logo
vse_otvety_po_ist_sots

6. Философия прагматизма Джеймса и Дьюи.

В 19в. американские университеты реформируются по модели Германии. Прагматизм важное направление с конца 1890-1930 гг. Прагматизм, во-первых был неоднороден, во-вторых было много определений.

Джеймс(1842-1910)разрабатывал прагматизм в основном как теорию познавательной деятельности и этическое учение, поддерживающее веру в Бога. Достоинство прагматизма, по Джеймсу, заключается в том, что он предлагает только метод и не занимается навязыванием непреложных истин, догматов, теорий. Прагматизм учит, что научные знания имеют относительный характер. Иными словами человеческое познание имеет пределы. «Истинное», говоря кратко, это просто лишь удобное в образе нашего мышления, подобно тому как «справедливое» — это лишь удобное в образе нашего поведения.

Дж.Дьюи (1859-1952) основу прагматизма видел в инструментальной логике, или в учении о проблематических ситуациях, сопровождающих многогранный человеческий опыт. Для того чтобы отделить свою трактовку опыта от свойственной классическому эмпиризму, он назвал свою доктрину «инструментализмом». Основные сочинения Дьюи посвящены вопросам педагогики. Мышление проходит ряд этапов: 1) определение объектов социального мира, 2) возможные способы поведения, 3) прогнозирование альтернативных действий, 4) исключение маловероятных возможностей, 5)выбор оптимального действия.

Для того чтобы упорядочить мышление, согласно Дьюи, надо соединить в нем здравый смысл и достижения науки. Идеи, по его мнению, выступают инструментами для практики. Используя их, необходимо иметь в виду, что они нуждаются в корректировке и усовершенствовании по мере возникновения новых проблематических ситуаций, тревожных ожиданий и сомнений. Только в этом случае идеи могут быть средствами разрешения проблематических ситуаций и ситуаций сомнения. Изложенное в краткой форме раскрывает суть инструментализма Дьюи. Мышление есть эволюционный процесс. К заслугам Дьюи зачастую относят то, что он разрушил многие стереотипы традиционной философии (философского фундаментализма) и новаторски взглянул на важнейшие философские проблемы. Познание практично, если имеет успех. Нам ничего не дано посредственно, все зафиксировано с помощью символических средств. 7. Социологические идеи Кули.

«Я и общество-близнецы» Кули-органическая связь. Кули (1864-1929гг.)

Преподавал в Мичеганском университете, был пассивен, запинался, но был оригинален. Зависимость от отца- деньги.

Объекты социального мира явл. составными элементами сознания индивида, его Я. Общество и индивид это нераздельные явления. Это коллективный и дистрибутивный объект одного и того же. Представление индивида о себе это отражение тех пр. о нем, которые он приписал мнению других. Моё Я может формироваться посредством взаимодействия с др. людьми Личность изолированно существовать не может. «Когда мы общаемся с др., мы смотрим в зеркало». Зеркальное Я вкл. 3 элемента: 1) пр. о том, каким я кажусь другим, 2) представление о его суждение по поводу этого образа, 3)самоощущение гордости или унижения. Образ Я возник в соц. процессе коммуникативного обмена.

Первичные группы обеспечивают связь с его соц. окружением. Определение первичных групп-они характеризуются тесным личным общением и сотрудничеством. Наиболее важными гр. в жизни человека явл.: 1)семья, 2) соседство, 3)детские игры гр. Во вторичной группе отношения строятся на личной выгоде. В первичных гр. максимум симпатий и привязанности, во вторичной максимум выгоды от др. личностей.

Идея прогресса: прогресс заключается в распространении идеалов первичной группы с уровня семьи на местную общину, на всю нацию, на все мирское сообщество. Изучение человеческих действий должно учитывать возможность тех значений, кот. акторы придают той ситуации в которой они находятся.

9. Джордж Герберт Мид – основоположник парадигмы символического интеракционизма.

Джордж Герберт Мид (1863-1931)

Главным объектом его научных интересов было изучение социальных действий - поступков, которые приобретают определённый смысл только в обществе, связаны с исполнением социальных ролей.  Концепцию Мида называют «символическим интеракционизмом», поскольку она рассматривает символические элементы взаимодействия людей в обществе.

Отправная точка теоретической концепции Мида – приоритет социального над индивидуальным. Социальное действие в отличие от обыкновенного действия обязательно включает как минимум двух людей. В основе социального действия лежит жест – действие, согласно Миду, которое рассчитано на ответную реакцию окружающих. Если реакция происходит на бессознательном уровне, автоматически, то жест является «незначащим». Если же реакции предшествуют размышления, то жест приобретает социальное значение.

Среди значащих жестов особую роль выполняет голосовой жест. Его существенное отличие от физических значащих жестов заключается в том, что голосовой жест влияет не только на слушающего, но и на говорящего (благодаря тому, что сам говорящий слышит то, что произносит); голосовой жест заметно легче контролировать.

Если голосовой жест вызывает у говорящего примерно такую же реакцию, как и у слушающего, то такой жест становится значащим символом. Именно благодаря наличию значащих символов возможна коммуникация в полном смысле этого слова. Самый яркий пример значащего жеста – это язык, когда одно и то же слово для слушающего и говорящего обозначает одинаковые мысленные образы.

Важная составляющая процесса коммуникации – способность человека рассматривать себя не только как субъекта, но и в качестве объекта (то есть умение увидеть себя со стороны глазами других людей). Такую способность Мид называл «самость» (self).

Самость – чисто социальное качество. Оно не только отсутствует у животных, но не является врожденным и у самих людей. Развитие самости у ребенка, по Миду, проходит две стадии:

  1. Стадия ролевых игр.  В отличие от животных, которые тоже способны играть, человеческий ребенок, подрастая, начинает в играх воспроизводить самые разные социальные роли, изображать разных людей (мать, учителя, продавца, военного и т.д.). В процессе всех этих игр ребенок учиться оценивать себя с точки зрения других людей.

  2.  Стадия коллективных игр (Game). Если раньше ребенок примерял на себя роли отдельных людей, то в групповых играх ему приходится ставить себя на место каждого участника игры. Такого рода игры развивают в ребенке способность действовать в организованной группе. К таким играм можно отнести футбол, прятки и т.д. Ребенок учится оценивать себя не просто глазами отдельного человека, а с точки зрения обобщенного другого, то есть целого сообщества. Эта стадия самости подразумевает, что ребенок становится членом некоего сообщества и руководствуется общими для этого сообщества установками.

По мере взросления ребенка он становится членом самых разнообразных групп, приобретая вследствие этого и самые разнообразные самости. По набору самостей один человек отличается от другого. Формирование каждой конкретной самости происходит в индивидуальном порядке, поэтому люди не являются похожими друг на друга клонами, а обладают ярко выраженными индивидуальными чертами.

В структуре самости Мид выделял два компонента – me и I .

Первый компонент, me – это совокупность установок, ценностей и норм, которыми руководствуется человек. Этот набор усваивается человеком в процессе принятия роли обобщенных других. Другими словами это осознанные, но некритически усвоенные, принятые на веру правила поведения в том или другом сообществе. Me гарантирует устойчивость и стабильность в обществе, обеспечивая соблюдение общепринятых, ожидаемых норм поведения. В целом можно сказать, что me – это социальная стороны личности.

Второй компонент, I - представляет непосредственную реакцию индивида на других. Это непредсказуемый и в то же время творческий элемент личности каждого человека. I привносит в социальные процессы элемент новизны, способствует самореализации каждого человека, а также содержит в себе все важнейшие ценности. I отражает индивидуальность и своеобразие человека.

Любое действие человека, полагает Мид, может быть рассмотрено через призму взаимодействия I и me. Me предлагает набор стандартизированных реакций, а I отвечает за выбор какой-либо из них.

I и me – это две половинки одного целого (Self = I + me). Me позволяет человеку комфортно существовать в социальном мире, а I предохраняет общество от застоя. Компонент me преобладает у людей-конформистов, а компонент I – у творческих личностей и харизматических лидеров, изменяющих историю. Социальный контроль можно рассматривать как доминирование me над I, а общественное развитие – как постепенное увеличение доли I в структуре личности (в примитивных обществах у людей преобладает me, в то время как в современном обществе большее значение получает элемент I).