Культурно-досуговая среда. Функции культурно-досуговой среды в учреждениях культуры.
Культурно-досуговая среда - это пространственное окружение, вводящее человека в мир культурно-эстетических и художественных ценностей и отношений, обеспечивающих культурно-формирующие условия его развития. Основными свойствами КДС являются эмоциональная окрашенность, возможность привнести в нее душевные переживания. КДС представляет собой самостоятельную, самоценную КД систему, имеющую собственную базу, цели, задачи, форму существования и деятельности. По предметному и пространственным признакам КДС наполняется содержанием предметных искусств: художественного дизайна, рекреационного дизайна.
К пространственным видам искусства КДС можно отнести: искусство интерьера, выставочное искусство, музейное искусство, искусство ансамбля и др. Относительно самостоятельное или промежуточное положение занимают прикладные и декоративные виды искусств, которые в свою очередь включают подвиды: искусство праздников, карнавальное искусство, искусство фейерверков, искусство проведения спортивных праздников и др. К гибридным образованиям могут быть отнесены пластические искусства: декоративное, прикладное, пластическое искусство, ремесла, народные промыслы, художественные промыслы, орнаментальное искусство и др. Рассматривая СКД как самоценное образование, следует соотносить ее с КДУ, включающими учреждения культуры и искусства - Дома культуры, клубы, центры досуга, молодежные центры, парки культуры и отдыха, театры, концертные залы, крупные культурные комплексы и т.д. КДС данных культурных объектов непрерывно взаимодействует с человеком, не только формируясь под его воздействием, но и влияя на формирование его культуры и поведения. Следовательно, КДС -это предметно-пространственное окружение человека, способствующее формированию и развитию его культуры и поведения. Духовное потребление культурно-досуговой среды составляет особую ценность художественного познания. Оно включает в себя непосредственную психологическую реакцию человека: компенсаторную (снятие напряжения, эмоциональную разгрузку, зарядку), гедонистическую (получение положительных эмоций, наслаждения) и катарсическую (очищение, возвышение). Без человека, без людей, без ситуации деятельности КДС представляет собой «мертвое» предметно-художественное пространство. Именно поэтому коммуникативная функция искусства должна рассматриваться как самостоятельный и важный аспект художественной деятельности в КДС и дизайнерском ее конструировании.
Коммуникативная функция КДС определяется ее социальной природой и включает в себя передачу информации, общение, обозначение и осмысление. КДС является фактором активного формирования воздействия на человека, она формирует эмоциональное отношение и к среде обитания, и к деятельности человека. КДС формирует свой особый язык. Его отличительная черта - сочетание особенностей художественного языка с языком рациональной информации. В первом случае язык служит для воплощения художественного содержания, в другом - для передачи практического сообщения. Восприятие КДС происходит последовательно: от отдельных впечатлений, освоения их в памяти, мысленного представления к формированию интегрированного образа как системы единичных фрагментов, связанных ассоциативной цепью. Они суммируются, образуя синтетический сплав. Образ КДС складывается уже при первом знакомстве с учреждением культуры. При этом происходит процесс перехода от первоначального ощущения к знанию и привычке. КДС учреждений культуры можно типологизировать.
1 группа - это КДС, характеризующаяся полифоничностью форм культурного сервиса, многообразием микросред в ее структуре, подчиненным единым целям - созданию условий для индивидуального выбора занятий.
2 группа - рекреационная КДС, ориентированная на развитие досуговой самоорганизации людей, разнообразие видов занятий, учет актуального спроса на культурные программы.
3 группа - музейно-выставочная среда.
К 4 группе отнесена концертно-зрелищная среда, характеризующаяся праздничностью, людностью, зрелищность протекаемого процесса.
5 группа - театральная среда, имеющая глубокие исторические корни. Стихийно складывающаяся КДС открытых пространств, обусловленная своим существованием людностью мест, формировавшихся под влиянием иных целевых установок.
С учетом потребностей населения создаются узкоспециализированные объекты: дискотеки, ночные клубы и т.д. Выбор в каждом отдельном случае целесообразно делать исходя из существующей сети учреждений культуры, но при этом в пользу сбалансированности системы культурной среды населенного места. Модель культурной среды выступает не только как упорядоченность, но и в качестве образного представления культурного пространства КДУ. КДУ и его культурная среда представляет собой художественно-эстетический объект, композиционную структуру. Принципы создания композиционной структуры КДС КДУ заключаются:
- в выявлении духовного содержания,
- сущности проектируемой КДС,
- учете особенностей учреждений культуры,
- его функционально-культурных задач,
- поиске художественного образа объекта культуры,
- его структуры и формы выражения
- 1. Скд в духовной жизни современного российского общества. Функции и принципы скд.
- 2. Конкурсные программы в культурно-досуговых учреждениях.
- Билет №2
- 1. Современная инфраструктура культуры в России.
- 2. Игра в скд. Игровые формы скд.
- Билет №3.
- Жанры нхт.
- Билет№4
- Культурно-досуговая среда. Функции культурно-досуговой среды в учреждениях культуры.
- 2. Праздники. Технология проведения и подготовки.
- Билет №5
- 1. Основные периоды истории досуга в России.
- 2. Технология фестивалей народного творчества.
- Билет№6
- 1. Квн. Технология проведения и подготовки.
- 2. Общая характеристика средств, форм и методов скд
- Билет№7.
- 1. Основные понятия теории нхт
- Исходные понятия теории нхт
- 2. Клуб как форма досуга.
- Билет№8
- 1. Скд с детьми.
- 2. Сценарий – основа культурно-досуговых программ.
- Билет№9
- Современная аудитория культурно-досуговых учреждений.
- 2. Концерты. Технология подготовки и проведения.
- Билет№10
- 1. Система организации и управления нхт в России.
- Композиция сценария культурно-досуговых программ.
- Билет№11
- 1. Традиционное и новое в проведении ярмарочных мероприятий.
- 2.Бизнес-план учреждения культуры
- Билет№12
- 1. Региональные особенности нхт.
- 2. Организация семейного досуга в учреждениях скд
- Билет№13
- 1. Роль социологии в скд. Методы социологических исследований в культурно-досуговых учреждениях.
- 2. Жанры русского детского фольклора
- Билет№14
- Организация скд людей пожилого возраста.
- 2. Художественное творчество в зимних праздниках русского народного календаря.
- Билет№15
- 1. Мифологические истоки русского нхт.
- Основные виды мифов
- Мифические герои
- Мифы и верования древних славян
- 2. Организация скд с подростками.
- Билет№16
- 1. Художественное творчество в летних праздниках русского народного календаря.
- 2. Программно-целевой метод планирования.
- Билет№17
- 1. Многоканальная система финансирования учреждений культуры.
- 2. Художественное творчество в весенних праздниках русского народного календаря.
- Билет№18
- 1. Влияние язычества на формирование русского народного творчества.
- 2.Организацация скд с молодежью
- Билет№19
- 1.Проектная деятельность в скд
- 2.Профессиограмма работников культурно-досуговых учреждений.
- Билет№20
- 1. Режиссерские основы культурно-досуговых программ.
- 2. Организация досуга за рубежом.
- Билет№21
- 1.Жанры русского фольклорного театра.
- 2. Организация корпоративного досуга.
- Билет№22
- 1. Нормативно-правовое обеспечение скд.
- 2. Художественное творчество в осенних праздниках русского народного календаря.