logo
Лекции ГАК МиТРСП кратко

Методика и технология уличной работы социального педагога

Большинство участков социокультурного пространства, которые избирает сам ребенок для своей жизнедеятельности, характеризуются ненаблюдаемостью и неорганизованностью (дворы, чердаки, подвалы, улицы и т.п.). Это пространство, к сожалению, несет в себе, скорее, негативный, дезадаптирующий опыт. В связи с этим за рубежом сложилось самостоятельное направление по работе с детьми и мо­лодежью, получившее название уличной работы. В последние годы и в нашей стра­не создаются при поддержке иностранных специалистов службы "Ребенок на ули­це".

Служба "Ребенок на улице" может существенно облегчить переход ребенка с улицы в сферу реабилитационного пространства. Социальный педагог этой службы становится первым представителем реабилитационного пространства, вступающим в доверительные отношения с ребенком. Он ориентирует ребенка в структуре реа­билитационного пространства и мотивирует его к ресоциализации, старается пробу­дить в нем желание стать полноценным членом общества.

Главными задачами службы "Ребенок на улице" являются:

а) мониторинг территории района для сбора полной информации о детско-подростковом сообществе, чтобы:

б) тесное сотрудничество с различными структурами реабилитационного пространства (школами, организациями детского досуга, учреждениями дополни-

тельного образования и т.п.) для оперативного принятия мер по защите прав несовершеннолетнего и выработки согласованных действий по работе с детьми улиц;

в) разработка и реализация конкретных реабилитационных программ для несовершеннолетних "группы риска";

г) выполнение роли про водника для детей с улицы в сферу реабилитационного пространства.

Принципы работы социального педагога с уличными детьми

При работе с уличными детьми социальные педагоги должны руководствоваться следующими принципами.

Этапы уличной социально-педагогической деятельности

Всю технологию работы с уличными детьми можно разделить на следующие этапы:

1 этап – наблюдение за уличными детьми, их группировкой. Основные моменты, которые желательно выяснить:

– режим существования, вредные привычки, состав группы (основной, переменный), каково влияние взрослых, выявление лидеров;

2 этап – установление первого непосредственного контакта. В ходе беседы следует выяснить:

– давно ли дети на улице, давно ли образовали тусовку;

– кто из сотрудников других организаций работает с детьми;

– каковы отношения с милицией;

– каковы отношения с другими группировками;

– есть ли у детей связи с семьями;

– живут ли они на улице постоянно или периодически возвращаются домой, а также есть ли у них возможность жить в семье.

3 этап – разработка специальной программы по работе именно с этими детьми, при разработке которой нужно опираться на имеющиеся возможности, не следует ставить заведомо невыполнимые цели, переоценивать собственные силы. Для ребенка, живущего фактически на улице, завтрашнего дня как будто нет. Он живет сегодня. Его потребности примитивны, интересы сиюминутны. Требуется оптимальное сочетание стратегических и тактических целей. Уличные дети не выживают в одиночку, они собираются в группы. Программы нужно разрабатывать для каждой отдельно взятой территории, группы, тусовки. Как только проблема себя изживает, программа закрывается.

Обобщая опыт работы зарубежных специалистов социальных педагогов в области уличной работы, можно сделать следующие рекомендации начинающему социальному педагогу:

- непосредственный контакт с уличными детьми: опыт работы лицом к лицу с уличными детьми в их среде ценен для любого, кто имеет с ними дело, так как ни статистические, ни описательные данные не заменят непосредственного общения.

Первый контакт может шокировать, так как уличные дети часто бывают грубыми. На общение со специалистом дети, скорее всего, пойдут с недоверием. Одним из вариантов поведения социального педагога может быть такой: социальный педагог представляется (сразу предупреждая детей, что он не из милиции) и рассказывает о своей работе, что он делает и зачем. Первая встреча не должна быть продолжительной, достаточно 10-15 минут. Чтобы поддержать контакт, можно попросить беспризорников оказать содействие в поиске детей, нуждающихся в помощи. Про­щаясь, нужно предупредить ребят, что теперь социальный педагог в силу своих обя­занностей довольно часто будет у них появляться и надеется на их помощь. При по­следующих встречах не стоит спешить задавать много вопросов, дети должны при­выкнуть к постороннему человеку, чтобы быть достаточно откровенными. Случается, что не вовремя заданный спрос перечеркивает все усилия по сбору необходимой информации.

Уличная социально-педагогическая работа предполагает регулярность посещения детей, поэтому сообщается, где и когда можно найти социального педагога в случае необходимости.

Социальный педагог регистрирует свою работу следующим образом:

– ежедневно составляет список всех детей, с которыми контактировал во время выхода на улицу;

– создает и обновляет индивидуальные файлы на детей;

– ведет дневник уличных визитов и проведенной деятельности.

Консультируя уличных детей, социальный педагог обсуждает с ребенком возможность выбора собственного будущего. Один из важнейших аспектов социально-педагогической работы заключается в том, чтобы подвести ребенка к использованию социальных услуг, в первую очередь – дневного центра.

В тех случаях, когда ясно, что ребенок чаще ночует дома, что связь с семьей не утеряна, необходимо наполнить жизнь ребенка положительным содержанием через дневные центры, подростковые клубы, спортивные секции, а самое главное – вернуть детей к школьной жизни. Если выясняется, что ребенок действительно живет на улице, ему предлагается пойти в приют.

Работа социального педагога с уличными детьми должна быть основана на глубоком понимании детской психологии. Главная задача социального педагога – содействие в формировании у беспризорных и безнадзорных детей мотивации на возврат в семью, на активную позицию в решении собственной судьбы.

Методика и технология организации досуговой деятельности

Досуг- это свободное от работы и учебы время, остающееся за вычетом разного рода необходимых затрат. В рамках досуга выделяют пассивный и активный отдых. Основная функция пассивного отдыха - релаксация (уменьшение напряжения, расслабление). Для релаксации специально выделяют и оформляют места отдыха (комнаты отдыха, зоны отдыха и т.п.). Активный отдых, в отличие от пассивного, предполагает не исключение нагрузок на организм, а их перераспределение между различными системами органов, основанное на смене видов деятельности.

В содержательном плане структура досуга включает: общение; спортивно-оздоровительную деятельность, игры и отдых на природе; развлекательную деятельность (про гулки, про смотр телепередач, слушание музыки, посещение дискотек и т.п.); интеллектуально-познавательную деятельность активного характера (чтение, занятие в кружках, посещение факультативов и т.п.); художественное, техническое, естественно - научное творчество; любительскую деятельность прикладного характера (шитье, вязание, фотодело и т.п.); общественно активную деятельность и т.д.

Характеристики сферы досуга дают исчерпывающую информацию о культуре использования свободного времени: выступают признаком социального взросления, становления личности, отражают уровень и состояние воспитательно-образовательной деятельности и взаимодействия с ребенком в семье, школе, ближайшем микросоциуме.

Наиболее распространенной формой организации досуга выступает клубная деятельность. Она активно используется социальными педагогами, как в целях про­филактики, так и социальной реабилитации и коррекции. Клубная деятельность ор­ганизуется на принципах добровольности объединения людей с общими интереса­ми, с учетом их возрастных и социокультурных особенностей. Посещение клуба способствуют включению ребенка в многообразные социально ценные и личностно значимые виды деятельности, в гуманистически ориентированные межличностные отношения со сверстниками и взрослыми; формируют опыт социального поведения, необходимый для успешного вхождения в систему общественных отношений; выявляют и развивают интеллектуальные, коммуникативные способности.

Условия эффективности организации досуговой деятельности

К условиям эффективности клубной деятельности специалисты относят:

а) организационно-педагогические:

б) психолого-педагогические:

в) педагогические:

Целями организации клубной воспитательной деятельности с детьми могут являться следующие:

Приоритетными направлениями клубной деятельности по месту жительства должны быть следующие:

Отличительными особенностями методики организации досуговой деятельности детей выступают: