logo search
Лекции ГАК МиТРСП кратко

Реабилитационные программы социально-педагогической деятельности в воспитательных колониях

Если основные профилактические мероприятия с подростками, совершившими правонарушения, проводятся, в основном, в открытом социуме (подросток совершил мелкие правонарушения или осужден условно), и в специальных учебно-воспитательных заведениях, то в воспитательных колониях, в основном, реализуются реабилитационные программы помощи несовершеннолетним осужденным.

Процесс воспитания в колониях для несовершеннолетних существенно отличается от «взрослых» колоний прежде всего тем, что в них законодательство предоставляет для работы с осужденными большие возможности в применении позитивных мер воздействия, значительно увеличивая перечень льгот и уменьшая объем карательных мер. Основной акцент в работе с подростками делается на учебно-воспитательную работу, включающую в себя общеобразовательное и профессиональное обучение. Здесь следует особо отметить, что изменение названия «воспитательная трудовая колония» на «воспитательная колония» подчеркивает при всей важности трудовой деятельности приоритетность именно воспитательных мероприятий.

Необходимое условие для всех воспитанников — получение ими специальности; при этом должен обеспечиваться по возможности широкий и добровольный выбор профессий, учитываться потребности региона и рынка труда (перспектива), возраст, физические, умственные и психические особенности. Повышение эффективности трудового воспитания является наиболее важным условием решения задачи социализации подростков, подготовки их к самостоятельной жизни. Однако в настоящее время это условие не обеспечивается в полной мере, о чем свидетельствуют данные опросов осужденных в воспитательных колониях, более 60% которых в будущем не собираются работать по приобретенным в колонии профессиям.

Большинство осужденных до колонии, обучаясь в школах и профессиональных училищах, характеризовалось как нарушители дисциплины, организаторы и участники конфликтных ситуаций, они сбегали с уроков, оскорбляли ровесников и преподавателей. Поэтому необходимо уделять серьезное внимание построению взаимоотношений учителей и мастеров производственного обучения с учащимися-осужденными. Умение вызвать интерес к своему предмету, увлечь полезными делами, быть терпеливым, но настойчивым в достижении поставленной цели — вот критерии профессионального мастерства педагога, работающего с этим контингентом несовершеннолетних.

Очень важное значение имеет изменение отношения осужденных к образованию, труду, обеспечение воспитанников работой с высоким уровнем организации и культуры производства, технологии. Необходимо добиваться проведения оплаты выполненной работы, что обеспечит заинтересованность подростка в результатах его труда.

К числу основных средств, обеспечивающих процесс исправления преступников, относится общеобразовательное обучение. Относительно несовершеннолетних осужденных необходимо отметить особую роль, которую приобретает данное средство воздействия. Ведь в воспитательной колонии практически каждый осужденный проходит через образовательную школу, являющуюся одним из главных структурных элементов учреждения и фактически — центром проводимой в колонии воспитательной работы. При поступлении в колонию все осужденные зачисляются в соответствующий класс общеобразовательной школы, распределение по отрядам производится исходя из имеющегося у них образовательного уровня по принципу «отделение-класс». Работа на производстве или обучение в профессиональном училище может производиться только в свободное от учебы в школе время. В отличие от исправительных колоний для взрослых, преподаватели школ в воспитательной колонии являются сотрудниками данного учреждения, что подчеркивает особую роль школы в воспитательном процессе. Очень важно четкое взаимодействие в воспитательном процессе учителей школы, воспитателей отрядов и отделений, преподавателей профессионального училища, мастеров производства, так как в работе с осужденными много дублирования, не всегда соблюдается принцип единства педагогических требований».

Выход из этого положения видится в создании единого учебно-воспитательного процесса, охватывающего все службы колонии. Для современных воспитательных колоний нужны высококвалифицированные специалисты, знающие возрастную специфику несовершеннолетних, и прежде всего социальные педагоги. Воспитательная работа должна проводиться дифференцирование, с учетом степени нравственной деформации осужденных. Желательно применение таких методов, как совет, напоминание, пожелание. Необходимо использовать активность, эмоциональность и впечатлительность, одновременно преодолевая внутреннее сопротивление осужденных к воспитательным воздействиям (иногда открытое, но чаще скрытое).

К наиболее распространенным формам воспитательной работы можно отнести беседы, лекции, диспуты, встречи с интересными людьми. В последние годы начали шире практиковаться встречи с бывшими воспитанниками колоний, ведущими честный образ жизни, с родственниками осужденных, с представителями общественных и религиозных организаций — так называемые меры общественного воздействия. Общественное воздействие — одно из условий обеспечения процесса социализации несовершеннолетних, отбывающих уголовное наказание, приобщения их к нормальной человеческой деятельности и участию в общественной жизни, и здесь открывается широчайший простор для деятельности социального педагога.

Правильная организация свободного от учебы и работы времени способствует улучшению здоровья и физического развития осужденных. В условиях лишения свободы это время, в основном, носит регламентированный характер. Поэтому необходимо четко планировать досуговые мероприятия для осужденных, с одной стороны, чтобы они не носили формальный характер («ради галочки»), с другой — обучали правильному планированию своего времени (отсутствие навыков в планировании свободного времени и умения распоряжаться им — одна из основных причин совершения правонарушений подростками). Мероприятия должны пробуждать у подростков интерес к жизни, формировать волевые качества и черты характера, позволяющие им противостоять антисоциальным влияниям.

Большое значение в организации воспитательного процесса приобретает коллектив осужденных. Положительный эффект, как показывает практика, достигается чаще при воздействии на осужденного через его первичный коллектив (отряд, бригаду, класс), члены которого находятся в постоянном общении и взаимодействии друг с другом, повседневно связаны общими интересами и делами, отношениями ответственной зависимости и находятся под постоянным контролем воспитателя, знающего о характере межгрупповых и межличностных отношений осужденных. Необходимо доверять подросткам роль активных организаторов, а не только, исполнителей воли воспитателей, использовать различные формы коллективной деятельности на основе самоуправления, творческого начала, самостоятельности. Перестройка нравственного сознания осужденного осуществляется в неразрывной связи с формированием позитивного опыта жизнедеятельности.

Большое значение имеет использование социально-полезных связей с родственниками осужденных, которое активизирует процесс воспитательной работы, позволяет разрушить созданный ранее стереотип антиобщественного образа жизни и поведения. Гуманизация и педагогизация воспитательного процесса должна быть построена на здравом и реалистическом анализе обстановки — «на разумном гуманизме», т. е. система наказания должна быть достаточно гибкой, обеспечивать избирательность в применении режимных ограничений, создавать предпосылки для реального установления в учреждениях атмосферы человечности, уважительного отношения к закону и нравственным нормам. В настоящее время расширены права администрации и арсенал средств для дифференциации и индивидуализации воспитательных мер воздействия на осужденных в сторону ослабления репрессий и изоляции их от общества.

Исправительное воздействие на несовершеннолетних преступников следует рассматривать как единый процесс, начиная с момента взятия его под стражу и заканчивая периодом реабилитации и социальной адаптации после освобождения. На практике этот процесс оказывается разорванным. Причина — отсутствие должного взаимодействия между службами и учреждениями, обеспечивающими работу с несовершеннолетними правонарушителями и профилактику преступности.