logo search
раздел 1 главы 1-2

2.3 В XXI век с новым уровнем техногенной безопасности

Важнейшим компонентом обеспечения устойчивого безопасного развития все в большей степени (если не в главной) становиться безопасность в природной и техногенной сферах.

Уходящий XX век показал, что большое число научно обоснованных оптимистических прогнозов развития личности, общества, государств и человеческой цивилизации не оправдалось или оправдалось только частично.

Интенсивное развитие научных исследований в середине XX века, ускоренный научно-технический прогресс обещали к концу века решение глобальных проблем человечества - обеспечение теплом и энергией, продовольствием и жильем, медицинское и социальное обслуживание, культурное развитие и образование, сохранение и улучшение состояния окружающей среды, поддержание личной, коллективной и национальной безопасности.

Атомная энергия, ракетно-космическая техника, электроника, вычислительная техника, глобальные коммуникационные и информационные системы, робототехника, биотехнологии и генная инженерия давали надежды на существенное преобразование и развитие природно-техногенной сферы в интересах человека и общества. Однако, первая и вторая мировые войны (с применением оружия массового поражения - химического, бактериологического и атомного), локальные и региональные военные конфликты, крупнейшие техногенные катастрофы на ядерных и химических объектах, на транспортных и технологических комплексах, в сочетании с разрушительными стихийными бедствиями унесли десятки миллионов человеческих жизней, нанесли увечья сотням миллионов человек, вывели из строя обширные территории, сопоставимые с территориями крупных государств.

В результате появились сомнения в безусловной позитивности прогресса.

Однако сейчас не существует реальной концепции, которая предлагала бы человечеству в качестве способа его существования что-либо кроме непрерывного развития, а в качестве формы развития  что-либо кроме технического прогресса.

Очевидно, другой способ существования земной цивилизации, кроме принятого сейчас, принципиально невозможен. Поэтому, несмотря на все опасности, порождаемые техническим прогрессом  совершенствование оружия, угроза катастроф, самоотравление, проедание невозобновляемых ресурсов, деградация основных систем жизнеобеспечения, сокращение генетического разнообразия жизни на Земле и многие другие, человечеству придется в целом идти по этому пути. Но тогда ему необходимо найти способы и принять энергичные меры для радикального смягчения негативных последствий этого процесса.

При этом необходимо учитывать происходящую трансформацию двух эпох: уходящей «технической» и наступившей «технологической». Разница между ними огромна, поскольку сегодня способ производства становится не менее важным, чем сам продукт. В уходящей схеме допускалось достижение качества продукции «любой ценой». О будущем ценность товара будет определяться, наряду с высокими потребительскими свойствами, его технологичностью, рентабельностью с экономической и социальной точек зрения, высокой экологичностью /12/.

Два последних десятилетия XX века прошли под осознанием недопустимости сохранения в следующем столетии негативных последствий указанных выше динамично нарастающих катастрофических процессов в техногенной и природной сфере. В связи с этим вхождение в XXI век представляется невозможным без скоординированных на национальном и международном уровне усилий ученых, инженеров, специалистов-управленцев на отраслевом, региональном и международном уровне, без широкого спектра фундаментальных и прикладных исследований, без выработки единых стратегических и тактических подходов к одновременной оценке позитивных и негативных эффектов развития техносферы.

В XXI веке придется рисковать, но рисковать осмысленно.

Если преимущественно позитивная сторона ускоренного развития техногенной сферы составляла цель и основу деятельности человека, общества и государства в XX веке, то наступающий XXI век в качестве приоритетной задачи ставит минимизацию рисков и ущербов для человека, общества, государства и всей человеческой цивилизации при регулируемых и управляемых процессах в техносфере. При этом повышение уровня общей безопасности техногенной сферы должно базироваться на двух взаимодополняющих и взаимоконкурирующих видах безопасности техногенной сферы: техногенной и технологической.

Обеспечение и повышение техногенной безопасности означает снижение рисков техногенных аварий и катастроф при сохранении уровня или ускоренном развитии техногенной сферы. Само снижение рисков техногенных аварий и катастроф потребует в XXI веке перелома в двух наиболее негативных трендах - непрерывного ежегодного роста (на 3 – 10%) вероятности возникновения и развития аварийных и катастрофических ситуаций при одновременном ежегодном увеличении ущербов (на 2 – 6%) от аварий и катастроф. Эти трендовые показатели рисков способны исключить возможность экономического возрождения нашей страны даже при ежегодном росте ВВП на 3 – 5% в первые годы и десятилетия XXI века.

Обеспечение и повышение технологической безопасности в наступающем веке потребует рационального и государственного регулирования ускоренного развития критических технологий, обновления и наращивания технологического парка, увеличения объемов промышленной продукции для гражданского и оборонного комплексов страны. Даже при 1,5 – 2-х кратном снижении рисков техногенных катастроф в первой четверти XXI века ежегодные темпы повышения объемов продукции в техногенной сфере должны составлять не менее 8 – 10%.

Исключительной особенностью России в последнее десятилетие на рубеже веков оказались не виданные ранее темпы потери технологической безопасности, одним из важнейших показателей которого оказалось общее снижение ВВП примерно на 50%. При этом в наиболее важных областях, обеспечивающих саму техногенную и технологическую безопасность (таких как общее машиностроение, военно-промышленный комплекс, энергомашиностроение, горное, строительное и дорожное машиностроение, машиностроение для легкой и пищевой промышленности) снижение объемов производства достигло 70 – 90%. В связи с этим для обеспечения технологической безопасности в указанных областях темпы роста в начале XXI века должны составить не менее 10 – 15%. С чего придется начать?

Эти самые общие тенденции и характеристики обеспечения безопасности техногенной сферы составят одну из первоочередных задач – разработку концепции и стратегии взаимоувязанной государственной политики и программ в области как техногенной, так и технологической безопасности. Такая комплексная задача в XX веке перед государством не ставилась и не решалась.

Обеспечение, регулирование и повышение в XXI веке техногенной безопасности, как одной из важнейших частей безопасности техногенной сферы, должно основываться на формировании ряда научно-технических и социально-экономических приоритетов государственной политики.

В первую очередь, потребуется разработка и развитие фундаментальных основ теории безопасности техногенной сферы (физики, химии и механики катастроф, нелинейной динамики и математического моделирования аварий и катастроф, детерминированных и статистических методов сценарного анализа аварийных ситуаций, принципов жесткой, функциональной и комбинированной защиты от аварий и катастроф, методов диагностики и мониторинга аварийных ситуаций).

Во-вторых, надо провести комплексное обоснование роли человеческого фактора, как одного из основных источников техногенных угроз и как одного из базовых барьеров при развитии катастрофических ситуаций на всех этапах формирования и реализации научно-технической политики в области обеспечения безопасности техногенной сферы.

В-третьих, необходимо осуществить переход от принципов недопустимости аварий и катастроф к принципам управляемых, допустимых и неприемлемых рисков с введением новых экономических механизмов регулирования развития техногенной сферы и повышения техногенной безопасности (декларирование безопасности, планирование и страхование рисков, оценка эффективности мероприятий по снижению рисков).

В рамках реализации этих приоритетов должны быть проведены:

создание новой и развитие действующей правовой и нормативной базы, основанной на концепции рисков техногенных катастроф с введением в них базовых показателей рисков и безопасности в техногенной сфере;

перевод единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) на планируемое и первоочередное реагирование не на отдельные, а на интегральные риски;

введение в бюджетные ассигнования на федеральном, региональном и местном уровнях новых специальных позиций, отражающих одновременно показатели снижения рисков и налоговые отчисления;

переход на непрерывную сертифицированную систему подготовки и переподготовки кадров всех уровней (от высших государственных до студентов и школьников по проблемам техногенной безопасности).

Решение каждой из перечисленных выше проблем в соответствующем объеме будет способствовать достижению нового, повышенного уровня безопасности в высокорисковых отраслях и объектах техногенной сферы гражданского и оборонного комплексов /8/.