Введение
Психология отцовства — одна из наиболее интересных и в то же время наименее исследованных областей психологии родительства. В современной психологической науке изучение родительства занижает особую нишу. С одной стороны, достоверно существует оформившийся в последние десятилетия социальный заказ на изучение проблем семьи и семейного взаимодействия, связанный с изменением традиционных семейных установок в современном обществе, когда в условиях профессиональной и экономической эмансипации женщин, либерализации брачных отношений акцентируется внимание на роли, функциях и требованиях к родителям.
Распространенная практика разводов, внебрачных рождений и воспитания ребенка одним из родителей, снижение рождаемости, и как результат уменьшения числа детей в семье и их более тесный порядок рождения, разделение родительства и супружества, выражающееся в широком распространении неполных (прежде всего материнских) семей и в увеличении числа супружеских пар, отказывающихся иметь хотя бы одного ребенка, характерные для современного общества, обусловливают научный и общественный интерес к проблемам семьи и в частности родительства.
Кроме того, массовое вовлечение женщин в производительный труд и общественную активность породило новые изменения в структуре и функциях семьи: женская занятость на производстве и в общественной жизни обусловила проблему совмещения труда на благо государства, общества и семейных обязанностей работающих женщин. Уравнивание мужчин и женщин в профессиональных правах и обязанностях, уменьшение времени, которое матери проводят с ребенком, увеличило требования к мужчине как к отцу. История не знает аналогов столь высоких ожиданий относительно вклада отца в жизнь ребенка, причем не экономического или статусного обеспечения жизни ребенка, а именно эмоционально-психологического участия в его проблемах. Сравнительно-исторические данные убедительно свидетельствуют, что современные представления о родительстве не являются универсальными и современное понимание родительской любви - это продукт длительного исторического развития.
На ранних этапах развития человеческого общества уход за детьми и их воспитание было делом всей родовой общины. Из-за высокой смертности и высокой рождаемости привязанность между ребенком и его физическими родителями не развивалась. Холодное отношение к смерти детей было психологической защитой на то, что случалось очень часто. Отец тогда выполнял функцию защиты и имел неограниченную власть над жизнью детей.
Только в конце восемнадцатого века семья начала отстаивать свое «естественное право» заботиться о детях. Мать берет на себя еще больше семейных функций, занимаясь только домом. Отец становится кормильцем, работает для того, чтобы мать занималась детьми. В девятнадцатом веке появляется теория незаменимости матери в воспитании детей, понятие «материнского инстинкта». В то время как отец постепенно теряет свои функции, т.к. защиту и образование берет на себя государство. Постепенно с развитием женского движения во многих западных странах становится возможным обеспечение семьи женщиной.
В нашей стране этот феномен имеет свою историческую и политическую подоплеки. Классики марксизма полагали, что семья, основанная на частной собственности, праве наследования и домашнем воспитании детей, должна быть упразднена победившим пролетариатом. Например, К. Каутский считал, что с ликвидацией товарного производства отомрет и семья, поскольку будет отсутствовать экономическое основание для родительских чувств, а А.В. Луначарский полагал, что дети при коммунизме должны воспитываться обществом, однако считал, что в течение переходного периода семья должна сохраниться.
Дело в том, что семья как независимый агент воспитания детей не могла вписаться в тоталитарную систему. Так как за социализацию детей в нормальной семье отвечает отец, вся политика советской власти была направлена на то, чтобы свести роль отца в российской семье к минимуму, а всю ответственность за воспитание детей переложить на общество. Но общество не справилось с этой задачей, поэтому весь груз ответственности за семью и детей лег на плечи матери
В.Н. Дружинин определяет типичную советскую семью как вариант модели аномальной языческой семьи с рудиментами православной модели (Дружинин В.Н., 2006). В такой семье мужчина и женщина борются за доминирование, существуют противостояние поколений, подавление детей и борьба детей с властью родителей. Аномальность этой семьи в том, что мужчина не несет ответственности за семью в целом (определение аномальной семьи по М. Мид). Равенство мужчины и женщины рассматривается как достижение социализма. Первоначальным идеалом женщины при социализме была рекордсменка, рабфаковка, ударница, боец Красной Армии.
Так как при социализме проблемы семьи — это в первую очередь проблемы, решаемые матерью, а не отцом, традиционно большинство исследований, посвященных семье, начиная со времен советской психологии, отражают особенности отношений матери и ребенка. Причины трудностей социализации ребенка видят в искажении структуры семьи (неполная семья), в аномальных стилях воспитания, которые применяет мать. Однако, возможно, решением многих социальных проблем может быть возвращение отцу его роли, характеризующей нормальную семью (В.Н. Дружинин, И.С. Кон). Данная точка зрения нашла свое отражение в исследованиях детской психологии, например, А.И. Захаров считает, что главной причиной детских неврозов является извращенная ролевая структура семьи: мать в такой семье излишне «мужественна», недостаточно отзывчива и эмпатична, но требовательна и категорична. Если отец мягок, раним и не способен управлять ситуацией, ребенок становится для матери «козлом отпущения» (Захаров А.И., 2000).
В Конституции Российской Федерации 1993 г. впервые было провозглашено равенство полов и равная ответственность женщины и мужчины. До 1993 г. все официальные тексты говорили лишь о равенстве прав родителей, но не говорили о равенстве обязанностей. В частности, в Конституции СССР 1977 г. можно прочитать только о «создании условий, позволяющих женщине сочетать труд с материнством» (Дружинин В.Н., 2006).
Если в так называемой патриархальной семье отец одновременно является кормильцем, носителем власти, а также наставником и примером для подражания, то в наше время с появлением реальной экономической и социально-нормативной возможности растить детей без участия отца, с уменьшением времени, проводимого мужчиной совместно с ребенком, остро встал вопрос о влиянии мужчины на развитие личности ребенка. Многими исследователями отмечается снижение педагогического потенциала семьи, ценности семьи.
С другой стороны, исследователи в области семьи и брака, полагая, что многие преобразования вытекают исторически из процесса развития общества и подготовлены целым рядом крупных социально-экономических изменений нашего общества, считают, что такое положение дел свидетельствует о нормативном «кризисе развития семьи», и наблюдают положительные изменения в том, что пересматриваются и перераспределяются роли и функции родителей, появляются новые ценности и новые пространства для реализации себя личностью, в частности в рамках выполнения отцовской роли, что ставит перед научной психологией задачи исследования отцовства как социального и личностного явления.
Косвенным подтверждением данной точки зрения является возникший в последние десятилетия большой исследовательский интерес к проблемам материнства и психологии родительских отношений, изучаемой в рамках исследования материнства. Исследования проблем отцовства менее представлены в исследовательских работах, для нашей страны эта тема является относительно новой. Весной 2002 г., когда нами было проведено первой пилотажное исследование данной проблемы, наш литературный обзор включал в основном работы зарубежных авторов. Однако за последние четыре года появились качественные отечественные работы по проблемам отцовства, в основном в рамках изучения родительства в целом.
Данное пособие представляет собой попытку систематизировать многочисленные результаты исследований отцовства, представить отцовство как комплексный психологический феномен, имеющий свою структуру и функционирующий в рамках собственных закономерностей.
Теоретико-методологической основой написания работы явились общая теория личности Б.Г. Ананьева, идеи гетерохронности и полифакторной обусловленности развития (К. Бюллер, С.Л. Рубинштейн, Л.С. Выготский, П.М. Якобсон, Б.Г. Ананьев, А.Н. Леонтьев, В.К. Ви-люнас, Г.М. Бреслав); эпигенетическая теория развития личности Э. Эриксона, концепция материнства ГГ. Филипповой и концепция отцовства В.Э. Фтенакиса.
При написании работы использовались данные исследований отцовства и семьи, а также собственные данные автора, полученные в ходе научной и консультативной практики. Представленные материалы использовались в рамках проведения тренинговой и лекцион-ой работы для специалистов и членов семей, обратившихся за психологической помощью.
В первой главе анализируются многочисленные литературные источники, рассматривающие место отцовства в процессе развития личности, проблемы отцовства как акмеологического феномена. Вторая глава основана на авторском подходе к отцовству как к психологическому фактору развития личности мужчины-отца, проанализированы фило- и онтогенетические, исторические и социокультурные предпосылки отцовства, специфика отцовства как социального статуса и социальной роли, особенности мужской и женской модели родительства, а также структура комплекса отцовства.
В третьей главе отцовство рассматривается с точки зрения влияния на развитие личности ребенка. Четвертая глава обобщает представленный в научной литературе и собственный опыт автора по организации психологической работы с отцами в рамках семейной и личностной консультации.
Автор выражает благодарность всем молодым мужчинам, принявшим участие в экспериментальной и тренинговой работе, особенно А.А. Борисенко, К.С. Андренкову и А.С. Третьякову. Отдельно хочу поблагодарить Н.В. Дмитриеву и А.Г. Портнову, А.Г. Лидерса, а также моего мужа и сестру за помощь и поддержку в работе над книгой.
- Глава 1. Проблема изучения отцовства в психологии 10
- Глава 2. Отцовство как психологический феномен: структура, содержание, онтогенез 62
- Глава 3. Функции отца и психологическое развитие ребенка 136
- Глава 4. Психологическая помощь отцу и семье 184
- 249039, Г. Обнинск, ул. Королева, 6.
- Введение
- Глава 1. Проблема изучения отцовства в психологии
- 1.2. Специфика современного отцовства в свете проблемы развития личности
- 1.2.1. История изучения развития личности в психологии
- 1.2.2. Этапы развития личности
- Глава 2. Отцовство как психологический феномен: структура, содержание, онтогенез
- 2.1. Проблема определения отцовства
- 2.2. Филогенетические предпосылки отцовства
- 2.3. Историческая и социокультурная специфика отцовства
- 2.4. Современная картина отцовства
- 2.4.1. Отцовство сквозь призму социального статуса
- 2.4.2. Отцовство как социальная роль
- 2.5. Онтогенез родительских ролей
- 2.5.1. Медико-биологический аспект формирования гендерной роли
- 2.5.2. Социально-психологический аспект формирования отцовства
- 2.6.Специфика отличий мужской и женской модели родительства
- 2.7. Структура отцовства
- 2.7.1. Экспериментальное исследование структуры отцовства
- 2.8. Влияние отцовства на оптимизацию развития личности
- 2.8.1. Экспериментальное исследование влияния отцовства на развитие личности
- Глава 3. Функции отца и психологическое развитие ребенка
- 3.1. Структура семьи: влияние взаимоотношений супругов на развитие ребенка
- 2. Влияние матери
- 3. Средовые факторы
- 4. Фактор ребенка
- 5. Собственно отцовство
- 3.2. Влияние родительских установок и стилей семейного воспитания - на развитие ребенка
- 3.3. Роль отца в личностном, интеллектуальном, нравственном и полоролевом становлении ребенка
- 3.4. Патернальная депривация и ее последствия
- Глава 4. Психологическая помощь отцу и семье
- 4.1. Проблема психологической помощи отцу и ребенку
- 4.2. Содержание психологического консультирования. Проблема диагностики и коррекции проблем отцовства
- 4.3. Организация и методы тренинговой работы с отцами
- Заключение
- Литература