logo search
Женщина и социализм

1. Революция в домашней жизни

Хотя выше охарактеризованная эволюция положения женщины

очевидна и всякий, кто не слеп, должен это видеть, тем не менее

ежедневно приходится слышать болтовню об «естественном

назначении женщины», указывающую ей на домашнюю жизнь и семью.

Подобные разговоры громче всего ведутся там, где женщина

пытается добиться занятий высшего рода, например в области

высшего преподавания и управления, медицине, по юридической

части, естественным наукам и т. д. Выискиваются самые

смехотворные возражения, и они отстаиваются с ученым видом. И

для защиты самых абсурдных и нелепых вещей господа, мнящие себя

учеными, ссылаются здесь, как во многом другом, на науку. Их

главным козырем является утверждение, что женщина по умственным

способностям ниже мужчины и в умственной области ничего

значительного создать не может.

Эти возражения относительно призвания и способностей женщины

настолько соответствуют предрассудкам большинства мужчин, что

каждый, высказывающий их, может рассчитывать на сочувствие

последних.

До тех пор пока общее образование и понимание будут стоять

еще так низко, как ныне, новые идеи будут встречать сильное

сопротивление, особенно если в интересах господствующих классов

ограничивать по возможности образование пределами своего

класса. Поэтому новые идеи сначала привлекают только

незначительное меньшинство, они, по обыкновению, подвергаются

насмешкам, клевете и даже преследованию. Если же эти идеи

благие и разумные, если они возникли как необходимое следствие

существовавших порядков, тогда они будут распространяться и

меньшинство в конце концов превратится в большинство. Так было

до сих пор со всеми новыми идеями, и идея об осуществлении

истинной и полной эмансипации женщины будет иметь такой же

успех.

Разве исповедующие христианство не были когда-то в

меньшинстве? Разве реформаторы или современная буржуазия не

имели очень сильных противников? И все-таки они остались

победителями. Разве социал-демократия погибла, будучи в

германской империи 12 лет связанной по рукам и ногам

исключительным законом? Никогда она не была так уверена в своей

победе, как тогда, когда думали, что она убита.

Ссылка на призвание женщины, по которой она должна быть

экономкой и нянькой, так же глубокомысленна, как ссылка на

вечное существование королей потому только, что, с тех пор как

существует история, где-нибудь были и короли. Мы не знаем,

откуда явился первый король, так же как мы не знаем, где

появился первый капиталист, но мы знаем и видим, что монархия в

течение тысячелетий существенно изменилась и тенденцией ее

эволюции является постепенное уменьшение королевской власти,

пока наконец не наступит время, а оно уже близко, когда

монархия сделается излишней. Подобно монархии, всякое

государственное и общественное учреждение подвержено постоянным

изменениям, преобразованиям и в конце концов гибели. Мы видели

в исторической части этой книги, что современная форма брака и

положение женщины ни в коем случае не были «вечно» такими, как

ныне; что они являются продуктом исторического развития,

которое ни в коем случае еще не окончено. Если приблизительно

2350 лет тому назад Демосфен считал единственным призванием

женщины «производить на свет законных детей и быть верной

хранительницей дома», то ныне эта точка зрения уже преодолена.

Jrn бы решился теперь защищать такое положение, как

«соответствующее природе», не вызвав упрека в принижении

женщины? Хотя есть еще чудаки, которые втайне и соглашаются с

мнением старого афинянина, но никто не осмелится открыто

высказать то, что тысячи лет тому назад один из величайших

мужей Греции мог свободно и открыто объявить как нечто само

собой понятное. В этом-то и состоит прогресс.

Хотя современный порядок вещей и погубил миллионы браков,

он, с другой стороны, благотворно повлиял на развитие брака.

Немного десятилетий тому назад в каждом бюргерском и

крестьянском доме считалось само собой понятным, чтобы женщина

не только шила, вязала и стирала, хотя и это уже давно вышло из

моды, но и пекла хлеб, пряла, ткала, белила, варила пиво, мыло

и свечи. Считалось безграничным расточительством сшить одежду

вне дома. Водопроводы, газ, газовые или керосиновые кухни и т.

д., не говоря уже об электричестве, наряду с многочисленными

другими существующими ныне устройствами для дома и кухни были

неизвестны. Конечно, и теперь еще существуют устарелые порядки,

но они - исключения. Большинство женщин не выполняет многих

домашних дел, считавшихся прежде необходимыми, так как

промышленность устраивает это лучше, практичнее и дешевле, чем

это может сделать хозяйка, и потому в домах нет, по крайней

мере в городах, надлежащих для этого устройств. Итак, в течение

немногих десятилетий в нашей семейной жизни совершилась великая

революция, на которую мы только потому обращаем так мало

внимания, что считаем ее чем-то само собой понятным. Изменения,

происходящие, так сказать, на глазах человека, не замечаются

им, если они не предстанут перед ним внезапно и не нарушат его

обыденного порядка, но он восстает против мнений, грозящих

вырвать его из старых привычек.

Эта революция, происшедшая в нашей домашней жизни и идущая

постоянно вперед, существенно изменила положение женщины в

семье еще и в другом направлении: женщина стала свободнее,

независимее. Наши бабушки, жены почтенных мастеров, даже и не

думали о том, чтобы, к примеру, подмастерье и ученики не

обедали за одним с ними столом. Но зато они и не осмеливались

думать, чтобы посещать концерты и увеселительные места в будни.

И какая из тех добрых старых женщин посмела бы вмешиваться в

общественные дела, как это делают теперь многие женщины?

Основываются общества с самыми различными целями, содержатся и

организуются газеты, созываются конгрессы. Как работницы,

женщины объединяются в профессиональные союзы, посещают

собрания и общества мужчин, они уже получали в некоторых местах

право участвовать в выборах промышленных судов - мы говорим

здесь о Германии, - право, в котором им отказало реакционное

большинство рейхстага в 1890 году.

Какой педант захотел бы уничтожить описанные выше изменения,

хотя нужно признаться, что наряду со светлыми сторонами

существуют и темные, связанные с нашими переходными и

разлагающимися условиями жизни, но преобладают все же светлые

стороны. И сами женщины, как бы они до сих пор в большинстве ни

оставались консервативными, совсем не имеют склонности

вернуться к старым, узким, патриархальным условиям прежних

времен.

В Соединенных Штатах общество хотя и стоит на буржуазной

почве, но ему не приходится бороться ни со старыми европейскими

предрассудками, ни с отжившими порядками, и оно поэтому более

склонно принимать новые идеи и порядки, если они обещают

выгоду. Там давно уже смотрят на положение женщины иначе, чем у

нас. Там, например, в более обеспеченных кругах уже пришли к

мысли, что не только утомительно и хлопотливо, но даже не

выгодно для кошелька, если жена сама печет хлеб и варит пиво,

там считают излишним, чтобы она готовила в собственной кухне.

Vemrp`k|m{e кухни обеденных товариществ с их всевозможными

машинами и целесообразными вспомогательными средствами заменили

частную кухню; женщины товарищества поочередно несут службу, и

пища приготовляется дешевле и вкуснее, в ней больше перемен, и

ее приготовление причиняет гораздо меньше хлопот. Наши офицеры,

хотя они не социалисты и не коммунисты, поступают подобным же

образом; они образуют в своих казино хозяйственное

товарищество, назначают управителя, закупающего съестные

припасы оптом, затем соглашаются относительно меню, и пища

приготовляется в паровой кухне казармы. Офицеры живут гораздо

дешевле, чем в гостинице, и получают по меньшей мере столь же

хорошую пищу. Как известно, тысячи самых богатых семей в

продолжение целого года или части его живут в пансионах и

отелях, не тоскуя о домашней кухне; более того, они считают

очень приятным освободиться от нее. Отрицательное отношение

особенно зажиточных и богатых женщин к возне в кухне точно так

же не говорит за то, чтобы эта деятельность была «естественным

призванием» женщины, а тот факт, что княжеские и

аристократические фамилии, точно так же как и большие отели,

для приготовления кушаний всегда нанимают поваров, мог бы

говорить даже за то, что варка кушаний - занятие мужское. Это к

сведению тех, которые не могут представить себе женщину без

кухонной ложки в руках.

Нет ничего проще, как соединить с центральной кухней

центральную прачечную и сушильню для всеобщего пользования, и

это уже устроено во всех больших городах богатыми частными

лицами и спекулянтами; далее, с центральной кухней можно

соединить центральное отопление вместе с проводом холодной и

горячей воды, и этим устраняется масса тяжелых и отнимающих

много времени работ. Большие гостиницы, многие частные дома,

больницы, школы, казармы, общественные здания всякого рода и т.

д. имеют все эти и подобные им устройства - электрический свет,

ванны и т. д.; ошибка лишь в том, что этими преимуществами

пользуются только общественные учреждения и зажиточные классы,

а между тем если бы их сделать доступными всем, то было бы

сохранено много времени, усилий, рабочей силы и материала,

жизненное же положение и благосостояние всех значительно

поднялось бы. Летом 1890 года в газетах появилось описание

успехов, сделанных в Соединенных Штатах в области центрального

отопления и вентиляции. Там мы находим следующее место:

«Опыты, произведенные в новейшее время, главным образом в

Северной Америке, с отоплением целого квартала или части города

из одного места "имели значительный успех и в архитектурном

отношении были проведены так внимательно и целесообразно, что

ввиду благоприятных результатов и финансовых выгод следует

ожидать их дальнейшего распространения. В настоящее время

стремятся пойти еще дальше и снабжать некоторые но слишком

обширные районы города из центрального места не только

отоплением, но и свежим воздухом, как в нагретом, так и в

охлажденном состоянии».

То, что тогда было в проекте, в настоящее время осуществлено

в улучшенном виде. Мелкобуржуазная бесчувственность и

ограниченность относится у нас пренебрежительно к подобным

планам, хотя мы и в Германии находимся в той стадии технической

революции, которая частную кухню и другие приспособления

домашнего обихода делает столь же излишними, как излишним

сделалось ремесленное производство благодаря машине и

современной технике. В начале XIX столетия сам Наполеон объявил

идею устроить корабль, двигающийся при посредстве пара, идеей

сумасшедшего. Идея постройки железной дороги считалась

бессмыслицей людьми, слывшими за умных, - думали, что ни один

человек не мог бы остаться в живых при езде по железной дороге,

так как быстрота передвижения должна была захватить у пассажира

d{u`mhe; совершенно так же и сейчас иные относятся ко многим

новым идеям. Если бы кто-нибудь сто лет назад предложил нашим

женам заменить принос воды водопроводом, то его обвинили бы в

том, что он хочет приучить к лености жен и прислугу.

Но великая техническая революция во всех областях в полном

ходу, ничто не сдерживает ее более, и буржуазному обществу

выпадает «историческая задача довести эту революцию, вызванную

им к жизни, до ее высшей точки и во всех областях зародыши

преобразований вывести на свет, развить общество, стоящее на

новой основе, вширь и вглубь и сделать его общим достоянием

всех.

Развитие нашей социальной жизни идет, таким образом, не к

тому, чтобы снова заключить женщину в тесный круг домашней

обстановки, как этого хотят наши фанатики домашнего очага и о

чем они плачут, как евреи в пустыне плакали о потерянных мясных

горшках Египта, - нет, это развитие требует выхода женщины из

узкого круга домашней обстановки и ее полного участия в

общественной жизни, - которая тогда будет принадлежать не одним

мужчинам, - оно требует ее участия в разрешении культурных

задач человечества. Лавеле прав, говоря следующее: «В той же

степени, в какой увеличивается то, что мы обыкновенно называем

цивилизацией, в той же степени ослабляются благочестие и

семейные связи, и вместе с тем уменьшается их влияние на

поступки людей. Этот факт так всеобщ, что в нем можно видеть

социальный закон развития»204. Изменилось не только положение

женщины, но и положение в семье сына и дочери, которые

постепенно добились небывалой самостоятельности, особенно в

Соединенных Штатах, где в значительно большей степени, чем у

нас, воспитание направлено на развитие самостоятельности и

независимости индивидуума. Теневые стороны, которых в настоящее

время не лишена эта форма развития, не связаны с нею

необходимо, они лежат в социальных условиях нашего времени.

Буржуазное общество не вызывает ни одного нового отрадного

явления, у которого бы не было своей темной стороны, буржуазное

общество в своем прогрессе, как очень тонко заметил Фурье,

всегда двух сторонне и обоюдоостро.

Подобно Лавеле, и доктор Шефле приписывает изменившийся

характер семьи нашего времени влиянию социального развития. Он

говорит205: «Через историю проходит выше разобранная тенденция

сведения семьи к ее специфическим функциям. Семья отдает одну

за другой принятые ею на себя временно функции, она

отстраняется, поскольку она вступила лишь как суррогат в

выполнение социальных функций, самостоятельными учреждениями

права, порядка, силы, богослужения, обучения, техники и т. д.,

по мере того как эти учреждения образуются».