logo
Лекции ГАК МиТРСП кратко

Классификация социально-педагогических технологий

Классификация - это система соподчиненных понятий какой-либо области знания или деятельности человека, используемая как средство для установления связей между понятиями. Классификация позволяет систематизировать исследуе­мые объекты по определенным основаниям с учетом качественных характеристик каждого из них

Известно множество социально-педагогических технологий, однако вопрос о классификации технологий является дискуссионным. В то же время она необходи­ма, поскольку классификация:

В процессе развития учения о педагогических технологиях выявлено то особенное, что характерно для них. К наиболее существенным признакам технологий относятся:

Основания и критерии классификации социально-педагогических технологий

Для разработки классификации социально-педагогических технологий необходимо определить ее основания и критерии. К основаниям технологии можно отнести:

- тип социально-педагогической технологии;

- назначение социально-педагогической технологии;

- субъект применения;

- объект применения;

- место применения;

- способ реализации.

По каждому основанию может быть выделено несколько критериев.

Тип технологии. Критерий по данному основанию направлен на выявление типа социально-педагогической технологии, который определяется ее характером. По характеру выделяют общие и частные технологии.

Общие технологии ориентированы на общий цикл социально-педагогической работы с клиентом по выявлению его социально-педагогической проблемы и ее раз­решению.

Частные технологии направлены на решение определенной частной цели, задачи.

Назначение технологии. Критерий по данному основанию позволяет выде­лить социально-педагогические технологии в зависимости от основной цели дея­тельности социального педагога. В соответствии с данным критерием технологии могут иметь:

а) направленное целевое назначение - технологии развития, воспитания; педагогической коррекции; педагогической реабилитации; исправления; профориентационной работы; досуговой деятельности и пр.;

б) комплексное назначение технологии, предполагающие достижение одно­временно нескольких целей.

Субъект применения. Критериев по данному основанию существует несколь­ко. Они позволяют выделить социально-педагогическую технологию в зависимости от индивидуальных возможностей специалиста. К критериям поданному основанию относятся:

а) уровень профессионализма - начинающий, имеющий опыт работы, высо­коквалифицированный специалист;

б) специализация социального педагога - по направлению деятельности, по работе с определенной возрастной группой и т.д.

Объект применения. Критериев по данному основанию также существует несколько. Они позволяют выделить социально-педагогическую технологию в зависимости от характеристики объекта деятельности. Такими критериями могут выступать следующие характеристики объекта:

а) социальная – ученик, студент, семья, родитель, военнослужащий и пр.;

б) возрастная – дошкольник, младший школьник, подросток, взрослый и т.п.;

в) личностная – характер социального отклонения, психологическое или эмоциональное состояние, компенсационные возможности и пр.;

г) количественная – отдельная личность, группа, коллектив.

Место применения. Критерий по данному основанию позволяет классифицировать социально-педагогические технологии в зависимости от того, в каких усло­виях наиболее целесообразно, оптимально их применение. По условиям применения можно выделить: образовательное учреждение, специализированный центр, место жительства и пр.

Способ реализации. Критерий по данному основанию направлен на выделение социально-педагогических технологий в зависимости от способа достижения цели. Как правило, это один (ведущий, базовый) или несколько методов, используе­мых в технологии. То есть критерием по данному основанию выступает основной способ достижения цели - ведущий метод (игра, деятельность, консультация и др.); совокупность методов; авторские методики.

Изложенные основания и критерии классификации позволяют выделить ос­новные социально-педагогические технологии, которые делятся на два типа- техно­логии общие и технологии частные.

Социально-педагогические технологии общего типа

Это технологии, включающие полный цикл социально-педагогической рабо­ты с клиентом, группой. Эти технологии могут иметь как направленное целевое, так и комплексное назначение. Комплексные технологии общего типа обусловлены тем, что довольно часто социальным педагогам приходится решать комплекс задач, обу­словленных различными причинами. В этом случае возникает потребность в ком­плексной социально-педагогической помощи.

По субъектному применению такие технологии ориентируются на специаль­но подготовленного специалиста, чаще всего на группу специалистов и на их спе­циализацию.

Каждая технология общего типа ориентирована также на определенную кате­горию объекта применения с учетом его социально-педагогических проблем и ин­дивидуальных возможностей разрешения. К таким технологиям социально-педагогической работы относятся:

а) социально-ориентированные – это технологии, предназначенные для соци­ально-педагогической работы с различными социальными группами людей (школь­никами, семьями, военнослужащими и пр.);

б) возрастные - это технологии, которые наиболее целесообразны в социаль­но-педагогической работе с людьми определенного возраста;

в) групповые - это технологии, предназначенные для использования в группе;

г) индивидуально-ориентированные - это технологии индивидуального раз­вития, воспитания ребенка с определенной патологией; индивидуально-коррекционное, коррекционно-компенсаторное развитие и воспитание детей.

По месту реализации общие технологии часто предусматривают определен­ные условия, обеспечивающие решение конкретных задач, а поэтому они могут применяться только в специально подготовленных центрах, лабораториях и т.п. Не-

которые из них ориентированы на использование возможностей различных условий (специального центра, медицинского учреждения, образовательного учреждения и пр.).

По способу реализации технологии общего типа, в зависимости от решаемых задач, подразделяются по ведущему методу, средству, которые определяют основ­ное своеобразие деятельности по достижению прогнозируемой цели. С этой точки зрения выделяют:

а) социально-педагогические технологии, обусловленные ведущим методом практической деятельности: игры, театрализованные представления, тренинги;

б) социально-педагогические технологии, построенные на определенной последовательности, взаимосвязи группы методов. Таких технологий может быть множество. Они определяются проблемами объекта, опытом деятельности учрежде­ния и его возможностями. Название технологии может быть определено по специ­фике учреждения, в котором решается проблема, по ведущему методу, применяе­мому в технологии и др.;

в) авторские методики - специальные методики, разработанные конкретным специалистом и положительно зарекомендовавшие себя на практике. Например: воспитание личности в коллективе А.С. Макаренко, методика коррекции бродяжни­чества П. Г. Бельского, технология свободного труда С. Френе и др.

Социально-педагогические технологии частного типа

Эти технологии выделяются из структурных компонентов общей технологии, либо из частных видов функциональной деятельности социальных педагогов. По­этому их можно называть также функциональными социально-педагогическими технологиями. К таким технологиям относятся: диагностические, диагностико-прогностические, целевые реализационные экспертно-оценочные технологии.

Каждая из функциональных социально-педагогических технологий подлежит классификации по тем же основаниям и критериям, которые использованы для об­щих технологий.

Рассмотрим отдельные виды частных технологий.

Диагностические социально-педагогические технологии. Такие техноло­гии предназначены для выполнения конкретной функции - постановки диагноза. Они применяются для оценки явления, уровня социально-педагогической запущен­ности объекта, степени отклонения, социально-педагогических особенностей его развития и пр.

Назначение. Такие технологии подразделяются в зависимости от задач диагностики (на что она ориентирована). От того, что диагностируется, очень часто за­висит, как это следует сделать (наиболее целесообразный способ) и где (в каких условиях) лучше ее применить. В зависимости от целевой направленности различают и диагностические технологии.

Субъект применения. Для реализации любой диагностической технологии необходима специальная подготовка специалиста.

Объект применения. Методика диагностики обычно ориентирована на опре­деленную область практического применения.

Место реализации. Диагностические технологии используются, как правило, в специализированных центрах, консультационных пунктах.

Всякая диагностическая технология предусматривает определенные способы реализации, которые зависят от ряда факторов (технической оснащенности подго­товленности специалиста, подготовленности лаборатории для диагностики и пр.). В зависимости от объекта диагностики формируется банк технологий, дифференциро­ванных по способам и средствам реализации. Это могут быть социологические или психологические методики с использованием специальных бланков, аппаратуры, методов наблюдения, включения в определённые виды деятельности и т.д.

Диагностике - прогностические социально-педагогические технологии.

Такие технологии используются чаще всего в специализированных социально-педагогических учреждениях на начальном этапе работы с клиентом. Их основное назначение - не только выявление и диагностирование индивидуальных особенно­стей клиента, но и прогнозирование перспектив его индивидуального, индивидуально-коррекционного, коррекционно-компенсаторного развития, воспитания. В основе прогностической деятельности лежит выявление индивидуальных возможностей клиента в саморазвитии, потенциала этого развития.

По назначению диагностико-прогностические технологии также могут быть различными. Они определяются как объектом, так и целями диагностики - прогно­стического анализа. Например, социального педагога интересует - в чем причины затруднений ученика в обучении, и каковы возможности их преодоления.

Способы реализации диагностика - прогностических технологий определя­ются основными методиками, обеспечивающими проведение диагностики и прогно­зирования и их взаимосвязь. Нередко прогностическая деятельность социального педагога определяется его личным опытом и педагогической интуицией.

Практическая реализация целевой технологии (технологии практической деятельности). К этой разновидности относятся технологии, которые имеют практический (преобразующий, коррекционно-преобразующий, реабилитацион­ный) характер. Социальный педагог, используя целевые технологии, способствует достижению прогнозируемых целей социально-педагогической работы с клиентом, группой.

По своей сущности целевые технологии являются базовыми, основными. Именно они предназначены для обеспечения достижения социально-педагогических целей. От эффективности их практического применения во многом зависит резуль­тат всей социально-педагогической деятельности специалиста. Все остальные функциональные социально-педагогические технологии носят преимущественно обслуживающий характер.

Экспертно-оценочные социально-педагогические технологии. Эти техно­логии направлены на обеспечение оценки и экспертизу результатов реализации функциональных технологий в социально-педагогической работе с клиентом, груп­пой. Они позволяют оценить действенность этапов и всей реализуемой технологии деятельности. На ее основе делается вывод и принимается решение о необходимости коррекции технологии и ее направленности, а также оценка всей выполненной социально-педагогической работы.

Экспертно-оценочные технологии позволяют определить уровень и качество социально-педагогической деятельности специалиста. Они могут осуществляться и для определения перспектив социально-педагогической работы с клиентом.

Рассмотренная классификация социально-педагогических технологий может уточняться и дополняться с учетом новых критериев и потребностей реальной прак­тики.

2.