Методика и технология индивидуального социально-педагогического консультирования.
Методика и технология индивидуального консультирования. В деятельности социального педагога особое место занимает консультирование родителей, педагогов, детей, позволяющее лучше понять половозрастные и индивидуально-психологические особенности детей и подростков, подвергнуть критическому самоанализу свои педагогические действия.
Социально-педагогическое консультирование - это квалифицированная помощь лицам, испытывающим различные проблемы с целью их успешной социализации, восстановления и оптимизации их социальных функций, выработки социальных норм жизнедеятельности и общения. По своей сути социально-педагогическое консультирование близко к психологическому консультированию.
Основной цепью консультирования является оказание помощи личности в решении ее социальных проблем и в налаживании межличностных отношений с окружающими. Основная задача консультативной работы заключается в том, чтобы помочь клиенту посмотреть на свои проблемы и жизненные сложности со стороны, продемонстрировать и обсудить те стороны взаимоотношений и поведения, которые, будучи источниками трудностей, обычно не осознаются и не контролируются. В ходе консультативной беседы человек получает возможность шире взглянуть на ситуацию, иначе оценить свою роль в ней и в соответствии с этим новым видением изменить свое отношение к происходящему, свое поведение.
При проведении социально-педагогического консультирования важно придерживаться таких принципов, как доброжелательное и безоценочное отношение к клиенту ориентация на нормы и ценности клиента; анонимность консультирования; включенность клиента в процесс консультирования; разграничение личных и профессиональных отношений.
Социально-педагогическое консультирование осуществляется разными способами в зависимости от разнообразия условий деятельности и личных качеств клиентов, от концепций и методов вмешательства, используемых профессионалами.
Виды и этапы социально-педагогического консультирования
Исследователи выделяют 2 вида социально-педагогического консультирования: контактное (очное) и дистантное (заочное).
Контактная беседа- наиболее распространенный вид консультирования. Условно его можно разделить на 4 этапа:
1. Знакомство, начало консультирования. Успех этого этапа во многом зависит от того, насколько социальный педагог сумеет проявить себя доброжелательным и заинтересованным собеседником. Ситуация начала беседы для человека, впервые пришедшего к социальному педагогу, очень дискомфортна, ему необходимо дать возможность прийти в себя. Оптимальная позиция социального педагога по отношению к клиенту - это позиция равенства, одним из проявлений которого является "равенство имен" (представляться так же, как клиент - по имени и отчеству, или просто по имени).
2. Расспрос клиента, формулировка и проверка консультативных гипотез. Поскольку основная цель консультанта на этом этапе - "разговорить" клиента, то лучше всего прибегнуть к вопросам и репликам, максимально стимулирующим рассказ (например: "Расскажите мне о Ваших отношениях с...", "Какая у Вас семья?" и т.д.). Условно можно вьделить несколько направлений работы социального педагога на этом этапе:
а) консультант поддерживает контакт с клиентом. Наиболее эффективный способ поддержать клиента в то время, когда он говорите себе – внимательное, эмпатическое слушание (подбадривание, выражение согласия, кивки и пр.);
б) консультант стимулирует клиента на дальнейший рассказ. К полезной информации можно отнести: историю возникновения проблемы (когда и в связи, с чем она появилась), отношения клиента со всеми действующими в его рассказе лицами, их взгляд на проблему, представление о том, чем именно вызвана проблема с точки зрения самого человека и окружающих его людей; чем вызвано обращение к социальному педагогу;
в) социальный педагог способствует целенаправленному развитию беседы. Структурирование беседы необходимо как социальному педагогу, так и клиенту. Оно выражается в том, что, задавая какой-либо вопрос, меняя тему обсуждения, социальному педагогу следует объяснить, почему он это делает и чем это вызвано. Один из приемов структурирования консультации - краткое комментирование того, что говорит клиент, подведение итогов сказанного по тому или иному поводу;
г) социальный педагог осмысливает, что говорит клиент. Через 15-20 минут после начала беседы социальный педагог должен уже достаточно хорошо разбираться в проблемах и ситуации клиента, быть готовым к тому, чтобы перейти к формулировке и проверке гипотез.
Воздействие. Простейший способ воздействия – акцентирование противоречий в рассказе клиента, переструктурирование и переформулирование окружающей его реальности. Задача социального педагога на этом этапе состоит в том, чтобы еще раз внимательно проанализировать особенности поведения клиента, лежащие в основе проблем. Обсуждение иных вариантов поведения и реагирования можно начать с вопросов типа: "Как Вам кажется, а можно было бы вести себя в этой ситуации по-другому? Как?" Цель социального педагога - помочь клиенту сформулировать как можно большее число возможных вариантов поведения, а затем, внимательно анализируя их, выбрать наиболее подходящий.
Завершение беседы. Этот этап включает: подведение итогов беседы (краткое обобщение всего происшедшего за время приема); обсуждение вопросов, касающихся дальнейших отношений клиента с социальным педагогом или другими необходимыми специалистами.
В социально-педагогической работе может использоваться и консультация информационного типа. Уяснив суть проблемы, социальный педагог совместно с клиентом разбирают возможные направления установления взаимодействия с необходимыми специалистами, службами, учреждениями.
Специфическим видом консультативной деятельности служит дистантное консультирование. Основная его форма - телефон, который позволяет получать заочно советы и рекомендации клиентам по волнующим их вопросам. Основные
приемы и методики телефонного консультирования (выслушивание, перефразирование, резюмирование и пр.) совпадают с теми, что используются при контактном консультативном процессе.
Методика и технология социального патронажа и социального надзора.
Социальный патронаж - форма наиболее плотного взаимодействия с клиентом и его семьей, когда социальный педагог находится в его распоряжении 24 часа в сутки, проводит с клиентом (его семьей) очень много времени, часто несколько часов в день, входит в курс всего происходящего с клиентом, оказывая влияние на суть событий. Срок социального патронажа всегда ограничен. В зависимости от конкретных условий он может продолжаться 4-9 месяцев. Социальный педагог одновременно патронирует не больше 2 клиентов и их семей.
Этапы работы социального педагога в рамках патронажа
Выделяют следующие этапы работы социального педагога с клиентом в рамках патронажа:
1. Знакомство. Заключение договора с клиентом. Работа с клиентом начинается с заключения двухстороннего договора между семьей клиента (если клиент несовершеннолетний) или самим клиентом и учреждением, которое представляет социальный педагог. Договор не имеет юридической силы. Его значение состоит в установлении "правил игры", очерчивании круга взаимных обязательств и прав.
2. Вхождение в проблемы клиента. Создание и поддержание мотивации к выходу из кризиса. Социальный педагог должен помочь сначала оформить имеющийся позитивный потенциал клиента, а затем способствовать воплощению планов и намерений в реальные действия, поступки, отслеживая последовательность целенаправленных действий по выходу из кризиса.
В основе мотивов к работе клиента (его семьи) с социальным педагогом лежат:
осознание клиентом необходимости перемен;
выдвижение реально достижимых целей;
создание ситуации свободного выбора, в основе которого лежат позитивные намерения клиента;
хороший контакт, доверие клиента социальному педагогу;
четкие представления о возможностях социального педагога и их границах, способах и методах его работы; необходимая своевременная и разносторонняя (информационная, организационная, материальная, моральная и пр.) поддержка социальным педагогом клиента для достижения у спеха;
реальные результаты первых совместно предпринятых шагов, первые ощутимые перемены к лучшему;
постепенное решение проблем клиента. 3. Сбор информации о клиенте:
применение широкого диапазона методов сбора информации;
сбор информации на протяжении всего времени работы с клиентом;
тщательный отбор объективной информации относительно клиента;
сопоставление информации из различных источников.
Социальный педагог начинает свою работу со сбора точной, полной, достоверной, объективной информации о клиенте, о его ближайшем окружении. Ему необходимо знать:
состав семьи клиента;
характеристику внешних и внутренних контактов клиента;
нормы, ценности, правила, мировоззрение клиента;
способности и возможности клиента;
уровень материального обеспечения, особенности организации быта;
состояние здоровья, образ жизни, привычки клиента.
Социальный педагог по мере необходимости прибегает к консультативной помощи специалистов и использует их заключения в своей работе.
Для сбора информации социальный педагог пользуется большим набором методов: беседа с клиентом, с членами его семьи, интервью, обследование жилищно-бытовых условий, карта социальных связей клиента и т.п.
На основе полученной информации социальный педагог формирует отношения с клиентом и разрабатывает план совместной работы по выходу клиента из кризиса. Анализ информации о клиенте. Анализ информации о клиенте социальный педагог осуществляет с целью найти оптимальные подходы к решению проблем клиента и наиболее эффективные способы взаимодействия с ним.
Выведение клиента из социальной изоляции. План и контракт в работе с клиентом. Цели, задачи и перспективы работы социального педагога и клиента находят свое отражение в контракте. Контракт составляется социальным педагогом на основе анализа полученной информации вместе с клиентом. В нем в краткой форме излагаются намерения сторон, принимаемые ими на себя обязательства по выведению клиента из кризиса, указываются сроки этой работы.
Контракт намечает основные направления работы социального педагога и клиента. Он не является юридическим документом, но призван повысить ответственность сторон и активность для получения желаемых результатов.
Одновременно социальный педагоги клиент совместно вырабатывают план ближайшего этапа (например: план на месяц или план достижения конкретного промежуточного результата), который содержит конкретные шаги для решения проблемы клиента и сроки их осуществления. Контроль за осуществлением этих шагов в намеченные сроки проводит социальный педагог. Ответственность за выполнение обязательств по контракту и текущих планов возлагается на клиента.
Содержание работы с клиентом определяется имеющимися у него проблемами.
6. Завершение работы. По окончании интенсивного периода работы, социальный педагог представляет карту изменений клиента, рассматривается вопрос о снятии клиента с социального патронажа и установлении за клиентом наблюдения на определенный срок (до 1 года). При этом социальный педагог регулярно взаимодействует с клиентом, приглашает его на культурные, оздоровительные, развивающие мероприятия.
Границы выделенных этапов условны.
Формы и особенности социального надзора
В деятельности социального педагога используется также социальный надзор и такие его формы, как официальный (формальный) и неофициальный (неформальный). Официальный надзор - это надзор, осуществляемый социальным педагогом по поручению официальных органов (опеки и попечительства, органов управления образованием и т.д.), в обязанности которых непосредственно входит контроль за теми или иными социальными процессами и явлениями, за деятельностью соответствующих социальных объектов и лиц. Неофициальный социальный надзор представляет собой взаимный контроль участников какого-либо процесса за соблюдением каждым из них формально установленных или добро вольно взятых на себя обязанностей, правил поведения. В отличие от патронажа надзор не предполагает активных коррекционно-реабилитационных действий со стороны специалиста.
Объектом социального надзора является выполнение нормативных актов, предписаний, официальных рекомендаций. Социальный надзор направлен также на ход выполнения конкретных социальных программ и проектов, соблюдение установленных правил и условий содержания и жизнедеятельности лиц в учреждениях социального обслуживания, попечительства и перевоспитания.
Особую значимость имеет осуществление надзора за состоянием и жизнедеятельностью семей и лиц "группы риска". В данном случае возникает крайняя необходимость объединения усилий официального и неофициального надзора, чтобы, используя все доступные и приемлемые формы работы с ними, помочь им избавиться от свойственных им пороков, стать социально полезными гражданами.
Выбору объекта и цели социального надзора, его реализации предшествует всестороннее исследование (социальное диагностирование) общей ситуации с тем, чтобы с наибольшей степенью обоснованности держать под контролем наиболее уязвимые участки социально-педагогической работы. Эффективность социального надзора многократно усиливается тем, что он проводится, открыто и гласно. Социальный надзор - не тайное наблюдение, а открытое изучение и выявление процессов и тенденций, происходящих в наблюдаемом объекте, анализ и исправление возможных социальных отклонений. Значение гласности и открытости социального надзора имеет особую значимость еще и потому, что осуществляемый таким образом надзор одновременно с выявлением недостатков или отклонений от установленных норм и правил поведения выполняет еще и предупредительно - профилактическую функцию. Ее суть состоит в том, что обеспечивается возможность уже в ходе самого
процесса надзора в оперативном порядке исправлять менее существенные недостатки, не требующие дополнительных решений и указаний соответствующих служебных инстанций и должностных лиц.
Одним из основополагающих организационных условий и методических требований к осуществлению социального надзора является его систематичность и непрерывность. Поэтому необходимо постоянно и систематически отслеживать любые изменения в наблюдаемой социальной системе, чтобы держать их под соответствующим контролем, иметь возможность воздействовать на них в желаемом направлении.
№ 4.
- Вопросы к гак для студентов озо, обучающихся по специальности «Социальная педагогика»
- Социально-педагогические технологии: сущность и понятие
- Составляющие социально-педагогических технологий: метод, методика, прием, средство, техника
- Методы деятельности социального педагога
- Уровни классификации, обуславливающие место и роль методов
- Классификация методов, используемых социальным педагогом
- Классификация социально-педагогических технологий
- Структура и содержание социально-педагогической технологии
- Особенности деятельности социального педагога по выбору и реализации социально-педагогической технологии
- Методика и технология индивидуального социально-педагогического консультирования.
- Методика и технология уличной работы социального педагога
- Методика и технология организации волонтерского движения
- Методика организации благотворительных акций
- Методика и технология работы социального педагога с неблагополучными семьями
- Технологии социального посредничества
- Технологии социально-педагогической защиты прав ребенка на воспитание в семье
- Патронатная семья
- Порядок организации патроната
- Порядок передачи ребенка на патронат
- Контроль за условиями жизни и воспитания ребенка, нуждающегося в государственной защите, переданного на патронат
- Договор о патронатном воспитании
- Технологии работы социального педагога по ограничению или лишению родителей родительских прав
- Технологии социально-педагогической защиты имущественных прав несовершеннолетних
- Методика и технология работы социального педагога по адаптации и реабилитации ребенка в учреждениях интернатного типа.
- Социально-педагогическая деятельность с детьми девиантного поведения
- Методика и технология социальной реабилитации.
- Методика и технология профилактики социальных отклонений.
- Основные подходы к профилактике девиантного поведения подростков
- Технология работы социального педагога в пенитенциарной системе
- Социально-педагогические технологии постпенитенциарной адаптации бывших осужденных
- Реабилитационные программы социально-педагогической деятельности в воспитательных колониях