logo
vse_otvety_po_ist_sots

52. Современное состояние социологии в России

Социологическая мысль в России развивается как часть общемировой социологической науки. Испытывая влияние со стороны различных течений западной социологии, она вместе с тем выдвигает оригинальные теории, в которых отражается своеобразие развития российского общества. В развитии социологической мысли в России исследователи выделяют три основных этапа.

Первый этап — с середины XIX века до 1918 года XX века;

Второй — с начала 20-х годов до конца 50-х годов;

Третий — с начала 60-х до наших дней.

Как бы вы структурировали поле российской социологии по школам, направлениям?

Ядов: У нас есть несколько направлений из тех, которые заметны, важны, имеют своих учеников, последователей, выпускают журналы. Допустим, это те, кто занимаются культурной антропологией. Это очень сильное направление. Елена Ярская и ее муж Павел Романов. Затем, я думаю, что в целом очень сильны культурологи (это, прежде всего, Леонид Ионин), те, кто полагают, что именно культура или культурологическая социология будет доминирующей. К этому есть основания, потому что чем больше человек уходит от древности и идет к современности, тем больше созданное руками или головой человека влияет на экономическую или социальную жизнь, и действительно культура играет все большую роль. Затем – рационалисты, сторонники Парсонса, они хорошо представлены в Московском университете. Правда, и Парсонса они, по-моему, толком не знают, во всяком случае Мертона не знают, а Мертон – это мостик к современному активизму.

Затем очень сильны те, кого можно назвать феноменологами, но самое главное у этих феноменологов – это исследование качественными методами. В нашем институте это Вика Семенова, и из больших теоретиков - всё. Что касается специалистов в разных областях, сторонники Бурдье – такие бурдьевисты, которые издают здесь не без помощи Франции переводы французских авторов, самого Бурдье, толкуют его, развивают дальше. Например, Н. Шматко (она училась у Бурдье) говорит, что социальные классы – это не то, что Маркс или Вебер, это то, что Бурдье. Вот скажет Жириновский: «Мы…» - это класс Жириновского, условный, конечно, класс.

Еще работают великолепные неомарксисты. Кстати, марксизм далеко себя не исчерпал, потому что наше общество капиталистическое, в нем есть те, кто называются работодателями (Маркс их называл эксплуататорами), в обществе есть наемные работники, которых он называл пролетариями, но они не созрели, не стали классом для себя. Когда будут нормальные классы, тогда вполне годится марксистский классовый анализ. Классовая теория тоже пойдет, неомарксисты еще не померли.

В современной России мы являемся свидетелями и участниками дискуссий по тем же проблемам, каковыми сегодня озабочено мировое социологическое сообщество: Возможна ли универсальная социологическая теория? Как соотносятся многообразные теоретические парадигмы? Не является ли социологическое знание полипарадигмальным вследствие самой его природы - влияния социальных теорий на социальную жизнь [6]? И вновь мы сталкиваемся с российской проблемой: власть и интеллигенция, власть и социология. Должна ли социология быть оппонентом любой власти и тем служить обществу или она призвана просвещать власть и этим отвечать на социальный вызов? Альтернатива чисто российская, ибо диктуется она ролью государства в общественной жизни. Дальнейшее развитие России в сторону демократии и гражданских структур лишает смысла эту дилемму.