logo search
Лекции ГАК МиТРСП кратко

Структура и содержание социально-педагогической технологии

Структура (от лат) – взаиморасположение и связь основных частей чего-либо; строение. Строение позволяет выявить компонентный состав изучаемого явления. Компонент – составная часть чего-либо.

Социально-педагогическая технология по своей сущности есть целенаправ­ленная, специально организованная последовательность деятельности. В такой дея­тельности, как правило, выделяются определенные этапы действий, обеспечиваю­щие в совокупности достижение поставленной цели. Чаще всего в структуре какого-либо процесса выделяются три основных этапа: подготовительный, непосредственной деятельности (реализации выбранной педагогической технологии), результативный.

Иногда первый этап подразделяют на два самостоятельных – диагностико-прогностический и собственно подготовительный.

Анализ содержания социально-педагогической технологии общего типа по­казывает, что в ней целесообразно выделять:

Всякая социально-педагогическая технология имеет цель, задачи и соответст­вующее им содержание. Именно целевая установка определяет назначение техноло­гии. Она может носить общий или частный функциональный характер.

Структура и содержание социально-педагогической технологии общего типа

Структура общей социально-педагогической технологии. Технология об­щего типа в своей структуре содержит 5 этапов:

  1. Диагностика - прогностический - это этап диагностики объекта, определе­ния его социально-педагогических проблем и построения прогноза вероятного раз­вития, воспитания, изменения. Прогноз направлен на выявление потенциала объекта как основы разрешения его социально-педагогических проблем. Данный этап - на­чальный, он предназначен для получения информации, необходимой для после­дующей деятельности социального педагога.

  2. Этап выбора (разработки) оптимальной технологии следует после диагностико-прогностического этапа. Имея необходимую информацию об индивиду­альности клиента и его социально-педагогических проблемах, социальный педагог определяет цель социально-педагогической работы с ним и выбирает технологию. Эта технология должна обеспечить наиболее полное достижение прогнозируемой цели. Не случайно такие технологии называют целевыми.

Данный этап предусматривает: выбор одной из имеющихся технологий соци­ально-педагогической работы с клиентом; индивидуализацию имеющейся техноло­гии с учетом ситуации, индивидуальных качеств клиента, его проблем, возможно­стей специалистов; разработку новой, индивидуальной технологии, соответствую­щей потребностям клиента.

  1. Этап непосредственной подготовки к реализации выбранной технологии необходим для выявления материальных, технических, организационных и методи­ческих аспектов, возникающих в связи с необходимостью обеспечения эффективно­сти реализации выбранной (разработанной) социально-педагогической технологии. Он позволяет предупредить возможные сложности реализации и обеспечить эффективность и качество всей социально-педагогической работы с клиентом.

  2. Реализационный этап - это основной этап, ради которого предусматривает­ся и проводится весь комплекс предшествующих мер.

  3. Экспертно-оценочный - это этап, позволяющий оценить результат реализа­ции социально-педагогической технологии и всей выполненной работы.

Структура и содержание социально-педагогической технологии частного типа

Структура частной социально-педагогической технологии. Структура частных социально-педагогических технологий во многом схожа со структурой общих социально-педагогических технологий. Однако при этом следует помнить, что в ка­ждой частной технологии имеются свои этапы, свидетельствующие об особенностях ее содержания и реализации. Эти этапы являются своего рода подэтапами общей технологии.

Структура диагностика - прогностической технологии. Такая техноло­гия состоит из двух этапов:

1. Диагностический этап направлен на общую или частную диагностику и

выявление индивидуальности объекта социально-педагогической деятельности. В зависимости от социальных проблем клиента, диагностика предусматривает выяв­ление:

Учитывая, что социальный педагог нередко имеет дело с клиентом, имею­щим особые нужды, диагностика часто требует у части я в ней нескольких специали­стов: врачей различных направлений, психолога, логопеда и пр. Такой подход по­зволяет осуществить более полную диагностику человека, на основе которой можно будет определить его социально-педагогические проблемы и сформулировать реко­мендации социальному педагогу, необходимые для его социально-педагогической работы с данным клиентом:

- показания;

предостережения;

Диагностический этап включает в себя ряд подэтапов:

а) анализ первичной информации тех сведений, которые социальный педагог получает при первом знакомстве;

б) формулирование выводов – определение объекта, содержания диагностики и того, как ее следует обеспечить;

в) подготовка к диагностической деятельности;

г) собственно диагностика- реализация методов и методики диагностики;

д) анализ результатов диагностики и постановка диагноза.

На основе полученных данных делается вывод об индивидуальности объекта и формулируется социально-педагогическая проблема. На практике, как правило, таких проблем бывает несколько. Определение социально-педагогической пробле­мы клиента позволяет социальному педагогу перейти к следующему этапу.

2. Прогнозирование (социально-педагогическое прогнозирование). С учетом полученных в результате диагностики данных об объекте социальный педагог имеет возможность прогнозировать:

Прогностический этап состоит из следующих подэтапов: а) анализ результатов диагностики и социально-педагогической проблемы; б) выводы по результатам анализа - определение объекта, предмета и способа прогнозирования;

в) подготовка к прогностической деятельности (техническая и методическая);

г) собственно прогностическая деятельность;

д) анализ прогнозного материала и формулирование выводов.

Структура деятельности по выбору оптимальных социально-педагогических технологий. Одной из важнейших проблем, стоящих перед соци­альным педагогом в процессе организации социально-педагогической работы с кли­ентом, является выбор социально-педагогической технологии, наиболее оптималь­ной для конкретного объекта и условий реализации. При необходимости и доста­точной профессиональной компетентности специалист корректирует, индивидуали­зирует имеющуюся технологию, либо разрабатывает новую.

Основными структурными компонентами (подэтапами) деятельности по вы­бору оптимальной технологии являются следующие:

а) анализ исходных материалов. Прежде всего, анализируются данные диагностико-прогностической деятельности, осмысливаются социально-педагогические проблемы клиента;

б) делаются выводы по результатам анализа информации, и определяется цель, к которой следует стремиться в социально-педагогической работе с клиентом. В соответствии с целью определяются задачи, которые необходимо решить, чтобы достигнуть намеченной цели;

в) социально-педагогическое моделирование. Под ним понимается эмпири­ческое создание образа целенаправленной социально-педагогической технологии. В процессе моделирования социальный педагог как бы мысленно прослеживает воз­можность практического использования имеющихся технологий. Главное назначе­ние социально-педагогического моделирования – помочь социальному педагогу вы­брать наиболее оптимальный вариант социально-педагогической технологии, кото­рый позволит ему достичь оптимального прогнозируемого результата.

г) выбор социально-педагогической целевой технологии;

д) анализ соответствия результата моделирования и выбранной социально-педагогической технологии. Одновременно анализ позволяет представить техниче­ские, организационные и методические возможности реализации проблемы, а полу­ченные данные помогут предусмотреть сложности, трудности, недостатки;

е) принятие решения – подэтап, позволяющий на основе анализа сделать вы­вод: соответствует выбранная целевая технология ситуации или не соответствует;

ж) выбор оптимального варианта (способа) реализации социально-педагогической технологии. Такой выбор позволяет перейти к следующей частной социально-педагогической технологии - непосредственной подготовке к практиче­ской работе по реализации целевой технологии.

Структура непосредственной подготовки к реализации целевой тех­нологии. От того, насколько тщательно проведена подготовка к практической дея­тельности, во многом зависит достижение прогнозируемого результата. К основным подэтапам непосредственной подготовки к реализации технологии следует отнести:

а) анализ информации, отражающей потребности подготовки к практической реализации технологии (содержание технологии и методики ее реализации, диагно­стик) - прогностические данные; условия реализации, собственные возможности социального педагога и др.);

б) выводы по результатам анализа, включающие объем и содержание мате­риальных, технических, организационных и методических проблем, которые необ­ходимо решить в процессе подготовки;

в) практическую деятельность по решению выявленных материальных, тех­нических, организационных, методических проблем;

г) апробацию социально-педагогической технологии или ее элементов проводится, если есть такая необходимость и возможность;

д) планирование реализационной деятельности. Оно предусматривает разра­ботку графика реализации целевой технологии по времени, месту и видам занятий. План показывает вариант социально-педагогической деятельности всех специали­стов, обеспечивающих реализацию технологии.

е) постановку задач исполнителям по организации деятельности. В ходе это­го этапа уточняются порядок реализации плана, вопросы согласования, взаимодей­ствия, снимаются нерешенные проблемы.

Структура реализации целевой социально-педагогической технологии.

Это важнейший этап социально-педагогической технологии, именно ради него и осуществляется вся остальная деятельность социальных педагогов.

Непосредственная практическая деятельность по реализации целевой соци­ально-педагогической технологии включает свои этапы, каждый из которых имеет свое назначение и качественно-количественное отличие:

а) начальным подэтапом выступает адаптация в социально-педагогической деятельности и субъекта и объекта. Данный подэтап необходим для налаживания педагогического взаимодействия между субъектом и объектом, достижения согла­сованности, взаимопонимания. В зависимости от уровня решения проблемы на дан­ном подэтапе во многом зависит эффективность последующей педагогической дея­тельности.

Практика показывает, что элементы решения данной задачи не всегда могут быть реализованы успешно социальным педагогом. Особенно это характерно при работе с проблемными детьми по их индивидуальному развитию и воспитанию, пе­ревоспитанию, исправлению. Достаточно трудно она решается также в работе по педагогической коррекции детей, имеющих отклонения умственного развития, эмо­циональной или активно-волевой сферы.

б) постепенное включение объекта в процессы саморазвития, самовоспита­ния. Этот подэтап носит индивидуально ориентированный характер, он зависит от решаемых задач и индивидуальности объекта.

в) оценка результатов позволяет оценить действенность проделанной работы и принять решение о коррекции последующей цели и методике ее реализации.

г) на завершающем этапе реализации целевой технологии делается общий вывод о качестве выполнения социально-педагогической работы, достижении ранее спрогнозированной цели.

Структура экспертно-оценочной социально-педагогической техноло­гии. Оценка и экспертиза проводятся по результату какой-либо социально-педагогической деятельности. Оценка является качественно-количественной харак­теристикой какого-либо действия, реализации этапа, подэтапа, метода, средства и т.д. Дня оценки любого явления необходимы соответствующие критерии и показа­тели. В качестве критериев обычно выступают прогнозируемые цели (ожидаемые результаты), показателей – степень достижения ожидаемых результатов.

Экспертная оценка (экспертиза) - это оценка явления по эталону (образцу). Чаще всего экспертиза осуществляется специалистом, имеющим опыт подобной и эффективной деятельности. Учитывая, что такая экспертиза носит субъективный ха­рактер, для обеспечения ее объективности привлекают несколько специалистов.

В качестве эталона экспертной оценки может выступать ожидаемый резуль­тат, который неоднократно достигался ранее посредством применения данной тех­нологии. При этом создаются оценочные таблицы, графики, которые отражают за­висимость изменения определенного явления от выполнения определенного объема социально-педагогического воздействия.

Различают экспертно-оценочную деятельность, как:

самостоятельную функциональную технологию;

заключительный этап общей социально-педагогической технологии. Каждая из них имеет свое назначение и в соответствии с ним особенности содержания и структуры.

Структура типовой функциональной социально-педагогической технологии. Анализ структуры частных социально-педагогических технологий позволяет выделить характерные для них, типичные этапы и условия наиболее оптимального их решения.

Прежде всего, каждая технология нуждается в определенных исходных данных (условиях), позволяющих приступить к работе по ее реализации. К таким данным относятся:

- наличие объекта (конкретный человек) и предмета (что требуется обеспе­чить по средством социально-педагогической работы);

- данные о субъекте деятельности – кому предназначено или кто может обес­печить реализацию технологии;

- исходные данные для аналитической деятельности на этапе осмысления и принятия решения о способе практической реализации технологии;

- условия реализации социально-педагогической технологии.

Основные структурные компоненты (этапы) типовой социально-педагогической технологии включают:

информационно-аналитический этап - анализ информационных сведений.

Данный этап предусмотрен для осмысления имеющейся начальной (исходной) информации и формулирования проблемы, требующей решения;

этап выбора способа решения проблемы;

прикладной (практический) этап - практическая деятельность по решению проблемы с использованием соответствующих методов и средств;

экспертно-оценочный (аналитический) этап - анализ и оценка результатов практической деятельности;

выводы.

Типовая технология свидетельствует о том, что в последовательности прак­тической деятельности специалиста, независимо от содержания, есть много общего, это и позволяет овладеть механизмом практической работы. Однако каждый этап (подэтап) имеет свое содержание и специфику практической реализации.