logo
Борисенко Ю

3.1. Структура семьи: влияние взаимоотношений супругов на развитие ребенка

Для того чтобы рассмотреть функции отцовства по отношению к ребенку, необходимо отметить, что отцовство проявляется в основном в семейных взаимоотношениях. И именно в рамках семьи реализуются основные функции отцовства, происходит общение, приводящее к развитию обоих субъектов этого общения — ребенка и отца. В социологии, психологии и других науках о семье по-разному определяют категорию «семья». Это связано с тем, что семья сочетает в себе свой­ства социальной структуры, социальной организации, социального института и малой группы. Она многофункциональна и уникальна своей посреднической ролью между личностью и обществом.

Семья является устойчивой системой взаимоотношений, вы­полняющей определенные функции, т.е. имеет черты социального института. Семья — это форма общности людей, связанных кровным родством и общим бытом, образующих круг взаимной привязанности и ответственности.

Семья как социальный институт, будучи основанной на браке, име­ет юридически правовой статус, который определяется государствен­ным законодательством. В юридическом понимании семьи отражаются признаки, наделяющие ее членов определенными правами и обязан­ностями. С этой точки зрения семья - это круг лиц, связанных правами и обязанностями, вытекающими из брака, родства и принадлежности к семейному союзу. Круг этих лиц (членов семьи) определен различно в отдельных отраслях права (семейном, гражданском, пенсионном и т.д.). Юридически правовой статус не только определяет права и обязанности каждого члена семьи, но позволяет государству защищать семью.

В социологическом смысле семья — это союз лиц, проживающих совместно, объединенных брачными, родственными и иными личны­ми узами, характеризующихся взаимными интересами и заботой друг о друге.

Другое определение семьи — это сложное общественное отноше­ние, в котором проявляются моральные, психические, физиологи­ческие, хозяйственно-бытовые связи между небольшим кругом лиц (членов семьи), создающих общность их жизни и интересов.

В психологическом смысле семью можно определить как систему межличностных взаимодействий, призванных в самом общем смысле, с одной стороны, защищать индивида от манипулятивных воздействий общества, с другой - приспособить его к жизни в этом обществе, дать ; средства для нормального функционирования в нем. Это структура, состоящая из отношений «доминирования—подчинения» (власти), ответственности и эмоциональной близости. Последнее не является необходимым элементом для семьи как для социального института. Причем знак эмоциональной близости не обязательно положительной модальности: отчуждение, ненависть, равнодушие в не меньшей мере определяют психологию и существование семьи, нежели любовь, по­нимание и сочувствие.

Одной из наиболее авторитетных на сегодняшний день являет­ся структурная теория семьи. Структурный подход к семье основан на представлении о том, что семья есть нечто большее, чем индиви­дуальные биопсиходинамические характеристики ее членов. Члены семьи соотносятся в соответствии с определенным устройством, ко­торое управляет их трансакциями. Эти устройства формируют единое целое — структуру семьи.

По мнению известного психолога, специалиста по семейной психо­логии Д. Олсона, а также К. Витакера, А.Я. Варги, А.Б. Орлова, А.В. Чер­никова, семья - это система, обладающая определенной структурой и свойствами, характеризующаяся рядом признаков: взаимозависимостью (влияние членов семьи друг на друга и взаимовлияние подсистем); нон-суммарностью (целое больше суммы составных частей); иерархичностью (соподчиненность подсистем); наличием границ, описывающих отно­шения семьи и окружающей среды; специфичностью внутрисистемных процессов (циркулярные, спиралевидные, прерывистые, непрерывные); динамичностью или способностью развиваться; способностью к самоор­ганизации (источник преобразования системы или ее функций лежит в ней самой); диалектикой гомеостаза и развития.

На основе этих признаков в структуре семьи как системы Д. Олсон выделяет четыре уровня сплоченности семьи, соответствующих четы­рем типам семей:

1. Разобщенный тип (низкая степень сплоченности членов семьи, отношения отчуждения).

2. Разделенный (некоторая эмоциональная дистанцированность членов семьи).

  1. Связанный (эмоциональная близость членов семьи, лояльное во взаимоотношениях).

  2. Запутанный (уровень сплоченности слишком высок, низка степень дифференцированности членов семьи).

Разделенный и связанный уровни сплоченности являются сбалансированными и обеспечивают наиболее оптимальное семейное функционирование, при котором взаимодействие и взаимовлияние между; всеми членами семьи позволяет иметь достаточный уровень свободы - при высоком уровне эмоциональной близости, что существенно и для ребенка, и для родителей.

В этом смысле весьма перспективным представляется рассмотре­ние семьи как системы, в которой каждый элемент взаимосвязан со всеми другими и нормальное функционирование которой невозмож­но без какого-либо ее элемента (Lenzen D., 1991). Таким образом, не только отец и мать влияют на детей, или отношения супружеской пары оказывают влияние на развитие детей, но и отношения в диаде роди­тель — ребенок влияют на стабильность семьи и самочувствие каждого из ее членов. При этом отношения отца и ребенка — не изолированная сфера, эти отношения важны и для функционирования всей семей­ной системы (Lenzen D., 1991). В подтверждение данного положения Barth S. приводит результаты исследования, в котором было выяснено, что дети, воспитывающиеся в неполных семьях, «достраивают» семью в своих фантазиях об отце (Barth S., 2000). Особо интересным пред­ставляется изучение влияния данного феномена на развитие личности самого мужчины-отца.

Структура семьи представляет собой сеть требований и функций (соответствующих видам внутрисемейной деятельности), формиру­ющую способы взаимодействия в семье, а также основанные на них постоянные, поддающиеся предсказанию типы (способы) поведения. Фактически, когда говорят о структуре семьи, имеют в виду те правила, которые существуют в семье, по которым семья функционирует (Ели­заров А.Н., 2005).

В рамках структурной модели можно говорить о системе поддер­жания структуры семьи, которая состоит из двух частей:

1. Генетическая система поддержания структуры семьи основана на генетически заданном ощущении того, что будет правильным, вер­ным применительно к семейной жизни, на установках на семейную жизнь.

Считается, что генетическая система поддержания структуры емьи прежде всего определяет параметры внутрисемейной иерархии. Иерархия (от греч. hieros — священный и агche — власть) — отношения к власти - подчинении, но основанные не на насилии, а на признании авторитета другого. Большинство специалистов полагают, что авто­ритет родителей в семье должен быть всегда выше авторитета детей. С точки зрения М. Мид и В.Н. Дружинина (Дружинин В.Н., 2006), нормальной является ситуация, когда муж в семье обладает несколько большей властью и ответственностью, чем жена. Если этого не проис­ходит, женщине приходится брать на себя мужские функции, для того чтобы семья нормально функционировала, что вызывает у нее чувство дискомфорта, досады по отношению к мужу, мужчинам вообще (Ели­заров А. Н., 2005).

2. Система комплементарных ролей (от англ. complement — до­полнение, комплект). Под «ролью» в данном контексте понимается определенный способ поведения человека в отношениях с другими людьми, сложившийся у него при жизни, наиболее предпочитаемые формы взаимоотношений с другим человеком (Елизаров А.Н., 2005). Если роли взаимодействующих супругов не дополняют друг друга, то их отношения легко могут стать конфликтными, совместная деятель­ность не будет эффективной, совместное пребывание будет вызывать дискомфорт. Таким образом, комплементарные роли — это взаимо­дополняющие модели поведения супругов.

Для анализа взаимодействия членов семьи друг с другом целесо­образно рассматривать семью через понятие «субсистема семьи» - как комплекс подгрупп внутри семьи, объединенных вокруг какой-либо внутрисемейной или семейной задачи и соответствующей ей деятельно­сти. Приставка «суб...» (от лат. sub — под) обозначает здесь включенность некой системы в более широкую систему — семью. В рамках структур­ного подхода и семья рассматривается в свою очередь как часть более широкой социальной системы — общества (Елизаров А.Н., 2005).

Наиболее часто говорят о следующих субсистемах: субсистема супружеской пары, субсистема родителей и субсистема сиблингов (детей — братьев и сестер). При этом один и тот же член семьи в разное время может входить в разные субсистемы семьи.

Субсистема супружеской пары начинает особенно активно фор­мироваться с заключением брака. Время совместной выработки се­мейных правил, распределения ролей имеет большое значение для последующей устойчивости семьи. При возникновении каких-либо разногласий и рассогласовании ожиданий возможно несколько вариантов поведения: от расставания для поиска более подходящего партнера до выстраивания поведения с установкой на согласование и приспособление. Способность это осуществлять связана с опытом, приобретенным в родительской семье. Такой путь в рамках структур­ной модели семьи представляется более предпочтительным, ибо труд­но найти людей, которые с самого начала полностью бы подходили друг другу. Представление о существовании подобного рода ситуаций, по мнению А.Н. Елизарова, — скорее миф, чем реальность. Таким об­разом, основной деятельностью, объединяющей супругов в супруже­скую субсистему на начальных этапах брака, является аккомодация (приспособление) супругов друг к другу, согласование ожиданий отно­сительно близости—отдаленности, распределения домашних обязан­ностей, уровня допустимых контактов.

Субсистема родителей начинает складываться в семье с момента осознанного решения о появлении в ней ребенка. Понятия супругов об отцовстве и материнстве могут быть различными. В интересах ребенка требуется их согласовать. Большое количество супружеских конфликтов так или иначе связано с разногласиями в сфере вос­питания детей. Позитивный опыт согласования и приспособления, построенный в субсистеме супружеской пары до рождения ребенка, помогает разрешать конфликтные ситуации конструктивно. Поэтому нарушение процесса принятия ролей мужа и жены, смешение супру­жеских и родительских ролей, связанное с ранним рождением ребенка (при наличии добрачной беременности), может выступать фактором нестабильности семьи (Олиферович Н.И., 2005).

Семейная иерархия в норме должна основываться на автори­тете родителей, тогда дети не являются равными с родителями. В рамках этой иерархии через родителей дети приобретают умение чувствовать авторитет и учатся сотрудничать в ситуации неравных авторитетов.

Гибкость субсистемы родителей обеспечивает изменение по­ведения родителей в соответствии с потребностями постоянного взросления ребенка. Например, дошкольника родительская субси­стема должна опекать, а у подростка воспитывать самостоятельность и ответственность. Если у родителей не выработалась способность к согласованию и приспособлению в супружеской диаде, то структура семьи меняется с трудом, напряжение между родителями и детьми периодически возрастает, проявляясь в различных конфликтах.

Субсистема сиблингов (детей). Дает возможность ребенку самостоя­тельно изучать отношения сверстников, на опыте непосредственного участия воспитывать способность к согласованию и приспособлению, учиться самостоятельно делать выбор в различных ситуациях, ставить перед собой цели и развиваться самостоятельно.

Границы между подсистемами могут быть четкими, гибкими, ригидными или размытыми. Наиболее предпочтительным вари­антом являются четкие границы (Елизаров А.Н., 2005). Ригидные границы не позволяют изменять поведение и контроль родителей по мере взросления ребенка. Размытые границы могут приводить к смешению ролей, формированию семейных треугольников, когда двое членов семьи объединяются против или в оппозицию к другому, например, родители против ребенка, мать и ребенок в очень близких отношениях против отца, который почти выключен из семейного взаимодействия.

Еще один вид треугольника описан А.Н. Елизаровым (2005), когда мать по мере взросления ребенка видит в нем негативные чер­ты отца, с которым она находится в молчаливом конфликте. Она все более проецирует на ребенка отрицательные черты его отца, вступает с ним в конфликт, будто со своим мужем, что дает выход ее эмоциям и до поры сохраняет семью. Это может приводить к девиантному поведению ребенка, т.к. он таким образом оправдывает ожидания матери.

До определенного момента существования семьи треугольники выполняют в ней полезную функцию, например, поддерживают ба­ланс между близостью и отдаленностью, помогают отрицательным эмоциям у кого-либо из членов семьи не превышать «критической массы», способной разрушить семью. По мере того как треугольники становятся препятствием для развития личности кого-либо из членов семьи, треугольники нуждаются в ликвидации.

В целях понимания внутреннего взаимодействия всех членов семьи рассматривается понятие «функция семьи», которое является важнейшей психологической характеристикой семьи.

Под функцией следует понимать внешнее проявление свойств ка­кого-либо субъекта в данной системе отношений (семье), определен­ные действия по реализации потребностей.

Функции семьи глубоко историчны и тесным образом связа с потребностями общества, потребностями личности в принадлел сти к семейной группе.

Реализация семьей ее функций обнаруживается как результ взаимосвязи семьи и общества, т.е. выполнение семьей функций только для ее членов, но и для общества в целом.

Репродуктивная функция — это естественный биологический прцесс жизни. Эта функция вечна, поскольку имеет природную основ Репродуктивная функция связана с потребностью в физическом вс производстве населения и удовлетворением потребности людей в детях. Проблема выполнения этой функции за последнее время заметно обострилась. Демографы, психологи, социологи отмечают, что потребность в большем количестве детей заметно снизилась.

Воспитательная функция семьи состоит в удовлетворении индиви­дуальных потребностей в отцовстве и материнстве, контактах с детьми, их реализации в детях. По отношению к обществу в ходе выполнения воспитательной функции семья обеспечивает социализацию подрас­тающего поколения, подготовку новых членов общества.

Важнейшей функцией семьи является функция социализации, которая заключается в трансляции опыта, традиций, формировании социальных установок всех членов семьи, побуждающих к тем видам деятельности, которые одобряются и ожидаются обществом и семьей. Несмотря на относительную изменчивость совокупности функ­ций, социальное воспроизводство (репродуктивная функция), соци­ализация членов семейной группы (воспитательная функция) на всех жизненных этапах сохраняются в качестве некой константы.

Кроме того, можно выделить хозяйственно-бытовую функцию семьи, заключающуюся в удовлетворении потребностей членов семьи (в пище, крове, одежде и т.д.), в охранении их здоровья. В ходе выпол­нения этой функции обеспечивается восстановление затраченных в труде физических сил. Эта функция решает задачу перераспределения доходов внутри семьи, организации оптимального потребительского поведения самообслуживания.

Экономическая функция зависит от характера потребностей, цен­ностных ориентации, сочетания общественных и личных интересов членов семьи. В условиях экономических проблем семья обеспечивает опору для социально уязвимых групп населения — детей, инвалидов, пенсионеров, беженцев, безработных. Кроме того, семья гарантирует получение определенного уровня образования, которое все в большей епени (дошкольное и внешкольное) становится платным.

Все более важное значение принимает эмоциональная функция семьи — удовлетворение ее членами потребностей в симпатии, ува­жении, признании, эмоциональной поддержке, психологической защите. Данная функция обеспечивает эмоциональную стабилизацию членов общества, активно содействует сохранению их психологиче­ского здоровья.

Функция духовного (культурного) общения - удовлетворение потребностей в совместном проведении досуга, взаимном духовном обогащении; играет значительную роль в духовном развитии членов общества.

Функция первичного социального контроля — обеспечение выпол­нения социальных норм членами семьи, в особенности теми, кто в силу различных обстоятельств (возраст, заболевание и т.п.) не облада­ют в достаточной степени способностью самостоятельно строить свое поведение в полном соответствии с социальными нормами. Одним из важнейших моментов этой функции является участие отца в жизни семьи, его контроль. М. Мид полагает, что с антропологической точки зрения семья является нормальной, когда ответственность за семью как целое несет отец. Все остальные типы семей, где это правило не выполняется, можно считать аномальными.

Сексуально-эротическая функция — это удовлетворение сек­суально-эротических потребностей супругов. С точки зрения обще­ства важно, что семья при этом осуществляет регулирование сексуаль­но-эротического поведения членов семьи, обеспечивая биологическое воспроизведение общества. Таким образом, общество осуществляет контроль за нравственной стороной интимных отношений супругов.

Психотерапевтическая функция семьи - одна из новых функций современной семьи, с которой связывают удовлетворенность браком (Мартынова Т.Н., 2000). В самом общем виде эта функция реализуется в способности создавать психологический комфорт в семье.

Выделяют две стороны психотерапевтической функции: «поглажи­вающую» — подобно детям, нуждающимся в ласке и уходе со стороны родителей, каждый из супругов нуждается в психологической, эмо­циональной ласке и уходе со стороны другого; «резонаторную» — спо­собность супруга вдохновлять другого, помогать ему оценивать свои позиции. Качественно изменилась и функция первичного контроля.

Повысился уровень терпимости к нарушениям норм в сфере брачно-семейных отношений (внебрачным рождениям, изменам и т.п.). Развод перестал рассматриваться как наказание за непристойное поведение в семье.

В современной семье значительно возросла роль таких функций, как духовного (культурного) общения и сексуально-эротическая. Брак все более рассматривается как союз, основанный на эмоциональных связях, а не на хозяйственно-материальных (Мартынова Т.Н., 2000).

Вслед за пониманием и признанием роли семьи в обществе при­шло понимание того, что в современных условиях семья во многом не справляется со своими социальными функциями.

Нарушение функций семьи - это такие особенности ее жизнедея­тельности, которые затрудняют или препятствуют выполнению семьей ее функций. Этому может способствовать целый ряд факторов, в част­ности особенности личности ее членов, взаимоотношений между ними, определенные условия жизни семьи. Например, причинами нарушений воспитательной функции семьи могут выступать и отсутствие у роди­телей соответствующих знаний и навыков, и расстройства отношений между ними (конфликты по вопросам воспитания, вмешательство со стороны других, затрудняющее воспитание и др.).

Основные направления исследования отцовства внутри семьи в связи с новыми социальными реалиями общества отражают области, выделенные J.A Levine и E.W. Pitt (J.A Levine и E.W. Pitt., 1995), допол­ненные вниманием к изучению взаимодействия отцов с ребенком вну­три и вне дома. Эти области могут быть категоризированы следующим образом: а) установление юридического отцовства; б) присутствие непостоянно проживающих отцов в противовес их отсутствию; в) эко­номическая поддержка отцами детей, не живущих с ними в одном домохозяйстве, и г) уровень вовлеченности отцов, живущих вместе с детьми.

Юридическое объявление мужчины отцом - непременное усло­вие ответственного отцовства. Юридически зарегистрированное отцовство дает ребенку разнообразные экономические, социальные и психологические преимущества и в некоторой степени является средством защиты прав отца. К сожалению, существует двойственное отношение матери и отца к установлению отцовства. Молодые отцы иногда чувствуют себя обманутыми матерью, и мать может стараться или защитить отца, или не желать связывать себя с ним в будущем.

Расширенная семья с обеих сторон может иметь смешанное отноше­ние к юридическому отцовству и вовлеченности отца.

После установления отцовства главное в отцовстве - присутствие в жизни ребенка. Две основных угрозы присутствию отцов — внебрач­ное рождение ребенка и развод. Почти в 100% случаев дети, рожденные вне брака, проживают с их матерями. Если отцы не живут с матерью и ребенком, их присутствие в жизни ребенка является часто малым, и даже когда оно активно какое-то время, имеет тенденцию нарушаться в течение долгого времени. R.I.Lerman (R.I.Lerman., 1993) обнаружил, что три четверти молодых отцов не проживают с детьми с рождения и никогда не жили в одном домохозяйстве с ними. Приблизительно 50% этих отцов посещали ребенка один раз в неделю, но приблизительно 20% никогда не посещали или посещали один раз в год. С течением вре­мени контакт уменьшался, поскольку дети становились старше. То есть оказывается, что существуют личные, культурные барьеры, барьеры от­ношений, а также юридические барьеры, которые мешают присутствию отца в жизни детей, с которыми он не живет в одном домохозяйстве.

Однако, с другой стороны, эта социальная детерминированность означает, что отцовство может измениться в ответ на изменения куль­турных, экономических, институциональных и межличностных влия­ний, в том числе создания различных социальных программ, психоло­гического просвещения и педагогической пропаганды ответственного отцовства в обществе.

И именно ввиду социальной детерминированности отцовства данный феномен невозможно рассматривать в отрыве от семейной и социальной ситуаций. В контексте семьи на взаимоотношения отца и ребенка оказывают влияние множественные факторы, среди которых мы, вслед за W.J Doherty (W.J Doherty., 1993), на первый план вы­двигаем индивидуальные факторы отца, матери и ребенка, факторы отношений матери и отца и влияния окружающей среды. В пределах каждой из этих пяти областей можно выделить множество определен­ных факторов, влияние которых подтверждается исследованиями.

В связи с этим представляется целесообразным более глубокое изучение взаимосвязи факторов, влияющих на специфику отцовства. Анализ исследований позволил предположить, что на то, каким об­разом формируются и проявляются три блока в структуре отцовства — ценностно-смысловой, операциональный и потребностно-мотивационный — влияют, по меньшей мере, четыре генерализированных фактора: отношения и ожидания матери по отношению к отцу своег ребенка, формируемые в том числе и средовыми влияниями; специфика взаимоотношений матери с отцом (в том числе брачный статус, личные взаимоотношения, конфликты супружеской диады, разве немаловажную роль играет фактор ребенка — его отношения и ожидания по отношению к отцу, формируемые в данной социальной сред а также особенности его развития, такие, как различные отклонения в развитии, проблемы со здоровьем, девиации в поведении. Все эти факторы взаимодетерминированы и включены в широкий социаль­ный контекст данной культуры и общества. Все выделенные влияния справедливы и в отношении матерей, однако некоторые являются специфическими для отцов.

Поскольку чаще всего проблемы детско-родительских отношений освещаются в контексте материнского воспитания и отношения и они достаточно изучены, мы в своем анализе полагаем возможным акцентироваться именно на факторах, специфических для отцов. Мы предлагаем модель социальных влияний на отцовство. В ней нас ин­тересуют в первую очередь факторы, влияющие на отцовско-детские отношения, эта диада является центральной в нашей схеме факторов, влияющих на проявления отцовства (рис, 4). Следует отметить, что отец присутствует в жизни ребенка через экономическую поддержку, вовлеченность и юридическое признание ребенка (для детей, рож­денных вне брака). Схема также косвенно указывает на возможность влияния отца на ребенка через поддержку матери, однако нас интере­сует прямое взаимодействие отца и ребенка. И хотя влияния, изобра­женные в модели, могут также рассматриваться как влияния на самого отца непосредственно, мы полагаем, что они опосредованно влияют на отношения отца и ребенка.

Факторы в модели рассматриваются как диалоговые (БорисенкоЮ.В., 2006). Например, высокая идентификация роли, хорошая занятость и высокий доход могут возместить отрицательные ожидания матери. Точно так же, как не проживая с детьми, можно присутство­вать в их жизни и поддерживать их мать. Подробное рассмотрение выделенных факторов показывает, каким образом каждый из них определяет специфику отцовства.

  1. Взаимоотношения родителей (отношения в супружеской диаде)

Множество исследований показало, что качество отношений отца и ребенка вне брака и в браке коррелирует с качеством отношений супругов больше, чем в случае мать—ребенок. Отцы имеют тенденцию уходить из жизни ребенка, когда они не проживают с матерью, тогда как для матерей подобное — редкость. Объяснений данному феномену существует несколько: например, F.S Furstenberg и A.J Cherlinberg F.S., Cherlin A.J., 1991) утверждают, что для многих мужчин брак и статус родителя - коммерческая сделка. С другой стороны, в обще­ственном мнении, если женщина - мать, то в этом вся ее жизнь, но мужчина является отцом, если имеет жену. Известно, что, если он имеет жену, но не проживает с ней, он может присутствовать как отец в жизни детей, но качество его отношений с ними чаще всего ухудшается.

Рис. 3. Факторы, влияющие на развитие взаимоотношений в диаде отец-ребенок

Таким образом, отцовство сильнее зависит от супружеских отно­шений более переменчивы и размыты, и, следовательно, снисходительны, чем для матерей.

Важнейшей детерминантой отношений отца и матери, как пс казали исследования (Doherty W.J., 1993), является оформление брака т.к. это вносит определенную ответственность в отношения между партнерами. Для отцовско-детских отношений это означает, что отец живет с ребенком и имеет хорошие отношения с его матерью.

Тогда можно было бы утверждать, что быть официально женатыми не важно, потому что сожительствующие пары могут иметь качественно те же самые отношения. Хотя, в принципе, это верно, исследования относительно сожительства ясно указывают, что сожительство — временная договоренность большинства гетеросексуальных пар, и они в конечном счете или женятся, или расходятся (Bumpass и др., 1991).

Немаловажными факторами стабильности брака, по мнению Н.И. Олифирович (Олифирович Н.И. и др., 2005), являются:

Согласно концепции оценки и прогнозирования брачного союза ГС. Васильченко и Ю.А. Решетняк (Васильченко Г.С., 1977), в струк­туру общего брачного потенциала входят физический, материальный, культурный, сексуальный и психологический факторы.

Физический фактор проявляется в том, что независимо от пола человек имеет безотчетную симпатию к одному человеку или анти­патию к другому. В него включаются физический облик (особенно лицо и фигура), тембр голоса, манера поведения, речь, мимика, манера одеваться, запах.

Материальный фактор определяется вкладом партнера в материальный статус семьи и соответствием этого вклада ожиданиям партнера. Культурный фактор связан с соотнесением культурных и интеллектуальных запросов и ценностей супругов. Он может меняться втечение жизни.

Сексуальный фактор определяется соответствием программы интимной близости каждого из супругов их сексуальным ожиданиям.

( Он зависит от здоровья супругов, изменения сексуальности в течение жизни, соотношения мужской и женской сексуальности, сексуальной культуры каждого из супругов.

Психологический фактор — соотношение личностных особенно­стей обоих супругов, их характеров, ролевых притязаний, ценностных ориентаций.

Взаимодействие этих факторов определяет потенциал брака. Если они единонаправлены, то они способствуют сохранению союза, тогда потенциал положительный. Соответственно, в такой семье возможны все условия для формирования отцовских чувств, гармоничные отношения между супругами благоприятно влияют на отношения отца и ребенка.

С одной стороны, супружеские отношения, особенно при на­личии детей, могут создать атмосферу психологической общности, доверия и понимания, в которых так нуждается человек. По данным И.С. Кона (Кон И.С, 1989), женатые люди в среднем чувствуют себя счастливее и увереннее, чем холостяки, а также имеющие детей - чем бездетные. Сочетание физической и эмоциональной близости позво­ляет достичь гармонии и в сексуальной сфере. Супружеская пара как личность имеет свою духовную, психофизиологическую индивидуаль­ность. Длительное проживание вместе позволяет супружеской паре синхронизировать физиологические процессы.

В семейной жизни партнер - уже не просто объект сексуального желания, а участник определенного эмоционального переживания, однако любовные ориентации далеко не одинаковы. Выделяют шесть стилей любви:

• мания — любовь-одержимость, иррациональная, неуверенная, зависимая от объекта;

• агапе — бескорыстная любовь-самоотдача, самоотречение. У мужчин более преобладают эротические и людические компоненты, у женщин - прагматические, строгические и маниакальные.

Поданным С.И. Голода (Голод С.И., 1990), сексуальная гармония занимает третье место после психологической и духовной совместимости супругов на адаптационной шкале устойчивости брака. Среди пар, удовлетворенных браком, сексуально совместимыми оказалис практически все, среди неудовлетворенных - 63%.

Важное значение имеет совпадение психологической моделей поведения супругов. Существует несколько классификаций моделей поведения супругов. Например, по классификации С.С. Либиха выделяются следующие типы для мужчин:

  1. «Мужчина-отец» — человек, имеющий потребность, чтобы жен­щина преклонялась перед ним, была «второй скрипкой», слабее его физически, возможно, младше, неопытнее.

  2. «Мужчина-мужчина» - делится на два типа: активный и агрес­сивный и пассивный, нуждающийся в агрессивности женщины. Пер­вый тип хорошо физически развит, напористый, грубоватый, может причинять женщине боль. Второй тип считает себя недостойным жен­щины, боготворит ее, предпочитает агрессивных женщин.

  3. «Мужчина-сын» - молод, инфантилен, физически слаб, хочет, чтобы его «пожалели», капризен, жеманен, ждет от женщины актив­ности и опеки.

Женщины условно подразделяются на следующие типы:

  1. «Женщина-мать» - старается «спасти», поддержать, воспитать. Может идти на сближение с алкоголиками, психопатами, неудачни­ками. Для нее привлекательными факторами могут быть непрактич­ность, болезненность, отсутствие красоты.

  2. «Женщина-женщина» — выделяется два типа: пассивный и ак­тивный. Женщины пассивного типа склонны к самопожертвованию, покорности, перенимают тактику мужчины в половой жизни, но от­рицательно реагирует на его слабость, пассивность. Женщина второго типа активна в выборе партнера, в ласках, может подчеркивать неуме­ние мужчины, причинять боль.

  3. «Женщина-дочь» - обычно моложе мужчины, ей скучно со сверстниками, могут нравиться признаки старения (морщины).

Сопоставляя данные типы, можно сказать, что сочетание неко­торых из них может быть гармоничным («мужчина-отец» и «женщи­на-дочь», «мужчина-сын» и «женщина-мать» «мужчина-мужчина» и «женщина-женщина») или представлять собой определенную дисгар­монию в сексуальных ожиданиях.

Кроме того, комбинация разных типов личности, когда направленность личности супругов не совпадает, может привести к различ­ным супружеским конфликтам, которые в свою очередь отражаются на отношении с детьми. Например:

— супруг, ориентированный на равноправие, ожидает равных прав и обязанностей;

- романтический партнер ожидает душевного согласия, обилия романтических символов;

- рациональный подавляет эмоции, может ошибаться в оценке чувств супруга;

- товарищеский принимает тяготы повседневной жизни нор­мально, не склонен к романтике, хочет разделить жизнь с другим;

— независимый сохраняет в браке дистанцию, стремится избегать интимности, настаивает на уважении к его требованиям.

Таким образом, на то, как будет функционировать семья, влияет наличие или отсутствие каких-либо дисгармоний во взаимоотношени­ях супругов. Можно выделить следующие виды дисгармоний:

  1. Расстройства, формирующиеся после запоздалого пробуж­дения сексуальности женщины. Это может происходить, когда пик сексуальности женщины приходится на спад сексуальной активно­сти мужчины.

  1. Рассогласование в потребности в половом удовлетворении.

  2. Расстройства, связанные с завышенными требованиями жен­щины. Г.С. Васильченко (Васильченко Г.С., 1977) полагает, что многое зависит от внешнего облика женщины: наиболее удачные браки скла­дываются у женщин со средними и низкими показателями, т.к. у них нет завышенных требований к мужчине (принцу). Чем красивее жен­щина, тем выше ее требования к брачному партнеру и, соответственно, предпосылки для разочарования.

  1. Формальный стиль общения в браке, когда супруги скрывают свои переживания друг от друга, что приводит и к отсутствию эмоционального контакта с ребенком тоже.

  2. «Соперничество» преобладает в парах первые шесть лет супружества. Характерны частые ссоры и длительные выяснения отношений. Тематика споров: распределение обязанностей, отношения с родственниками. Каждый из партнеров стремится заставить другого поступить по-своему.

6. «Псевдосотрудничество» характеризует внешнее согласие, от­сутствие конфликтов, но бывают вспышки раздражения одного из супругов, которые гасятся определенным поведением другого. При­чиной может быть то, что один из партнеров не разделяет стремлений другого к профессиональному, социальному росту, т.к. это препят­ствует его лидерству; потребность одного из супругов в поддержании собственного идеализированного образа сталкивается со стремлени­ем другого главенствовать и одновременно быть опекаемым; один супруг ожидает от другого достижений, а второй боится действовать из-за страха перед неудачей; треугольники, когда один из партнеров имеет двух партнеров — в браке и вне его, при этом брачный партнер чаще всего обеспечивает материальное положение; конфликт из-за жестких правил общения в паре, когда один из супругов имеет власть (обычно больной неврозом), а второй стремится соответствовать его эталонам.

  1. «Изоляция». Для таких отношений характерно эмоциональное отчуждение, непосвященность супругов во внутреннюю жизнь друг друга. Чаще всего такой тип имеется с момента образования семьи, но может переходить из псевдосотрудничества или при проживании с деспотичными родственниками, либо в парах, основанных на ав­торитарности одного из супругов (чаще мужчины) из-за страха перед насилием.

  2. Нарушение сознательного или несознательного супружеского соглашения в семьях, где ожидания супругов слишком различны.

  3. Проекция неудовлетворенных в детстве желаний. При этом вы­бирается такой партнер, который позволит вернуться в детские пере­живания. Но конфликтная ситуация развивается, а детские проблемы остаются нерешенными. При нарциссической фиксации супруги стре­мятся слиться воедино, нарушаются границы личности; при оральной фиксации один из супругов перетягивает всю заботу на себя; при анальной — один из супругов подчиняет себе другого, при генитальной - жесткие ригидные роли мужчины и женщины.

  1. Повторение родительской модели поведения в семье. Ребе­нок перенимает модель поведения родителя своего пола, что позво­ляет выстраивать отношения в семье. Однако, если поведение было неконструктивным или привело к разводу, перенятие такой модели опасно.

  2. Перенятие модели брата или сестры. Согласно Томану, на стабильность брака влияет то, какое положение каждый из супругов занимал среди братьев и сестер. Легче всего сотрудничество дости­гается в комплементарных браках. Комплементарный брак — это такой союз, в котором каждый из супругов занимает положение, какое он имел по отношению к своим братьям и сестрам. Например, муж — старший брат двух сестер, он знает, как общаться с девочками, чувствует заботу о них. Если жена имела старшего брата, они легко приспособятся к совместному сотрудничеству. В некомплементар­ном браке двое старших в материнской семье детей будут иметь сложности с борьбой за лидерство, двое младших — с ответственностью. Частично комплементарные браки, когда один или оба супруга име­ли и старшего, и младшего сиблингов в материнской семье, характе­ризуются гибкостью позиций супругов. Единственные дети в семье скорее перенимают родительскую позицию, им легче, если супруг был старшим в семье.

12. Кризисные ситуации брака. Брачные отношения, как любые другие, характеризуются динамикой, развиваются супруги и меня­ются их отношения. С. Кратохвил выделяет несколько нормативных кризисов семьи: первый год супружеской жизни — принятие ролей и обязательств супругов; вторая кризисная ситуация — третий—седь­мой годы брака — ослабление романтических отношений, ситуации, в которых проявляются различия взглядов супругов, частые столкно­вения, ощущения обманутости. Третья кризисная ситуация (17-25 год совместной жизни) — менее глубокий кризис, связан с появлением эмоциональной неустойчивости, страхов, одиночества, связанного с уходом детей, переживания по поводу старения. Н.И. Олифирович (Олифирович Н.И. и др., 2005) и соавторы выделяют кризис первого года, кризис появления первого ребенка, кризис поступления ребенка в школу, подростковый период ребенка, уход ребенка из дома, смерть одного из супругов.

Итак, основной внутрисемейной детерминантой ответственного отцовства является поддерживающий совместный брак.