logo
Лекции ГАК МиТРСП кратко

Методика и технология индивидуального социально-педагогического консультирования.

Методика и технология индивидуального консультирования. В деятель­ности социального педагога особое место занимает консультирование родителей, педагогов, детей, позволяющее лучше понять половозрастные и индивидуально-психологические особенности детей и подростков, подвергнуть критическому само­анализу свои педагогические действия.

Социально-педагогическое консультирование - это квалифицированная помощь лицам, испытывающим различные проблемы с целью их успешной социали­зации, восстановления и оптимизации их социальных функций, выработки социаль­ных норм жизнедеятельности и общения. По своей сути социально-педагогическое консультирование близко к психологическому консультированию.

Основной цепью консультирования является оказание помощи личности в решении ее социальных проблем и в налаживании межличностных отношений с окружающими. Основная задача консультативной работы заключается в том, чтобы помочь клиенту посмотреть на свои проблемы и жизненные сложности со стороны, продемонстрировать и обсудить те стороны взаимоотношений и поведения, кото­рые, будучи источниками трудностей, обычно не осознаются и не контролируются. В ходе консультативной беседы человек получает возможность шире взглянуть на ситуацию, иначе оценить свою роль в ней и в соответствии с этим новым видением изменить свое отношение к происходящему, свое поведение.

При проведении социально-педагогического консультирования важно придерживаться таких принципов, как доброжелательное и безоценочное отношение к клиенту ориентация на нормы и ценности клиента; анонимность консультирования; включенность клиента в процесс консультирования; разграничение личных и про­фессиональных отношений.

Социально-педагогическое консультирование осуществляется разными способами в зависимости от разнообразия условий деятельности и личных качеств кли­ентов, от концепций и методов вмешательства, используемых профессионалами.

Виды и этапы социально-педагогического консультирования

Исследователи выделяют 2 вида социально-педагогического консультирования: контактное (очное) и дистантное (заочное).

Контактная беседа- наиболее распространенный вид консультирования. Условно его можно разделить на 4 этапа:

1. Знакомство, начало консультирования. Успех этого этапа во многом зависит от того, насколько социальный педагог сумеет проявить себя доброжелатель­ным и заинтересованным собеседником. Ситуация начала беседы для человека, впервые пришедшего к социальному педагогу, очень дискомфортна, ему необходи­мо дать возможность прийти в себя. Оптимальная позиция социального педагога по отношению к клиенту - это позиция равенства, одним из проявлений которого явля­ется "равенство имен" (представляться так же, как клиент - по имени и отчеству, или просто по имени).

2. Расспрос клиента, формулировка и проверка консультативных гипотез. Поскольку основная цель консультанта на этом этапе - "разговорить" клиента, то лучше всего прибегнуть к вопросам и репликам, максимально стимулирующим рас­сказ (например: "Расскажите мне о Ваших отношениях с...", "Какая у Вас семья?" и т.д.). Условно можно вьделить несколько направлений работы социального педаго­га на этом этапе:

а) консультант поддерживает контакт с клиентом. Наиболее эффективный способ поддержать клиента в то время, когда он говорите себе – внимательное, эмпатическое слушание (подбадривание, выражение согласия, кивки и пр.);

б) консультант стимулирует клиента на дальнейший рассказ. К полезной ин­формации можно отнести: историю возникновения проблемы (когда и в связи, с чем она появилась), отношения клиента со всеми действующими в его рассказе лицами, их взгляд на проблему, представление о том, чем именно вызвана проблема с точки зрения самого человека и окружающих его людей; чем вызвано обращение к соци­альному педагогу;

в) социальный педагог способствует целенаправленному развитию беседы. Структурирование беседы необходимо как социальному педагогу, так и клиенту. Оно выражается в том, что, задавая какой-либо вопрос, меняя тему обсуждения, социальному педагогу следует объяснить, почему он это делает и чем это вызвано. Один из приемов структурирования консультации - краткое комментирование того, что говорит клиент, подведение итогов сказанного по тому или иному поводу;

г) социальный педагог осмысливает, что говорит клиент. Через 15-20 минут после начала беседы социальный педагог должен уже достаточно хорошо разбираться в проблемах и ситуации клиента, быть готовым к тому, чтобы перейти к формулировке и проверке гипотез.

  1. Воздействие. Простейший способ воздействия – акцентирование противо­речий в рассказе клиента, переструктурирование и переформулирование окружающей его реальности. Задача социального педагога на этом этапе состоит в том, чтобы еще раз внимательно проанализировать особенности поведения клиента, лежа­щие в основе проблем. Обсуждение иных вариантов поведения и реагирования можно начать с вопросов типа: "Как Вам кажется, а можно было бы вести себя в этой ситуации по-другому? Как?" Цель социального педагога - помочь клиенту сформулировать как можно большее число возможных вариантов поведения, а затем, внимательно анализируя их, выбрать наиболее подходящий.

  2. Завершение беседы. Этот этап включает: подведение итогов беседы (краткое обобщение всего происшедшего за время приема); обсуждение вопросов, касающихся дальнейших отношений клиента с социальным педагогом или другими необходимыми специалистами.

В социально-педагогической работе может использоваться и консультация информационного типа. Уяснив суть проблемы, социальный педагог совместно с клиентом разбирают возможные направления установления взаимодействия с необходимыми специалистами, службами, учреждениями.

Специфическим видом консультативной деятельности служит дистантное консультирование. Основная его форма - телефон, который позволяет получать заочно советы и рекомендации клиентам по волнующим их вопросам. Основные

приемы и методики телефонного консультирования (выслушивание, перефразирование, резюмирование и пр.) совпадают с теми, что используются при контактном консультативном процессе.

Методика и технология социального патронажа и социального надзора.

Социальный патронаж - форма наиболее плотного взаимодействия с клиентом и его семьей, когда социальный педагог находится в его распоряжении 24 часа в сутки, проводит с клиентом (его семьей) очень много времени, часто несколько часов в день, входит в курс всего происходящего с клиентом, оказывая влияние на суть со­бытий. Срок социального патронажа всегда ограничен. В зависимости от конкрет­ных условий он может продолжаться 4-9 месяцев. Социальный педагог одновремен­но патронирует не больше 2 клиентов и их семей.

Этапы работы социального педагога в рамках патронажа

Выделяют следующие этапы работы социального педагога с клиентом в рамках патронажа:

1. Знакомство. Заключение договора с клиентом. Работа с клиентом начинается с заключения двухстороннего договора между семьей клиента (если клиент не­совершеннолетний) или самим клиентом и учреждением, которое представляет социальный педагог. Договор не имеет юридической силы. Его значение состоит в установлении "правил игры", очерчивании круга взаимных обязательств и прав.

2. Вхождение в проблемы клиента. Создание и поддержание мотивации к выходу из кризиса. Социальный педагог должен помочь сначала оформить имею­щийся позитивный потенциал клиента, а затем способствовать воплощению планов и намерений в реальные действия, поступки, отслеживая последовательность целе­направленных действий по выходу из кризиса.

В основе мотивов к работе клиента (его семьи) с социальным педагогом лежат:

Социальный педагог начинает свою работу со сбора точной, полной, достоверной, объективной информации о клиенте, о его ближайшем окружении. Ему необходимо знать:

Социальный педагог по мере необходимости прибегает к консультативной помощи специалистов и использует их заключения в своей работе.

Для сбора информации социальный педагог пользуется большим набором методов: беседа с клиентом, с членами его семьи, интервью, обследование жилищно-бытовых условий, карта социальных связей клиента и т.п.

На основе полученной информации социальный педагог формирует отношения с клиентом и разрабатывает план совместной работы по выходу клиента из кризиса. Анализ информации о клиенте. Анализ информации о клиенте социальный педагог осуществляет с целью найти оптимальные подходы к решению проблем клиента и наиболее эффективные способы взаимодействия с ним.

  1. Выведение клиента из социальной изоляции. План и контракт в работе с клиентом. Цели, задачи и перспективы работы социального педагога и клиента находят свое отражение в контракте. Контракт составляется социальным педагогом на основе анализа полученной информации вместе с клиентом. В нем в краткой форме излагаются намерения сторон, принимаемые ими на себя обязательства по выведе­нию клиента из кризиса, указываются сроки этой работы.

Контракт намечает основные направления работы социального педагога и клиента. Он не является юридическим документом, но призван повысить ответст­венность сторон и активность для получения желаемых результатов.

Одновременно социальный педагоги клиент совместно вырабатывают план ближайшего этапа (например: план на месяц или план достижения конкретного промежуточного результата), который содержит конкретные шаги для решения про­блемы клиента и сроки их осуществления. Контроль за осуществлением этих шагов в намеченные сроки проводит социальный педагог. Ответственность за выполнение обязательств по контракту и текущих планов возлагается на клиента.

Содержание работы с клиентом определяется имеющимися у него проблемами.

6. Завершение работы. По окончании интенсивного периода работы, социальный педагог представляет карту изменений клиента, рассматривается вопрос о снятии клиента с социального патронажа и установлении за клиентом наблюдения на определенный срок (до 1 года). При этом социальный педагог регулярно взаимодействует с клиентом, приглашает его на культурные, оздоровительные, развиваю­щие мероприятия.

Границы выделенных этапов условны.

Формы и особенности социального надзора

В деятельности социального педагога используется также социальный надзор и такие его формы, как официальный (формальный) и неофициальный (неформаль­ный). Официальный надзор - это надзор, осуществляемый социальным педагогом по поручению официальных органов (опеки и попечительства, органов управления об­разованием и т.д.), в обязанности которых непосредственно входит контроль за теми или иными социальными процессами и явлениями, за деятельностью соответст­вующих социальных объектов и лиц. Неофициальный социальный надзор представ­ляет собой взаимный контроль участников какого-либо процесса за соблюдением каждым из них формально установленных или добро вольно взятых на себя обязан­ностей, правил поведения. В отличие от патронажа надзор не предполагает актив­ных коррекционно-реабилитационных действий со стороны специалиста.

Объектом социального надзора является выполнение нормативных актов, предписаний, официальных рекомендаций. Социальный надзор направлен также на ход выполнения конкретных социальных программ и проектов, соблюдение установленных правил и условий содержания и жизнедеятельности лиц в учреждениях социального обслуживания, попечительства и перевоспитания.

Особую значимость имеет осуществление надзора за состоянием и жизнедеятельностью семей и лиц "группы риска". В данном случае возникает крайняя необходимость объединения усилий официального и неофициального надзора, чтобы, используя все доступные и приемлемые формы работы с ними, помочь им избавиться от свойственных им пороков, стать социально полезными гражданами.

Выбору объекта и цели социального надзора, его реализации предшествует всестороннее исследование (социальное диагностирование) общей ситуации с тем, чтобы с наибольшей степенью обоснованности держать под контролем наиболее уязвимые участки социально-педагогической работы. Эффективность социального надзора многократно усиливается тем, что он проводится, открыто и гласно. Социальный надзор - не тайное наблюдение, а открытое изучение и выявление процессов и тенденций, происходящих в наблюдаемом объекте, анализ и исправление возмож­ных социальных отклонений. Значение гласности и открытости социального надзора имеет особую значимость еще и потому, что осуществляемый таким образом надзор одновременно с выявлением недостатков или отклонений от установленных норм и правил поведения выполняет еще и предупредительно - профилактическую функ­цию. Ее суть состоит в том, что обеспечивается возможность уже в ходе самого

процесса надзора в оперативном порядке исправлять менее существенные недостатки, не требующие дополнительных решений и указаний соответствующих служебных инстанций и должностных лиц.

Одним из основополагающих организационных условий и методических требований к осуществлению социального надзора является его систематичность и непрерывность. Поэтому необходимо постоянно и систематически отслеживать любые изменения в наблюдаемой социальной системе, чтобы держать их под соответствующим контролем, иметь возможность воздействовать на них в желаемом направлении.

4.