43. «Генетический структурализм» Люсьена Гольдмана.
ГЕНЕТИЧЕСКИЙ СТРУКТУРАЛИЗМ. Cоциологическая школа в литературоведении, созданная в 1964 г. Л. Гольдманом в Центре социологии литературы при Свободном бельгийском университете. Методология “Г.с.”, изложенная как в книгах самого Гольдмана, так и в коллективном сборнике “Социология литературы” (1973), где собраны статьи его учеников (Жак Ленхардт, Бернар Лоди, Никола Бонот, Анна Гольдман, Джек Уоруик, Мишель Брюле, Хорхе Уако и др.), строилась в полемике с ранней марксистской “социологией содержаний”, которая, во-первых, рассматривала индивидуальное сознание писателя как простую копию коллективной “психоидеологии” данного класса, а во-вторых, считала, что классы способны изображать только свое собственное “социальное бытие”” – либо непосредственно, либо “переодевая” своих представителей в костюмы чужих эпох и культур (Г.В. Плеханов, В.Ф. Переверзев и др.).
Перенося принципы “генетической эпистемологии” Ж. Пиаже в область социальных отношений, Гольдман рассматривал любой человеческий акт как “значимый ответ” на ту или иную конкретную ситуацию, имеющий целью создать “равновесие” между субъектом действия и окружающим миром; нарушая при этом ранее существовавшее равновесие, человеческие поступки обеспечивают динамику культуры как непрерывного процесса разрушения старых и формирования новых структур.
На вопрос о том, кто является реальным субъектом деятельности, существуют, по Гольдману, три принципиально разных ответа. Согласно первому (“эмпирическому”), подлинным субъектом всегда является отдельный индивид, а согласно второму (“романтическому”) – различные социальные коллективы. Третий ответ, которого придерживается Гольдман, гласит, что таким субъектом являются коллективы, представляющие собой, однако, сложную сеть межиндивидуальных отношений.
Поскольку всякий эмпирический индивид одновременно принадлежит к множеству разнородных, социальных групп (классовых, политических, национальных, профессиональных, возрастных, имущественных и т.п.), каждая из которых стремится сформировать его индивидуальное сознание, это сознание всегда противоречиво и разорвано; поэтому ни один индивид не в состоянии ни создать связной картины мира, ни воплотить ее в продуктах культурного творчества. В классовом обществе только социальные классы способны вырабатывать “глобальное” “миропонимание”, или “видение мира” (нем. “Weltanschauung”, франц. “vision du monde”), поскольку только они стремятся к глобальному изменению или к глобальному сохранению наличных социальных структур (все остальные группы, преследуя более или менее частные цели, формируют лишь периферийные моменты сознания своих представителей).
Полемизируя с “социологией содержаний”, Гольдман, во-первых, проводит различие между “рядовыми” членами класса, в чьем сознании пассивно присутствуют лишь “аффективные, интеллектуальные и практические тенденции” к созданию связной картины мира, и сознанием его “выдающихся представителей”, которые активно “вырабатывают” целостное “видение мира”. “Великим писателем является именно тот исключительный индивид, которому удается создать в определенной… области связный или почти связный вымышленный мир, чья структура соответствует той, к которой тяготеет вся данная социальная группа в целом”, позволяя ее представителям “осознать все те мысли, чувства и поступки, которые они совершали, не отдавая себе отчета в их объективном значении” (Гольдман, 1987, с. 34). Во-вторых, в противоположность “социологии содержаний”, считающей, что автор, несвободный в выборе предмета изображения , может воспроизводить только “социальный характер” и “социальное поведение” собственного класса (“играть” в самого себя), Гольдман полагает что коллективный характер литературного творчества определяется не предметом воспроизведения, а тем, что “структуры, образующие мир произведения, гомологичны мыслительным стуктурам некоторых социальных групп…, тогда как в плане содержания, то есть с точки создания вымышленного мира, управляемого этими структурами, писатель обладает неограниченной свободой” (Гольдман, 1987).
Иллюстрацией этих положений как раз и служат работы, включенные в сборник “Социология литературы”. Так, согласно Б. Лоди, художественный мир “Принцесссы Клевской”, где героиня, ориентированная на идеальные ценности (“абсолютная” любовь), безысходно противостоит окружающему миру (супружеские измены, светский флирт, случайные связи и пр.), в структурном отношении гомологичен идеологии радикального янсенизма (Баркос, Паскаль и др.), утверждавшей несовместимость христианского долга с действительностью и одновременно утратившей надежду на Бога как на действенную силу; сам же радикальный янсенизм воплощал “трагическое видение мира” той части “дворянства мантии”, которая, будучи, с одной стороны, не в состоянии примириться с местом, отводимым ей абсолютной монархией, а с другой – приспособиться к требованиям вызревавшего буржуазного общества, отвергала всякий компромисс с наличной социальной практикой (“Трагическое видение мира у г-жи де Лафайет, или Атеистический янсенизм”). Анализируя смысловую структуру пьесы Ж. Жене “Строгий надзор”, построенной на противопоставлении уголовной “элиты” и “неэлиты”, Л. Гольдман показывает, что “ментальная структура” современного люмпен-пролетариата является ценностной калькой с идеологии отвергаемого им буржуазного общества и , что, следовательно, по своему строению этот мир однороден с миром буржуазного общества, относясь у нему как негатив к позитиву (“Театр Жене: опыт социологического изучения”). В работе “Семантика и социология литературы” Ж. Ленхардт, исходит из гипотезы, согласно которой внутренней связности и целостности произведения на уровне “видения мира” должна соответствовать такая же целостность на семантическом уровне. По Ленхардту, в романе А. Роб-Грийе “Ревность” “колониальное видение мира” порождает особые коннотации в оппозиции лексем белый / черный, пронизывающей всю книгу: если в сознании белых господствуют рационалистические понятия, выработанные европейской цивилизацией, то образ “туземца”, включающий в себя такие семы, как “животность”, “нерасчлененность”, “ночное начало” и т.п., отсылает к семеме “угроза”, которая создает общую атмосферу тревоги, царящей в романе. В работе Н. Бонота “Размышления о социологическом анализе творчества Мариво” пьесы драматурга рассматриваются как исторический компромисс между тремя социальными группами, определявшими облик французского общества в первой половине ХVIII и выработавшими соответствующие мировоззрения: 1) героическое “видение мира” традиционной аристократии, с ее ценностным идеализмом (благородная любовь, воинская доблесть и т.п.); 2) “видение мира” “светского дворянства” , в сознании которого героическое честолюбие уступило место “аристократическому тщеславию”; 3) “видение мира” набравшей силу буржуазии с ее морализмом, противостоящим как “аристократическому идеализму”, так и “светскому соблазнительству”.
Таким образом, подчеркивая структурирующую и категоризирующую роль классового мировоззрения, принципиально разделяя предмет отражения (познания) и объектов изображения в литературе, школа “Г.с.” вместе с тем отождествляет идеологию автора с идеологией его героев, а последнюю – с идеологией соответствующих классов, рассматриваемых как изолированные социальные группы.
- 2.Социальное действие и проблема рациональности в социологии м.Вебера.
- 3. Идеальный тип как логическая конструкция в социологии м.Вебера.
- 5.Американский соц. Прагматизм и символический интеракционизм.
- 6. Философия прагматизма Джеймса и Дьюи.
- 10. Герберт Блумер: символы и коллективное поведение
- Круговая реакция
- 12. «Социальная драматургия» Ирвинга Гофмана
- 13. Чикагская школа: практически-прикладной характер деятельности.
- 1.А.Смолл, у.Томсон и Знаменский
- 2.Р.Парк,-гл.Проблема социологии- изучения контроля коллективного поведения.
- 3.У. Огборн-один из создателей социологии науки и социологии техники.
- 14. Исследование Уильяма Томаса и Флориана Знанецкого..
- 15: Город, семья и преступность в работах Эрнста Бёрджеса.
- Вопрос 16: Феноменологическая философия э. Гуссерля
- Вопрос 17: а.Шюц и социологизация феноменологии.
- 18: Питер Бергер и Томас Лукман о социальном конструировании реальности.
- 19: Франкфуртская школа
- 1)Изображение позднего капитализма и социализма как разновидности единого современного индустриального общества.
- 2)Отрицание революционной роли пролетариата.
- 4)Критика тоталитаризма и авторитарной личности.
- 20: М.Хоркхайнер и т.Адорно о «диалектике Просвещения»
- 21: Теория авторитарной личности
- 22. Этнометодология о методах организации и изучения повседневной деятельности.
- 23. Теория коммуникативного действия ю. Хабермаса. Типология действия и типы рациональности .
- 24. Социология знания к. Мангейма
- 25. Функционализм в британской социальной антропологии ( Малиновский, Рэдклиф-Браун)
- 1)Внешние факторы , не входящие в состав культуры, но определяющие ее: биологические потребности, географическая среда, человеческое окружение, расса, история.
- 2)Наиболее типичные ситуации в рамках цикла жизни человека.
- 3)Функциональные аспекты культуры :
- 27. Теория социальной системы т. Парсонса
- 28. Мертон и структурный функционализм.
- 32. Социологическая концепция Чарльза Райта Миллса
- 33. Конфликтный функционализм Льюиса Козер
- 2. Чем больше эимоций вызывает конфликт, тем он острее
- 4. Чем в большей мере группы конфликтуют из-за нереалистичных спорных вопросов (ложных интересов), тем острее конфликт
- 6. Чем больше конфликт в группе связан с наиболее существенными ценностями и проблемами, тем он острее
- 34. Ральф Дарендорф о сотрудничестве и конфликте в жизни общества.
- 35. Этапы развития конфликта. Виды социальных изменений и проблема регулирования конфликта (по р.Дарендорфу).
- 36. Социологические концепции Раймона Арона.
- 37. Дэниел Белл о «конце идеологий»
- 38. Характеристика постиндустриального общества Алена Турена
- 39. Теории постиндустриального общества и постмодернизм.
- 40. «Мир-системный анализ» в исторических и социологических исследованиях (ф. Бродель, и. Уоллерстайн)
- 41. Французский структурализм
- 42 Структурная антропология Клода Леви-Стросса.
- 43. «Генетический структурализм» Люсьена Гольдмана.
- 44. Постструктурализм Мишеля Фуко.
- 45. Жак Деррида о конце модернизма
- 46. «Общество риска» у. Бека. «Риск» и «доверие» в жизни общества.
- 47. «Шизоанализ» Жиля Делёза и Феликса Гваттари.
- 48. Симуляция и симулякр в жизни общества(Жан Бодрийяр)
- 49. Социология Пьера Бурдье.
- 50. Социологическая концепция э.Гидденса (по работе «9 тезисов о будущем социологии»)
- 52. Современное состояние социологии в России