была Радуниц. Проходила пасхальная неделя, а вторник следующий отмечался как поминальный день. Куличи, крашеные яйца брали с собой на кладбище. По народному поверью, души наших предков в эти дни весны возносятся над землей и незримо касаются угощений, которое мы приносим, чтобы их радовать.

Разгар весенних праздничных гуляний приходится на Красную горку. Она начинается с Фомина воскресенья. В этот день наши предки встречали весну, ходили с песнями по улицам, водили хороводы, играли, пели веснянки. На Красную горку венчали суженых, играли свадьбы. Название праздника связано с тем, что солнце начинает ярче светить, окрашивая оттаявшие от снега пригорки в красноватый цвет. Горы и пригорки всегда почитались у древних славян.