4.3. Организация и методы тренинговой работы с отцами
Литературные данные свидетельствуют о наличие большого количества разнообразных исследований материнства, включая описания разработок тренинговых программ, основанных на корректирующем влиянии тренинговых занятий на психическое состояние человека, его самовосприятие, восприятие жизненной ситуации в целом, и направленных на помощь матери в различных ситуациях, в том числе и на работу по принятию материнской роли в период беременности. Однако целенаправленная работа по изучению психологических последствий тренинговых занятий отцовства не проводилась и оценка их результативности редко подтверждалась конкретными данными. Ориентация проводимых нами групповых занятий на решение этих задач определена зарубежным и отечественным (преимущественно эмпирическим) опытом работы.
Опыт исследовательской и практической работы позволяет предположить, что в результате подобных занятий оптимизируется психическое состояние клиента, повышается его самооценка и самопринятие. Этот комплекс личностных изменений, влияющий в итоге на решение различных семейных проблем, предположительно можно считать подтверждением результативности групповых занятий как формы психологической поддержки человека. Однако, учитывая широкое распространение тренинговой работы, необходимо изучение динамики индивидуально-психологических качеств под воздействием тренинговых занятий и получение более точной исследовательской оценки их результативности.
Разработанная нами и постепенно модифицируемая система тренинговой работы повышения продуктивности отцовства, общее описание которой здесь представлено, состоит из нескольких стандартных блоков: первый блок - «разогрев», второй блок - формирование доверительных отношений, третий блок - лекционный, четвертый - практический, пятый блок - релаксационный. Занятия проводились в рамках групп встреч и включали 10-11 встреч в течение двух месяцев. В группу набирались мужчины, имеющие одного или более ребенка, по 15 человек в каждую группу. Всего было проведено три группы.
В данной работе психологическая поддержка рассматривается как заданное воздействие на клиента в целях изменения его психического состояния для облегчения процесса принятия роли отца, взаимодействия с ребенком, обеспечения повышения продуктивности отцовства. Реализация данного воздействия может быть осуществлена на нескольких уровнях:
• когнитивном — как повышение самооценки, коррекция представлений человека о самом себе;
мотивационном — как повышение активности человека, актуализация потребности в самопознании и саморазвитии;
эмоциональном — как изменение текущего состояния клиента и формирование умений саморегуляции;
поведенческом - как формирование эффективных умений и навыков для повышения эффективности операциональной сферы отцовства.
Второй и третий уровни могут быть объединены под общим названием «саморегулятивный уровень», однако разделение их на два отдельных блока позволяет конкретизировать направленность упражнения.
В соответствии с таким подходом основными задачами данной тренинговой работы являются:
снятие эмоционального напряжения для обеспечения эффективности взаимодействия с ребенком; актуализация эмоционального отношения к ребенку;
информирование отцов о возможных способах взаимодействия с ребенком;
информирование отцов о влиянии отца на развитие ребенка и возможных последствиях нарушений отношений в диаде отец-ребенок;
обучение умениям и навыкам эффективного поведения.
Таким образом, в работе с отцами необходимы мероприятия, направленные на оптимизацию их состояния, повышение активности и ответственности.
Во избежание упущения какого-либо аспекта отцовства в качестве основной концепции тренинговой программы была принята разработанная нами модель феномена отцовства. Согласно нашей модели, в структуру отцовства входят следующие компоненты: потребностно-эмоциональный, включающий биологические, социальные аспекты мотивации, потребность в контакте, эмоциональные реакции, переживания; операциональный, как осведомленность и умения, операции по уходу за ребенком и общение с ним; и ценностно-смысловой, как отношение отца к ребенку, включая экзистенциальные переживания. Кроме того, в данную структуру включается интегральный сквозной компонент — оценочный, в который входят: 1) самооценка, как элемент Я-концепции, принятие или непринятие роли отца и рациональная и эмоциональная оценка себя как отца и своего ребенка;
2) социальная оценка окружающих, базирующаяся на принятых в данном конкретном обществе социальных стереотипах и предписаниях по выполнению роли, требованиях, которые необходимо соблюдать для соответствия статусу. Социальная оценка является базой для формирования собственной оценки, т.к. через социальные стереотипы формирует образы Я-идеального. Оценочный компонент является интегральным, т.к. пронизывает и влияет на все остальные компоненты структуры.
В соответствии с этим теоретическая и практическая части были выстроены таким образом, чтобы в процессе работы были затронуты каждый из блоков.
Кроме того, для реализации поставленных целей были использованы упражнения на актуализацию имеющихся у человека ресурсов развития, включая:
личностные ресурсы как актуализацию особенностей восприятия;
семейные ресурсы, а именно, отношения с людьми, на которых данный человек может опереться; в данном случае это могли быть жена и родители;
социальные ресурсы - ресурсы, предоставляемые социальной средой конкретного человека;
культуральные - культурно закрепленные способы поведения или модели восприятия и оценки поведения.
Все эти ресурсы так или иначе задействуются при обращении к такому значимому аспекту жизни мужчины, находящегося в возрасте взрослости, как отцовство. Таким образом, при работе с любым из блоков отцовства мы обращались к перечисленным выше ресурсам развития человека, что позволяло использовать при работе собственный опыт мужчины, а также его представлении об обсуждаемом явлении.
Таким образом, главными задачами тренинга являются обеспечение отцов информацией, обучение навыкам взаимодействия с ребенком и оказание помощи в практическом применении полученных навыков в целях оптимизации этого взаимодействия.
Тренинговая программа включает теоретическую и практическую части. В теоретическом курсе излагаются постулаты детской, семейной психологии и психологии развития, данные о развитии ребенка, о влиянии отца на развитие ребенка, о специфических функциях и роли отца в жизни ребенка и семьи, а также данные акмеологии
о развитии личности в период взрослости, кроме того - о способах взаимодействия с ребенком, а также данные о конкретной деятельности, например, о способах решения конфликтных ситуаций, а также примеры взаимодействия с ребенком других отцов. Материалы были подготовлены на основе анализа литературных источников, таких, как монографии и статьи по детской психологии, акмеологии и семейной психологии, материалы работ В. Фтенакиса (\Угпепа1из\МЕ., 1988), а также материалы сайта удтГаШегз.сот, который предлагает большое количество описаний конкретного опыта взаимодействия конкретных отцов со своими детьми, а также сайта американского центра репродуктивного здоровья МагсК ОШшгез.
Теоретический материал был представлен в лекционной форме, а также в форме дискуссий на заданную тему.
Собственно практическая часть включает в себя упражнения на принятие роли отца на различных уровнях: когнитивном, поведенческом и саморегулятивном (эмоциональном и мотивационном).
В процессе занятий использовались разнообразные психологические приемы и методы работы: психотехнические игры и упражнения, методы «мозгового штурма», фокус-группы и направленной дискуссии, кроме того, элементы психодрамы, сказкотерапия, ролевые игры. Отрабатывались умения и навыки общения.
Содержание групповых занятий адекватно отражает основные психологические проблемы, возникающие в процессе взаимодействия с ребенком. Они направлены на формирование психических состояний и развитие личностных качеств, обеспечивающих возможность оптимизации действий человека в данной жизненной ситуации (повышение эмоциональной устойчивости и уверенности в себе, информированности, повышение степени экстравертированности, формирование практичности и реалистического представления о жизни и самом себе).
Содержание занятий кратко представлено в табл. 11.
Эффективность данного тренинга подтверждается проведенной нами работой и соответствующим исследованием.
Однако психологическая работа с семьей и отцовством не ограничивается только групповой и консультативной работой и требует дальнейшей разработки психокоррекционных методик, методов практической, психотерапевтической работы с семьей и отцовством как важнейшим компонентом гармоничности семейной системы.
Таблица 11
Содержание занятий тренинга
З | Тема | Лекция | Ключевые упражнения* |
1 | Роль отца и матери в развитии ребенка | История детства. Исторические модели семьи. | Обсуждение целей, мозговой штурм «Функции отца и матери», дискуссия «Аборт». |
2 | Специфика их функций | Подробная история отцовства. Понятие «новый, отец». | Дискуссия «Жестокое обращение с детьми», общение в паре, ролевые игры. |
3 | Социальные стереотипы отцовства | Отцовство как этап социализации мужчины. | Дискуссия, ролевые игры. |
4 | Отец в современной семье | Влияние отцовского воспитания на развитие личности ребенка (ч.I). | Дискуссия «Ребенок в разводе», ролевые игры. |
5 | Деструктивное отцовство | Проблемы детей, растущих без отца, детей, переживших насилие. | Дискуссия, ролевые игры, сказкотерапия. |
6 | Отец как воспитатель | Влияние отцовского воспитания на развитие личности ребенка (ч. II). | «Выращивание цветка», «Запеленатые», письмо ребенку через 10 лет, сказкотерапия. |
7 | Взаимодействие с собственным отцом | Этапы жизни семьи. Период взрослости. | Дискуссия «Яблоко от яблони...», «Кто Я (10 эпитетов)», «Любимая фраза моих родителей», «Незаконченные предложения», «Портрет семьи». |
8 | Взаимодействие с ребенком | Опыт взаимодействия с ребенком до рождения. | Дискуссия «Рождение моего ребенка», ролевые игры. |
9 | Молодая семья | Новорожденность. Младенчество. Дошкольный возраст. | Дискуссия «Мои советы», ролевые игры «Ребенок в кроватке». |
10 | Конфликтные ситуации между поколениями | Подростковый возраст. Отец для девочки. Отец для мальчика. | Дискуссия-суд «Секс и молодежь: взгляд с противоположных сторон», проигрывание конфликтной ситуации в дисфункциональной семье, обмен опытом решения конфликтных ситуаций. |
11 | Отец как транслятор культуры | Основные задачи периода взрослости (ч. II) Взрослые дети и их родители. Межпоколенная коммуникация в семье. | Дискуссия, сказкотерапия — анализ образа отца и матери в сказках и мифах, ролевые игры. |
Примечание. * Упражнения блоков «Разогрев», «Формирования доверительных отношений», «Релаксация», а также обсуждение проведенных упражнений и рефлексия не описываются.
- Глава 1. Проблема изучения отцовства в психологии 10
- Глава 2. Отцовство как психологический феномен: структура, содержание, онтогенез 62
- Глава 3. Функции отца и психологическое развитие ребенка 136
- Глава 4. Психологическая помощь отцу и семье 184
- 249039, Г. Обнинск, ул. Королева, 6.
- Введение
- Глава 1. Проблема изучения отцовства в психологии
- 1.2. Специфика современного отцовства в свете проблемы развития личности
- 1.2.1. История изучения развития личности в психологии
- 1.2.2. Этапы развития личности
- Глава 2. Отцовство как психологический феномен: структура, содержание, онтогенез
- 2.1. Проблема определения отцовства
- 2.2. Филогенетические предпосылки отцовства
- 2.3. Историческая и социокультурная специфика отцовства
- 2.4. Современная картина отцовства
- 2.4.1. Отцовство сквозь призму социального статуса
- 2.4.2. Отцовство как социальная роль
- 2.5. Онтогенез родительских ролей
- 2.5.1. Медико-биологический аспект формирования гендерной роли
- 2.5.2. Социально-психологический аспект формирования отцовства
- 2.6.Специфика отличий мужской и женской модели родительства
- 2.7. Структура отцовства
- 2.7.1. Экспериментальное исследование структуры отцовства
- 2.8. Влияние отцовства на оптимизацию развития личности
- 2.8.1. Экспериментальное исследование влияния отцовства на развитие личности
- Глава 3. Функции отца и психологическое развитие ребенка
- 3.1. Структура семьи: влияние взаимоотношений супругов на развитие ребенка
- 2. Влияние матери
- 3. Средовые факторы
- 4. Фактор ребенка
- 5. Собственно отцовство
- 3.2. Влияние родительских установок и стилей семейного воспитания - на развитие ребенка
- 3.3. Роль отца в личностном, интеллектуальном, нравственном и полоролевом становлении ребенка
- 3.4. Патернальная депривация и ее последствия
- Глава 4. Психологическая помощь отцу и семье
- 4.1. Проблема психологической помощи отцу и ребенку
- 4.2. Содержание психологического консультирования. Проблема диагностики и коррекции проблем отцовства
- 4.3. Организация и методы тренинговой работы с отцами
- Заключение
- Литература