5.Американский соц. Прагматизм и символический интеракционизм.
В 19в. американские университеты реформируются по модели Германии. Прагматизм — направление идеалистической философии, которое имеет своей главной целью не нахождение абстрактной истины при изучении философских вопросов, а выработку арсенала конкретных средств, которые помогут людям решать их конкретные жизненные задачи на практике (разрешать "проблематические ситуации"). Основателями прагматизма считаются американские философы Ч. Пирс и У. Джеймс. Но особый вклад в дальнейшую разработку их учения, в становление и развитие современного прагматизма внес Джон Дьюи (1859 — 1952). Родоначальник прагматизма — американский ученый и философ Чарльз Сандерс Пирс (1839 — 1914). Основоположения прагматизма Пирс выработал к началу 70-х гг. XIX в. Они были изложены им в двух статьях: «Закрепление верования» и «Как сделать наши идеи ясными», опубликованных в конце 1877 начале 1878 г. Сначала эти статьи остались незамеченными.
Прагматизм служил инструментом в религии. («Мы верим, не подвергаем сомнению веру в бога».) Пирс это не принимал. «Прагматизм есть метод познания, с помощью которого мы определяем мысленные последствия наших действий» Пирс. Джеймс разворачивал прагматизм в сторону человека, а Пирс в сторону истины (есть метод!). « Мы постигаем мир с помощью знаков» Пирс. Семиотика-наука о знаках. Есть объект, знак и есть мысль. Слова, символы, шум, звуки все это влияет на процесс мышления.
Согласно Пирсу, прагматизм представляет собой учение о том, что каждое понятие выступает в качестве понятия о мыслимых и практических последствиях.
Символический интеракционизм - направление, обратившееся к целостному человеческому «Я» и его личностному самоопределению в микросоциальном окружении. Суть в том, что поведение человека рассматривается в социально-ориентированной позиции как внешнее проявление внутреннего мира в практической жизни. Представители этого напрвления в социологии это Ч. Кули, В. Джеймс, Дж.Г.Мид, М. Кун,Г. Блумер, Дж. Хоманс А. Роуз, Г. Стоун, А. Стросс. Символический интеракционизм в своих теоретических построениях делает главный акцент на лингвистическую или предметную сторону коммуникации, особенно на роль языка в формировании сознания, человеческого Я и общества.
Создателем теории символического интеракционизма является американский ученый Джордж Герберт Мид (1863—1931). Характерными чертами символического интеракционизма, отличающими его от большинства направлений социологии и социальной психологии, стали, во-первых, его стремление исходить при объяснении поведения не из индивидуальных влечений, потребностей, интересов, а из общества (понимаемого как совокупность меж индивидуальных взаимодействий) и, во-вторых, попытка рассматривать все многообразные связи человека с вещами, природой, другими людьми, группами людей и обществом в целом как связи, опосредованные символами. При этом особое значение придается языковой символике. В основе символического интеракционизма лежит представление о социальной деятельности как совокупности социальных ролей, которая фиксируется в системе языковых и других символов.
Согласно концепции символического интеракционизма в изложении Герберта Блумера (1900—1987), люди действуют по отношению к объектам, ориентируясь прежде всего на значения, которые придают этим объектам, а не на их субстанциональную природу.
Также сами символы рождаются в процессе взаимодействия людей и только так. Человек всегда смотрится в зеркало в качестве которого выступают люди. И 2-ое в процессе действия постоянно интерпретируются, объясняя значения символов. Этот процесс и создает индивид. человека. Процесс интерпретации также служит основой взаимодействия. Следуя терминологии М. Вебера, развивавшего ранее во многом сходные идеи, некоторые социологи называют символический интеракционизм «теорией действия». Другие именуют его «ролевой теорией».
Представители символического интеракционизма подчеркивают, что люди — социальные существа. Однако в отличие от муравьев, пчел, термитов и других насекомых, ведущих общественный образ жизни, мы практически не обладаем врожденными моделями поведения, которые связывали бы нас друг с другом.
Следуя традиции Дж.Г.Мида, представители символического интеракционизма утверждают, что мы совершаем действия, сообразуясь с значением, которое в них вкладываем. Значение не есть нечто, изначально присущее вещам, это свойство, которое проистекает из взаимодействия людей в их повседневной жизни (Блумер).
- 2.Социальное действие и проблема рациональности в социологии м.Вебера.
- 3. Идеальный тип как логическая конструкция в социологии м.Вебера.
- 5.Американский соц. Прагматизм и символический интеракционизм.
- 6. Философия прагматизма Джеймса и Дьюи.
- 10. Герберт Блумер: символы и коллективное поведение
- Круговая реакция
- 12. «Социальная драматургия» Ирвинга Гофмана
- 13. Чикагская школа: практически-прикладной характер деятельности.
- 1.А.Смолл, у.Томсон и Знаменский
- 2.Р.Парк,-гл.Проблема социологии- изучения контроля коллективного поведения.
- 3.У. Огборн-один из создателей социологии науки и социологии техники.
- 14. Исследование Уильяма Томаса и Флориана Знанецкого..
- 15: Город, семья и преступность в работах Эрнста Бёрджеса.
- Вопрос 16: Феноменологическая философия э. Гуссерля
- Вопрос 17: а.Шюц и социологизация феноменологии.
- 18: Питер Бергер и Томас Лукман о социальном конструировании реальности.
- 19: Франкфуртская школа
- 1)Изображение позднего капитализма и социализма как разновидности единого современного индустриального общества.
- 2)Отрицание революционной роли пролетариата.
- 4)Критика тоталитаризма и авторитарной личности.
- 20: М.Хоркхайнер и т.Адорно о «диалектике Просвещения»
- 21: Теория авторитарной личности
- 22. Этнометодология о методах организации и изучения повседневной деятельности.
- 23. Теория коммуникативного действия ю. Хабермаса. Типология действия и типы рациональности .
- 24. Социология знания к. Мангейма
- 25. Функционализм в британской социальной антропологии ( Малиновский, Рэдклиф-Браун)
- 1)Внешние факторы , не входящие в состав культуры, но определяющие ее: биологические потребности, географическая среда, человеческое окружение, расса, история.
- 2)Наиболее типичные ситуации в рамках цикла жизни человека.
- 3)Функциональные аспекты культуры :
- 27. Теория социальной системы т. Парсонса
- 28. Мертон и структурный функционализм.
- 32. Социологическая концепция Чарльза Райта Миллса
- 33. Конфликтный функционализм Льюиса Козер
- 2. Чем больше эимоций вызывает конфликт, тем он острее
- 4. Чем в большей мере группы конфликтуют из-за нереалистичных спорных вопросов (ложных интересов), тем острее конфликт
- 6. Чем больше конфликт в группе связан с наиболее существенными ценностями и проблемами, тем он острее
- 34. Ральф Дарендорф о сотрудничестве и конфликте в жизни общества.
- 35. Этапы развития конфликта. Виды социальных изменений и проблема регулирования конфликта (по р.Дарендорфу).
- 36. Социологические концепции Раймона Арона.
- 37. Дэниел Белл о «конце идеологий»
- 38. Характеристика постиндустриального общества Алена Турена
- 39. Теории постиндустриального общества и постмодернизм.
- 40. «Мир-системный анализ» в исторических и социологических исследованиях (ф. Бродель, и. Уоллерстайн)
- 41. Французский структурализм
- 42 Структурная антропология Клода Леви-Стросса.
- 43. «Генетический структурализм» Люсьена Гольдмана.
- 44. Постструктурализм Мишеля Фуко.
- 45. Жак Деррида о конце модернизма
- 46. «Общество риска» у. Бека. «Риск» и «доверие» в жизни общества.
- 47. «Шизоанализ» Жиля Делёза и Феликса Гваттари.
- 48. Симуляция и симулякр в жизни общества(Жан Бодрийяр)
- 49. Социология Пьера Бурдье.
- 50. Социологическая концепция э.Гидденса (по работе «9 тезисов о будущем социологии»)
- 52. Современное состояние социологии в России