15: Город, семья и преступность в работах Эрнста Бёрджеса.
Берджес был представителем Чикагской школы.
Город в концепциях чикагских социологов трактовался как стихийно развивающийся организм. Развитие города, по мнению Р. Парка, выглядит следующим образом: рост населения и интенсивная миграция (от лат. migratio — переселение) приводят в соприкосновение на одной территории большие массы людей, что усиливает конкуренцию между ними. Рассматривая миграцию как коллективное поведение, Р. Парк считает, что она образует экологический порядок. Надстраивающиеся над ним экономический, политический и культурный порядок представляют собой в совокупности "организацию контроля" посредством экономических законов, права, нравов. Таким образом, конкуренция, начавшаяся как борьба за выживание, завершается как ассимиляция (от лат. assimilatio — уподобление, сходство), которая приводит к формированию социальных институтов, регулирующих отношения субъектов и обеспечивающих оптимальную" соревновательную кооперацию" и "согласие" в городской общности!
Э. Берджесс также считал миграцию ключевым процессом, стимулирующим городской рост и изменение городской среды. Городская общность рассматривалась им в виде сложной мозаики различных социальных групп, каждая из которых претендовала на определенную территорию. Э. Берджесс представлял социально — пространственную организацию города в виде четырёх концентрических зон (переходной, промышленной, жилой и пригородной), расположенных, подобно кольцам, вокруг городского ядра — центрального делового района. Зоны различались по типу застройки, экономическим функциям, социальному и профессиональному составу населения.
В 1925 г. Берджесс опубликовал свою классическую работу - «Рост города: введение в исследовательский проект», где впервые развил идею концентрических зон в Чикаго.
Берджес также активно занимался исследованием семьи, молодежи и преступности.
Основные идеи Берджесса по социологии семьи изложены в статье «Семья как единство взаимодействующих личностей» (1926) и лежат в русле интеракционистского подхода к изучению семьи.
В теоретическом же плане, пожалуй, наибольший интерес представляет работа Берджесса (в соавторстве с Г. Локком) «Семья» (1945). Семья, утверждают авторы, - «единство взаимодействующих личностей», та среда, в которой отдельный индивид становится личностью. Это «единство» отражает как состояние социальной организации, так и степень дезорганизации общества в целом, следовательно, является и источником его «реорганизации». Исходным пунктом личностной дезорганизации, проявления которой Берджесс исследовал, в частности в социологической криминологии, он считал семью - отношения детей и родителей. «Социальные образцы», приобретаемые в процессе социализации в семье и не реализующиеся, не находящие применения за ее пределами, - основная причина психологического конфликта (личностной дезорганизации), обусловливающая девиантное поведение.
В «Семье» Берджесс в некотором смысле повторяет уже освоенный прием. Отмечая роль внутренних импульсов в мотивации поведения, он придает им функциональное значение и классифицирует в соответствии со схемой «четырех желаний»; однако в самом поведенческом акте роль желаний, результаты их функционирования Берджесс описывает, используя фрейдистские понятия «сублимации», «доминирования» и «разочарования». «Семейная психодрама», эмоциональное взаимодействие внутри семьи - это общая картина, итог взаимодействия таких «психогенных» процессов, как идентификация, дифференциация, проекция, самовыражение, покровительство, сдерживание н компенсация.
- 2.Социальное действие и проблема рациональности в социологии м.Вебера.
- 3. Идеальный тип как логическая конструкция в социологии м.Вебера.
- 5.Американский соц. Прагматизм и символический интеракционизм.
- 6. Философия прагматизма Джеймса и Дьюи.
- 10. Герберт Блумер: символы и коллективное поведение
- Круговая реакция
- 12. «Социальная драматургия» Ирвинга Гофмана
- 13. Чикагская школа: практически-прикладной характер деятельности.
- 1.А.Смолл, у.Томсон и Знаменский
- 2.Р.Парк,-гл.Проблема социологии- изучения контроля коллективного поведения.
- 3.У. Огборн-один из создателей социологии науки и социологии техники.
- 14. Исследование Уильяма Томаса и Флориана Знанецкого..
- 15: Город, семья и преступность в работах Эрнста Бёрджеса.
- Вопрос 16: Феноменологическая философия э. Гуссерля
- Вопрос 17: а.Шюц и социологизация феноменологии.
- 18: Питер Бергер и Томас Лукман о социальном конструировании реальности.
- 19: Франкфуртская школа
- 1)Изображение позднего капитализма и социализма как разновидности единого современного индустриального общества.
- 2)Отрицание революционной роли пролетариата.
- 4)Критика тоталитаризма и авторитарной личности.
- 20: М.Хоркхайнер и т.Адорно о «диалектике Просвещения»
- 21: Теория авторитарной личности
- 22. Этнометодология о методах организации и изучения повседневной деятельности.
- 23. Теория коммуникативного действия ю. Хабермаса. Типология действия и типы рациональности .
- 24. Социология знания к. Мангейма
- 25. Функционализм в британской социальной антропологии ( Малиновский, Рэдклиф-Браун)
- 1)Внешние факторы , не входящие в состав культуры, но определяющие ее: биологические потребности, географическая среда, человеческое окружение, расса, история.
- 2)Наиболее типичные ситуации в рамках цикла жизни человека.
- 3)Функциональные аспекты культуры :
- 27. Теория социальной системы т. Парсонса
- 28. Мертон и структурный функционализм.
- 32. Социологическая концепция Чарльза Райта Миллса
- 33. Конфликтный функционализм Льюиса Козер
- 2. Чем больше эимоций вызывает конфликт, тем он острее
- 4. Чем в большей мере группы конфликтуют из-за нереалистичных спорных вопросов (ложных интересов), тем острее конфликт
- 6. Чем больше конфликт в группе связан с наиболее существенными ценностями и проблемами, тем он острее
- 34. Ральф Дарендорф о сотрудничестве и конфликте в жизни общества.
- 35. Этапы развития конфликта. Виды социальных изменений и проблема регулирования конфликта (по р.Дарендорфу).
- 36. Социологические концепции Раймона Арона.
- 37. Дэниел Белл о «конце идеологий»
- 38. Характеристика постиндустриального общества Алена Турена
- 39. Теории постиндустриального общества и постмодернизм.
- 40. «Мир-системный анализ» в исторических и социологических исследованиях (ф. Бродель, и. Уоллерстайн)
- 41. Французский структурализм
- 42 Структурная антропология Клода Леви-Стросса.
- 43. «Генетический структурализм» Люсьена Гольдмана.
- 44. Постструктурализм Мишеля Фуко.
- 45. Жак Деррида о конце модернизма
- 46. «Общество риска» у. Бека. «Риск» и «доверие» в жизни общества.
- 47. «Шизоанализ» Жиля Делёза и Феликса Гваттари.
- 48. Симуляция и симулякр в жизни общества(Жан Бодрийяр)
- 49. Социология Пьера Бурдье.
- 50. Социологическая концепция э.Гидденса (по работе «9 тезисов о будущем социологии»)
- 52. Современное состояние социологии в России