2.Социальное действие и проблема рациональности в социологии м.Вебера.
По Веберу единственно реальным фактом общественной жизни является социальное действие. Всякое общество представляет собой совокупный продукт взаимодействия конкретных индивидов. Социальное действие — атом общественной жизни, и именно на него должен быть направлен взгляд социолога. Действия субъектов рассматриваются как мотивированные, имеющие смысл и ориентацию на других,эти действия можно анализировать с помощью расшифровки смыслов и значений, которые придают субъекты этим действиям.Социальным действием, пишет Вебер, считается действие, которое по смыслу соотносится с действиями других людей и ориентируется на них.
Признаки социального действия:
-осмысленный характер;
-ориентация на ожидаемую реакцию других лиц.
Основные категории понимающей социологии — это поведение, действие и социальное действие. Поведение — наиболее общая категория деятельности, которая становится действием, если действующий связывает с ним субъективный смысл. О социальном действии можно говорить тогда, когда действие соотносится с действиями других людей и ориентируется на них. Сочетания социальных действий образуют «смысловые связи», на основе которых формируются социальные отношения и институты.
Результат понимания по Веберу — гипотеза высокой степени вероятности, которая затем должна быть подтверждена объективными научными методами.
Вебер выделяет четыре типа социального:
целерациональное — когда предметы или люди трактуются как средства для достижения собственных рациональных целей. Субъект точно представляет цель и выбирает оптимальный вариант её достижения. Это чистая модель формально-инструментальной жизненной ориентации, такие действия чаще всего встречаются в сфере экономической практики.
ценностно-рациональное — определяется осознанной верой в ценность определённого действия независимо от его успеха, совершается во имя какой-либо ценности, причем её достижение оказывается важнее побочных последствий (например, капитан последним покидает тонущий корабль);
традиционное — определяется традицией или привычкой. Индивид просто воспроизводит тот шаблон социальной активности, который использовался в подобных ситуациях ранее им или окружающими (крестьянин едет на ярмарку в то же время, что и его отцы и деды).
аффективное — определяется эмоциями;
Социальное отношение по Веберу является системой социальных действий, к социальным отношениям относятся такие понятия как борьба, любовь, дружба, конкуренция, обмен и т. д. Социальное отношение, воспринимаемое индивидом как обязательное, обретает статус законного социального порядка. В соответствии с видами социальных действий выделяются четыре типа законного (легитимного) порядка: традиционный, аффективный, ценностно-рациональный и легальный. Строго говоря, лишь первые два типа действия полностью относятся к социальным, ибо имеют дело с осознанным смыслом. Так, говоря о ранних типах общества, социолог отмечает, что в них преобладали традиционные и аффективные действия, а в индустриальном обществе — целе- и ценностно-рациональные с тенденцией доминирования первого.Таким образом, по Веберу, рационализация есть всемирно-исторический процесс.Рационализируется способ ведения хозяйства, управление экономикой, политикой. Рационализируется образ мышления людей, так же как и образ их жизни в целом. Веберовская теория рационализации — это, по существу, видение им судеб капитализма, который, по его мнению, определяется не спекуляцией, завоеваниями и другими авантюрами, а достижениями максимальной прибыли средствами рациональной организации труда и производства. «Стремление к предпринимательству», «стремление к наживе», к денежной выгоде, само по себе, ничего общего не имеет с капитализмом, писал он. Капитализм, по Веберу, может быть идентичен обузданию этого иррационального стремления, во всяком случае его «рациональному регламентированию». Иными словами, Вебер в рационализации жизни видел лишь формальную сторону.Таким образом, стержнем веберовской «понимающей» социологии является идея рациональности, нашедшей последовательное выражение в современном ему капиталистическом обществе с его рациональным хозяйствованием (рационализации труда, денежного обращения и т.д.), рациональной политической властью (рациональный тип господства и рациональная бюрократия), рациональной религией (протестантизм).
.Подводя итоги можно сказать, что он рассматривал социологию как науку о социальном действии. Поведение, по Веберу, становится социальным, если оно имеет смысл, субъективно, осмысленно соотносится с поведением других людей, ориентировано на ожидании определенного их поведения и в соответствии с этим сопровождается субъективной оценкой шанса на успех тех или иных своих действий.
Вебер был первым, кто ясно заговорил о предмете социологии. Объект – социальная реальность. Для Вебера предметом является элементарное социальное действие: действие имеет смысл и адресовано человеку, понимающему этот смысл, или направлено на объект, обладающий смыслом. Действие вызывает ответное действие, тоже обладающее смыслом.
Категория культуры – нагруженность объектов определенным смыслом в отрезок времени.
Предмет социологии – элементарные действие, наполненные социально-значимым смыслом.
Вебер предлагает типологию социальных действий. Критерий выделенных типов социального действия – мера смысла, мера рациональности, стиль мышления.
Социальное действие сегодня – главная категория социологии и ее предмет.
Существуют следующие типы социальных действий:
Целерациональное действие
Ценностнорациональное действие
Традиционное действие
Аффективное действие
Мера рациональности самая большая в 1-м и самая маленькая в 4-м.
В этой типологии Вебер поставил себе задачу связать специфику действий с историческим процессом. Каждая историческая эпоха имеет своей доминантой определенный тип действия.
Целерациональное действие есть доминанта действия людей в условиях западно-европейского капитализма.
Ценностнорациональное действие – вмешиваются ценностные ориентации (религиозные, политические и др.). Это отклонение от целерациональности.
Традиционное действие – возвращает в сферу традиционных эпох – в феодальное общество в Европе.
Аффективное действие – не связано с определенной эпохой. Масса, бегущая за харизматическим лидером, действует аффективно. Полное размеживание целей и средств.
Только 2 типа (1-й и 3-й) соответствуют определенным историческим эпохам. Вся история – это переплетение социальных действий.
Понятия государство, феодализм, экономика – сумма социальных действий. Экономика – следствие социальных действий, а не причина (как у Маркса). Это новая трактовка социального бытия в целом. Предмет социологии по Веберу дает нам новую концепцию социального бытия, которая была сильнее марксистской.
- 2.Социальное действие и проблема рациональности в социологии м.Вебера.
- 3. Идеальный тип как логическая конструкция в социологии м.Вебера.
- 5.Американский соц. Прагматизм и символический интеракционизм.
- 6. Философия прагматизма Джеймса и Дьюи.
- 10. Герберт Блумер: символы и коллективное поведение
- Круговая реакция
- 12. «Социальная драматургия» Ирвинга Гофмана
- 13. Чикагская школа: практически-прикладной характер деятельности.
- 1.А.Смолл, у.Томсон и Знаменский
- 2.Р.Парк,-гл.Проблема социологии- изучения контроля коллективного поведения.
- 3.У. Огборн-один из создателей социологии науки и социологии техники.
- 14. Исследование Уильяма Томаса и Флориана Знанецкого..
- 15: Город, семья и преступность в работах Эрнста Бёрджеса.
- Вопрос 16: Феноменологическая философия э. Гуссерля
- Вопрос 17: а.Шюц и социологизация феноменологии.
- 18: Питер Бергер и Томас Лукман о социальном конструировании реальности.
- 19: Франкфуртская школа
- 1)Изображение позднего капитализма и социализма как разновидности единого современного индустриального общества.
- 2)Отрицание революционной роли пролетариата.
- 4)Критика тоталитаризма и авторитарной личности.
- 20: М.Хоркхайнер и т.Адорно о «диалектике Просвещения»
- 21: Теория авторитарной личности
- 22. Этнометодология о методах организации и изучения повседневной деятельности.
- 23. Теория коммуникативного действия ю. Хабермаса. Типология действия и типы рациональности .
- 24. Социология знания к. Мангейма
- 25. Функционализм в британской социальной антропологии ( Малиновский, Рэдклиф-Браун)
- 1)Внешние факторы , не входящие в состав культуры, но определяющие ее: биологические потребности, географическая среда, человеческое окружение, расса, история.
- 2)Наиболее типичные ситуации в рамках цикла жизни человека.
- 3)Функциональные аспекты культуры :
- 27. Теория социальной системы т. Парсонса
- 28. Мертон и структурный функционализм.
- 32. Социологическая концепция Чарльза Райта Миллса
- 33. Конфликтный функционализм Льюиса Козер
- 2. Чем больше эимоций вызывает конфликт, тем он острее
- 4. Чем в большей мере группы конфликтуют из-за нереалистичных спорных вопросов (ложных интересов), тем острее конфликт
- 6. Чем больше конфликт в группе связан с наиболее существенными ценностями и проблемами, тем он острее
- 34. Ральф Дарендорф о сотрудничестве и конфликте в жизни общества.
- 35. Этапы развития конфликта. Виды социальных изменений и проблема регулирования конфликта (по р.Дарендорфу).
- 36. Социологические концепции Раймона Арона.
- 37. Дэниел Белл о «конце идеологий»
- 38. Характеристика постиндустриального общества Алена Турена
- 39. Теории постиндустриального общества и постмодернизм.
- 40. «Мир-системный анализ» в исторических и социологических исследованиях (ф. Бродель, и. Уоллерстайн)
- 41. Французский структурализм
- 42 Структурная антропология Клода Леви-Стросса.
- 43. «Генетический структурализм» Люсьена Гольдмана.
- 44. Постструктурализм Мишеля Фуко.
- 45. Жак Деррида о конце модернизма
- 46. «Общество риска» у. Бека. «Риск» и «доверие» в жизни общества.
- 47. «Шизоанализ» Жиля Делёза и Феликса Гваттари.
- 48. Симуляция и симулякр в жизни общества(Жан Бодрийяр)
- 49. Социология Пьера Бурдье.
- 50. Социологическая концепция э.Гидденса (по работе «9 тезисов о будущем социологии»)
- 52. Современное состояние социологии в России