2.5.1. Медико-биологический аспект формирования гендерной роли
Биологические и исторические предпосылки играют важнейшую роль в формировании личности современного человека. Справедливо это и относительно формирования способов, особенностей и характеристик выполнения отцовской функции конкретным мужчиной. Биологические и социальные факторы тесно взаимосвязаны, однако, по мнению И.С. Кона и В.В. Бочарова, если биологическое определяет психофизиологическую готовность к отцовству, то социальные факторы достаточно жестко регламентируют реализацию этой готовности (Кон И.С., 1988; Бочаров В.В., 1999).
Биологически пол определяется генетической информацией, заложенной в каждой клетке организма, хранимой в ДНК, за собственно пол отвечает набор хромосом — у человека — 46 = 22 пары одинаковых (обоих полов + различающаяся. XX — у женщин и XV — у мужчин.
Внутренние и наружные половые органы человека формируются в период эмбрионального развития. У мужчин в течение всей жизни с пубертатного периода происходит сперматогенез, образование сператозоидов, несущих равное количество X и У хромосом. У женщин половые клетки закладываются во внутриутробном развитии и созревают по одной в месяц, начиная с пубертатного периода. Это делает женщин более уязвимыми к мутагенным явлениям во внутриутробном развитии, что может сказаться на потомстве, у мужчин же, даже подвергшихся ионизирующему излучению, через 1-1,5 года мутаций в половых клетках уже нет (Кришталь В.В., Григорян С.Р., 1999). Формирование пола начинается с момента зачатия до достижения половой зрелости, когда определяется направленность полового влечения, выбор сексуального партнера, завершается формирование представлений о родительстве.
Можно выделить следующие уровни пола человека: генетический пол — определяемый генетической комбинацией, возникающей при оплодотворении, когда сперматозоид проникает в яйцеклетку. Набор генов, в дальнейшем определяющий пол человека; гонадный пол — генетическая информация определяет развитие гонад — половых желез — либо яичники, либо яички, которые начинают секретировать в организме человека гормоны. Гонадный пол обусловливает гаметный пол — способность половых желез вырабатывать сперматозоиды и яйцеклетки и гормональный пол — способность половых желез секретировать специфические половые гормоны (тестостерон, эстроген) — от этого зависит морфологический пол и половая дифференциация мозга. Анатомические структуры, с которыми человек рождается, внутренние и внешние половые органы определяет морфологический (соматический) пол. Открытие церебрального пола, определяющего особенности половой дифференциации головного мозга (специфику латерализации мозга), приводит к мысли, что гормональное влияние на головной мозг обусловливает в некоторой степени женское и мужское поведение. Кроме того, выделяют гражданский пол, определяемый по анатомическим признакам при рождении, и паспортный пол, который оформляется в соответствии с гражданским полом. Все эти уровни пола, воспринимаемые окружающими и транслируемые на индивидаи составляют базу для формирования социального пола, представляющего собой совокупность социокультурных и поведенческих характеристик и ролей, определяющих личный, социальный и правовой статусы мужчины и женщины в определенном обществе.
В современной науке принадлежность к определенному поли можно выразить двумя терминами, имеющими различную смысловую нагрузку: пол — как совокупность биологических, анатомо-физиологических, соматических свойств, на основании которых человеческие существа определяются как мужчины и женщины. Таким образом, понятие «пол» может быть использовано для определения характеристик биологического пола. Вторым термином, определяющим социальные характеристики пола, является понятие «гендер», представляющее собой совокупность социально детерминированных ролей, идентичностей и ответственности мужчины и женщины, зависящих не от биологических детерминант, а от социальной организации общества (Кон И.С., 2003).
В понятие «гендер» входит понятие «гендерная роль» — это внешнее выражение и демонстрация социальной идентичности с помощью поведения, одежды. Параметры тендера могут быть физическими (внешний вид половых органов, тела) и социокультурными (длина волос, одежда и тип поведения, принятый в данном обществе). Чтобы понять поведение человека, нужно понимать, как отражается все это на психологии — осознании своей принадлежности, самосознании, уровне притязаний и мотивации. Для этого применяется понятие «гендерная идентичность».
Гендерная идентичность — внутреннее восприятие человеком своего пола, степень, в которой каждый индивид идентифицирует себя в качестве мужчины или женщины или некоего сочетания того и другого, это внутренняя структура, создаваемая в процессе развития, организовывающая образ Я и социально функционирующая в соответствии с полом. Она определяет, как индивид переживает свой гендер, способствует чувству уникальной тождественности и принадлежности, в том числе и специфическому переживанию своих родительских ролей (Кон И.С., 2003).
Общество воспитывает, обучает ребенка, помогая усвоить определенную систему гендерных ролей в процессе тендерной социализации. И именно требования и стереотипы общества вырабатывают у личности, мужчины или женщины, определенные представления о родительстве.
До рождения половое развитие контролируется только биологическими механизмами. Сначала определяется пол будущего человека в зависимости от хромосомы X или V. На пятой—шестой неделе беременности формируются первичные половые железы. У мужского и женского организма развиваются парные системы протоков - мюллеровы и вольфовы. Половая дифференцировка осуществляется уже на уровне внутренних половых структур, наружных гениталий и головного мозга. Если в это время не образуется достаточное количество тестостерона, то развитие мужского организма идет по женскому типу.
На седьмой неделе половые органы эмбрионов внешне не отличаются, на восьмой неделе у эмбрионов мужского пола яички начинают секретировать вещества, которые приводят к изменению и исчезновению мюллеровых протоков, и к развитию вольфовых протоков в половые органы мужчины (семявыводящие, семявыбрасывающие протоки и семенные пузырьки). Тестостерон стимулирует развитие мошонки и полового члена. У женщин половая дифференцировка не регулируется гормонами. Мюллеровы протоки оформляются в матку, маточные трубы и внутреннюю часть влагалища. Таким образом, в процессе внутриутробного развития именно андрогены способствуют развитию головного мозга и половых органов по мужскому типу.
Гормональное программирование определят функционирование гипоталамуса и гипофиза в пубертате и после него. У девочек формируется система циклической продукции половых гормонов, у мальчиков, достигнув определенного уровня, уровень гормонов остается постоянным. Действие гормонов в пренатальный период определяет поведение зрелой особи. Критическим периодом в пренатальном периоде является промежуток с 8 по 32 неделю. Половая дифференцировка в это время определяет не только гонады и половые органы, но и мозговые структуры, отвечающие за половое поведение, родительский инстинкт, агрессивность. Нарушения могут быть следствием стресса матери, введения андрогенов, острой асфиксии, приема матерью тестостерона, прогестинов или резерпина.
С рождения до семи лет идет осознание ребенком своей половой принадлежности и возникает любопытство к половым признакам, проблеме появления детей. Девочки в этот период проигрывают материнские роли в играх.
Но важнейшую роль играет мать. Ее отсутствие ведет к формированию агрессивности, импульсивности. Кроме того, известно, что с самого рождения родители по-разному относятся к мальчикам и девочкам. А ведь именно любовь, тепло и внимание к ребенку в этом возрасте ограждает его от множественных проблем в дальнейшем. Правильное представление о своей половой принадлежности формируется к 1,5—2 годам. В 3 года дети начинают проявлять интерес к вопросу «Откуда берутся дети?», к 3—4 годам дети уже дифференцируют людей по внешним признакам: одежде, длине волос, голосу.
Важность этого периода состоит в том, что он является сензитивным для развития полового самосознания, и различные травмирующие обстоятельства могут нарушить ход этого развития на всю дальнейшую жизнь.
Если мы вспомним, 3. Фрейд впервые обратил внимание на существование детской сексуальности и на то, что мать является первым сексуальным объектом и для мальчика, и для девочки. Он же объяснил влияние родителей на формирование сексуальности ребенка. При детских неврозах, таким образом, особенности психосексуального развития напрямую зависят от того, на какой стадии произошла фиксация сексуальных потребностей. Интересные дополнения внес Э. Эриксон. Он обратил внимание на то, что осознание своего тела ведет к формированию различных стратегий поведения у детей разного пола. Объясняется это через введение понятия «модус поведения ребенка». Он выделяет следующие модусы (или направленности): инкорпоративный (формируется в период оральной стадии при кормлении ребенка — когда ребенок любит посредством рта) — включение в свой состав, присоединение. Это сосание материнской груди, и оттого, как мать обеспечивает ребенка теплом и любовью, зависит фиксация этого модуса. Фрустрация этого модуса может привести к смерти. Выделяют 1 и 2 инкорпоративный модусы: 1 — сосание, 2 — сжимание зубов при поглощении. Вторым важнейшим модусом является интрузивный модус — внедрение во что-либо. У особо энергичных малышей, отмечает Э. Эриксон, может проявляться стремление завладеть матерью, прилепиться к материнскому соску, вжаться. При дальнейшем развитии формируются и другие модусы - отпускание и удерживание, связанные с переходом на анальную стадию.
В итоге в процессе отлучения от грудного вскармливания, приучения к туалету и других форм семейного воспитания у большинства мальчиков ведущим становится интрузивный модус, у девочек — инорпоративный и сенсорный.
При любом нарушении в развитии ребенка, фиксации на определенной стадии или травме ведущий модус может смещаться в сторону модусов удержания и отпускания или принятия модуса противоположного пола, что также отмечено Э. Эриксоном. В дальнейшем сформированные модусы влияют на осознание ребенком себя представителем мужского или женского пола, что способствуют принятию гендерных ролей и стереотипов поведения.
Период препубертата (7— 13 лет) характеризуется формированием стереотипа полоролевого поведения — системы представлений и моделей полового поведения для обоих полов.
В это время происходит переход в школу, новое общение, развитие абстрактного мышления, постепенная потеря близкого контакта с родителями и повышение авторитета сверстников. Однако правильное полоролевое поведение родителей в этом возрасте влияет на формирование гендерной идентичности ребенка, как прежде. Например, жесткие, авторитарные отцы, стремящиеся «сформировать из сына мужчину», обычно имеют слабых, податливых, внушаемых и несамостоятельных сыновей. Напротив, у демократичных, но требовательных отцов вырастают ответственные и самостоятельные сыновья. Для девочек же общение с отцом формирует модель общения с противоположным полом. Вот почему так важно, чтобы такой опыт был, хотя бы с дедом, отчимом, дядей и т.д. У требовательных доминантных матерей чаще всего вырастают так называемые «маменькины сынки».
Для примеривания на себя взрослых ролей дети продолжают играть в «семейные игры». По мере взросления дети все большее значение придают коллективу с его гипертрофированными требованиями к мужественности и женственности и в нем происходит формирование сексуального поведения, ролей отца и матери. Значение препубертата заключается в формировании стереотипа мужского и женского поведения, таким образом создается база для последующего общения и адаптации в браке и родительстве.
Следующий период формирования гендерной идентичности — пубертат (с 12 до 18 лет) — время формирования психосексуальных реакций и психосексуальной ориентации, и максимального функционирования эндокринной системы. Он включает стадии формирования платонического, эротического и сексуального либидо.
В это время на основе индивидуальных особенностей и опыта формируется личность, происходит эмансипация от семьи, вырабатывается собственное мировоззрение, социальное сознание, оформляются представления об отцовской и материнской ролях. И если женщины примеряют на себя материнские роли с детства, то мужчины именно в этом возрасте впервые задумываются об отцовстве, чаще всего в связи с возникновением проблем или разговоров о нежелательной беременности, общественным мнением об ответственности за будущее. Однако многое зависит от воспитания, от семейных традиций и позиции матери мальчика-юноши. Ведь именно отношения с собственной матерью на много лет определяют отношение к женщине вообще. Насколько мать подрастающего мужчины принимает его взросление и его самостоятельность, предоставляет ему возможность решать некоторые вопросы самому, принимая ответственность за свои решения, настолько внимательно относится он к своим сексуальным отношениям. Авторитарное поведение матери, пресекающей любые проявления инициативы, может привести к безответственности в отношениях с противоположным полом.
Каждому этапу свойственна фазность. На каждом этапе в первой фазе человек накапливает информацию: на I и II этапах — о существовании полов, о половой роли, на III этапе - об особенностях полового поведения, его внешних проявлениях и сущности. Полученная информация перерабатывается в зависимости от личностных особенностей и среды.
Во второй фазе формируется готовность к реализации сформированных тенденций. Поэтому социальная изоляция, особенно отсутствие общения со сверстниками, может привести к искажению сексуального поведения. Именно на III этапе происходит формирование полового самосознания, формирование представления о ценности ребенка для человека, его отношение к родительству.
В ранней взрослости способность мужчин и женщин к воспроизведению потомства достигает своего пика, и если запас зародышевых клеток женщин ограничен, то мужчины непрерывно производят зародышевые клетки, начиная с пубертатного периода. После достижения половой зрелости большинство мужчин остается фертильными до самой старости (Ильин Е.П., 2002). Однако в современном обществе происходит достаточно четкое разграничение родительской и сексуальной сфер. Достижения современной медицины и науки позволяют не только разграничить эти две сферы жизни взрослого человека, но и позволяют более осмысленно подходить к родительству. В последние десятилетия в развитых странах заметна тенденция рождения детей в более позднем возрасте, что позволяет некоторым ученым (КрайгГ, I 2000) сделать вывод о том, что родительство связано не только с сексуальной потребностью, но и с различными другими, в том числе и с потребностью в продолжении рода, в ученике, в аффилиации, кроме того, существует целый блок социальных потребностей (КрайгГ, 2000). Особенно справедливо это для мужчин, т.к. их период фертиль-ности менее, чем у женщин, ограничен возрастными рамками.
Таким образом, в основе отцовства лежат различные, в том числе и биологически обусловленные потребности, при этом способность иметь детей является, с одной стороны, характеристикой взрослого человека, а с другой, не является достаточным основанием для рождения ребенка, т.к. важнейшее значение здесь приобретает влияние социальных, исторических и культурных факторов, в том числе и социальная стратификация, соотношение психофизиологического и социального статусов личности.
- Глава 1. Проблема изучения отцовства в психологии 10
- Глава 2. Отцовство как психологический феномен: структура, содержание, онтогенез 62
- Глава 3. Функции отца и психологическое развитие ребенка 136
- Глава 4. Психологическая помощь отцу и семье 184
- 249039, Г. Обнинск, ул. Королева, 6.
- Введение
- Глава 1. Проблема изучения отцовства в психологии
- 1.2. Специфика современного отцовства в свете проблемы развития личности
- 1.2.1. История изучения развития личности в психологии
- 1.2.2. Этапы развития личности
- Глава 2. Отцовство как психологический феномен: структура, содержание, онтогенез
- 2.1. Проблема определения отцовства
- 2.2. Филогенетические предпосылки отцовства
- 2.3. Историческая и социокультурная специфика отцовства
- 2.4. Современная картина отцовства
- 2.4.1. Отцовство сквозь призму социального статуса
- 2.4.2. Отцовство как социальная роль
- 2.5. Онтогенез родительских ролей
- 2.5.1. Медико-биологический аспект формирования гендерной роли
- 2.5.2. Социально-психологический аспект формирования отцовства
- 2.6.Специфика отличий мужской и женской модели родительства
- 2.7. Структура отцовства
- 2.7.1. Экспериментальное исследование структуры отцовства
- 2.8. Влияние отцовства на оптимизацию развития личности
- 2.8.1. Экспериментальное исследование влияния отцовства на развитие личности
- Глава 3. Функции отца и психологическое развитие ребенка
- 3.1. Структура семьи: влияние взаимоотношений супругов на развитие ребенка
- 2. Влияние матери
- 3. Средовые факторы
- 4. Фактор ребенка
- 5. Собственно отцовство
- 3.2. Влияние родительских установок и стилей семейного воспитания - на развитие ребенка
- 3.3. Роль отца в личностном, интеллектуальном, нравственном и полоролевом становлении ребенка
- 3.4. Патернальная депривация и ее последствия
- Глава 4. Психологическая помощь отцу и семье
- 4.1. Проблема психологической помощи отцу и ребенку
- 4.2. Содержание психологического консультирования. Проблема диагностики и коррекции проблем отцовства
- 4.3. Организация и методы тренинговой работы с отцами
- Заключение
- Литература