42 Структурная антропология Клода Леви-Стросса.
Структурная антропология. К. Леви-Стросс, создатель структурной антропологии, использовал методы структурной лингвистики в этнологии – дисциплине, занимающейся, согласно его определению, сравнением этнографических описаний и выявляющей бессознательные структуры, которые лежат в основе социальных установлений, верований или обычаев. Философ по образованию, он занялся этнологией примитивных обществ, увидев в конкретно-научном структурном анализе перспективный путь решения проблем антропологии.
И социальные институты, и бессознательное для Леви-Стросса – знаковые системы, языки, общие структурные законы которых выявляет структурная антропология. Стремясь дать рациональное объяснение культурных фактов, этнология обращается к базовым объективным процессам, располагающимся на уровне коллективного бессознательного. Этнолога интересует не что люди думают, как они понимают и интерпретируют правила социальной жизни, а объективные бессознательные законы, управляющие жизнью помимо того, осознают это сами деятели или нет. Именно законы бессознательного раскрывают загадки функционирования норм человеческой жизни: брачные правила, правила удовлетворения пищевых потребностей, религиозные верования, магические и ритуальные действия и др. Обращение к бессознательному Фрейда и Юнга было обусловлено натуралистическими установками Леви-Стросса, стремлением избежать субъективизма и ценностных предпочтений.
Работа «Элементарные структуры родства» (1949), принесшая Леви-Строссу известность, была продиктована стремлением сделать этнологию более научной путем использования точных методов фонологического анализа в исследовании системы родства и брачных правил племени южноамериканских индейцев. Следуя принципам фонологического анализа, автор выделил основные термины родства, которые не существуют как самостоятельные смысловые единицы, то есть независимо от дифференциальных отношений, куда они входят и где получают смысл во взаимной детерминации. Смысл для Леви-Стросса – это результат, эффект, производимый в структуре, являющейся сетью отношений между терминами. Так, простейшую структуру родства образуют четыре отношения терминов: брат/сестра, муж/жена, отец/сын, племянник матери/сын сестры. Комбинации терминов родства соответствуют установки между родственниками, которые производят те или иные единичные «воплощения» структуры в реальности брачных связей. Все отношения близости осмыслены в концепции Леви-Стросса так, что подчинены общей логике структуралистской рациональности. Так, запрет инцеста – это элемент структуры, который, отсутствуя среди позитивностей структуры – терминов и их отношений – играет весьма существенную роль, поскольку благодаря ему отношения в структуре получают определенный смысл.
Если в «Элементарных структурах родства», говоря о бессознательных структурах, Леви-Стросс бессознательное определяет в духе Фрейда – как имеющее сексуальную природу, то уже в «Печальных тропиках» он эту природу игнорирует как фундаментальную, ни одной из жизненных потребностей человека не отдавая предпочтения. В дальнейшем Леви-Стросс все более формализует структурный анализ и уходит от фрейдовского понимания природы человека. В «Структурной антропологии» (1958) он определяет бессознательное не как вместилище иррациональных биологических импульсов, а интеллектуализирует его: бессознательное – это формальная структура человеческого духа, инвариантный ансамбль законов его символической функции, который является общим для всех людей, первобытных и цивилизованных. С конца 50-х гг. начинается период творчества Леви-Стросса, отмеченный исследованиями в области религиозных представлений и мифологии. Работы «Тотемизм сегодня» (1962), «Неприрученная мысль» (1962) являются прелюдиями к фундаментальным «Мифологикам» (1964-1971), за которыми последовали «Структурная антропология-2» (1973), «Путь масок» (1975), «Отстраненный взгляд» (1983), «История рыси» (1992) и др. Предпринимая исследование тотемизма, в противовес французской социологической школе (Дюркгейм, Леви-Брюль), интерпретировавшей данный феномене как воображаемое отождествление человека или группы с культовым предметом (животным, растением), Леви-Стросс предлагает структурный анализ, выявляющий тотемические коды в качестве логических форм (под логикой он имеет в виду «установление необходимых отношений» между терминами в структуре) умственных операций. Эти операции (нахождение сходства и различия, обобщение и конкретизация, расчленение и соединение) присущи также современному научному мышлению: мысль дикаря не «пралогична», как утверждал Леви-Брюль, а столь же рациональна, она подчиняется строгим формальным законам знаковых систем. Также логика мифологического мышления отличается от «научной» логики не столько качеством логических операций, сколько природой своих предметов. Цель мифа, по Леви-Строссу, – представление логической модели для разрешения противоречия между бинарными оппозициями (жизнь/смерть, добро/зло, растительное/животное и т.д.).
Рассуждая о своей философии, Леви-Стросс сближает ее с кантианством и неорационализмом, отмечая наличие отдельных общих позиций, которые, с нашей точки зрения, не отражают ее существенную новизну. К примеру, поскольку структурные законы символического мышления формальны, то это позволяет Леви-Строссу провести параллель между ними и кантовскими априорными категориями и формами чувствования. «По существу я вульгарный кантианец и в то же время структуралист. … У Канта я взял то, что дух обладает собственными принудительными формами и познает то, что в себе содержит, налагая свои формы на непроницаемую реальность». Далее, свое философское кредо Леви-Стросс также обозначает как сверхрационализм, используя термин Г. Башляра, который стремился подчеркнуть рациональную составляющую математического естествознания и соответствующей ей философии. Структурная антропология, пишет Леви-Стросс, «создает» свои объекты – структуры, которые относятся не к чувственной реальности, но являются научными конструктами, моделями. Следует различать социальные отношения как принадлежащие низшему уровню эмпирической реальности и их модели, структуры, которые относятся к формальному уровню теоретического конструирования. Лишь в самом общем смысле можно утверждать, что концепция Леви-Стросса располагается в целом в русле французской рационалистической традиции, для которой эталон науки – это математическая наука о природе.
Отвергнув представление о достоверности непосредственного опыта мышления и исследуя его условия на уровне бессознательных структур, Леви-Стросс развивает «новую трансцендентальную философию» (так обозначил структуралистскую философию Делез), где место сознания занимают структуры языка. Эта философия является «региональным рационализмом», то есть не претендует на универсальность, охват всего человеческого опыта, поскольку неуниверсально, с точки зрения французского этнолога, значение структурного анализа. Возражая на упреки в преувеличении роли формального анализа в социальном и гуманитарном знании, Леви-Стросс писал: «Я никогда не считал, что можно свести весь человеческий опыт к метаматическим моделям. (…) Никогда в мою голову не приходила экстравагантная идея о том, что структурный анализ является универсальным. (…) Я просто полагаю, что этом большои эмпирическом «супе», где царит беспорядок, то там, то здесь образуются островки организации. (…) Я выбирал те сферы, очень маленькие, в изучение которых можно привнести немного строгости, признавая, что эти случаи являются привилегированными». Это высказывание свидетельствует о признании Леви-Строссом ограниченности структурализма, отсутствии в его арсенале концептуальных средств выражения предметов, не поддающихся формализации, – всего индивидуального, специфического, случайного.
- 2.Социальное действие и проблема рациональности в социологии м.Вебера.
- 3. Идеальный тип как логическая конструкция в социологии м.Вебера.
- 5.Американский соц. Прагматизм и символический интеракционизм.
- 6. Философия прагматизма Джеймса и Дьюи.
- 10. Герберт Блумер: символы и коллективное поведение
- Круговая реакция
- 12. «Социальная драматургия» Ирвинга Гофмана
- 13. Чикагская школа: практически-прикладной характер деятельности.
- 1.А.Смолл, у.Томсон и Знаменский
- 2.Р.Парк,-гл.Проблема социологии- изучения контроля коллективного поведения.
- 3.У. Огборн-один из создателей социологии науки и социологии техники.
- 14. Исследование Уильяма Томаса и Флориана Знанецкого..
- 15: Город, семья и преступность в работах Эрнста Бёрджеса.
- Вопрос 16: Феноменологическая философия э. Гуссерля
- Вопрос 17: а.Шюц и социологизация феноменологии.
- 18: Питер Бергер и Томас Лукман о социальном конструировании реальности.
- 19: Франкфуртская школа
- 1)Изображение позднего капитализма и социализма как разновидности единого современного индустриального общества.
- 2)Отрицание революционной роли пролетариата.
- 4)Критика тоталитаризма и авторитарной личности.
- 20: М.Хоркхайнер и т.Адорно о «диалектике Просвещения»
- 21: Теория авторитарной личности
- 22. Этнометодология о методах организации и изучения повседневной деятельности.
- 23. Теория коммуникативного действия ю. Хабермаса. Типология действия и типы рациональности .
- 24. Социология знания к. Мангейма
- 25. Функционализм в британской социальной антропологии ( Малиновский, Рэдклиф-Браун)
- 1)Внешние факторы , не входящие в состав культуры, но определяющие ее: биологические потребности, географическая среда, человеческое окружение, расса, история.
- 2)Наиболее типичные ситуации в рамках цикла жизни человека.
- 3)Функциональные аспекты культуры :
- 27. Теория социальной системы т. Парсонса
- 28. Мертон и структурный функционализм.
- 32. Социологическая концепция Чарльза Райта Миллса
- 33. Конфликтный функционализм Льюиса Козер
- 2. Чем больше эимоций вызывает конфликт, тем он острее
- 4. Чем в большей мере группы конфликтуют из-за нереалистичных спорных вопросов (ложных интересов), тем острее конфликт
- 6. Чем больше конфликт в группе связан с наиболее существенными ценностями и проблемами, тем он острее
- 34. Ральф Дарендорф о сотрудничестве и конфликте в жизни общества.
- 35. Этапы развития конфликта. Виды социальных изменений и проблема регулирования конфликта (по р.Дарендорфу).
- 36. Социологические концепции Раймона Арона.
- 37. Дэниел Белл о «конце идеологий»
- 38. Характеристика постиндустриального общества Алена Турена
- 39. Теории постиндустриального общества и постмодернизм.
- 40. «Мир-системный анализ» в исторических и социологических исследованиях (ф. Бродель, и. Уоллерстайн)
- 41. Французский структурализм
- 42 Структурная антропология Клода Леви-Стросса.
- 43. «Генетический структурализм» Люсьена Гольдмана.
- 44. Постструктурализм Мишеля Фуко.
- 45. Жак Деррида о конце модернизма
- 46. «Общество риска» у. Бека. «Риск» и «доверие» в жизни общества.
- 47. «Шизоанализ» Жиля Делёза и Феликса Гваттари.
- 48. Симуляция и симулякр в жизни общества(Жан Бодрийяр)
- 49. Социология Пьера Бурдье.
- 50. Социологическая концепция э.Гидденса (по работе «9 тезисов о будущем социологии»)
- 52. Современное состояние социологии в России