§ 1. Технологии группового решения проблем в социальном управлении
Каждый специалист в области социальной работы, какие бы задачи он ни решал и с какой бы категорией клиентов или социальных проблем ни взаимодействовал, обязательно является социальным менеджером, организующим людей, объединения и учреждения, перестраивающим те или иные социальные связи. Масштаб этой деятельности может быть различным - от содействия в трансформации структуры личности клиента до управления цельной социальной сферой. Характер управления в области реализации технологий социальной работы также представляет собой разнообразные виды деятельности, предусматривающей несколько подсистем - это как минимум подсистема социальной службы (управление и/или взаимодействие с кадрами учреждений социального обслуживания) и подсистема клиентского уровня (индивид, семья или группа, которая участвует во взаимодействии). Причем как сам социальный работник, так и указанные подсистемы имеют активную, деятельную и сознательную природу. Поэтому система социальной работы по своей типологии приближается скорее не к машинным, а к организменным системам, в которых элементы взаимообусловлены, а их развитие активно и нелинейно. Это усложняет управление такой системой и повышает потребность в адекватных технологиях, способных использовать интеллектуальный и организационный потенциал всех сотрудников. Одно из наиболее эффективных средств решения организационно-управленческих задач - технология группового решения проблем, которая состоит из восьми этапов, или процедур:
диагностика задачи, которая предполагает выявление источников и причины ее возникновения, степени ее разрешимости;
анализ ситуации, выявление субъективных представлений о ней, описание ее компонентов, временных и организационных границ, сравнение реальной ситуации с желательной, выделение круга лиц, вовлеченных в нее, определение своего места в ситуации;
формулирование проблем, в первую очередь перспективных, т.е. связанных не столько с преодолением недостатков, сколько с реализацией благоприятных возможностей, заложенных в ситуации;
на основании сделанного прогноза - определение целей как образа желаемых результатов, которых необходимо достичь для решения поставленной задачи;
нахождение решений задачи как способов достижения поставленных целей и разрешения проблем;
разработка проекта, включающего в себя систему взаимосвязанных решений;
формирование программ реализации проекта, определение последовательности скоординированных практических действий всех лиц и других агентов, участвующих в разрешении ситуации и "пусковых механизмов" программ; утверждение плана деятельности;
практическое осуществление программы, предполагающее поэтапный контроль и постоянное ситуативное уточнение.
Поскольку состояние изменяемого социального объекта всегда нуждается в дальнейшем улучшении, после окончания реализации определенной программы анализируются полученные итоги. Соответственно, завершающий этап соответствующей деятельности будет одновременно и начальным этапом для следующей ступени социального проектирования, в ходе которого будут реализовываться задачи, возникшие при первом проектировании, либо другие задачи, которые будут обусловлены конкретной ситуацией. Цикл, таким образом, повторится снова. Решения, выработанные с помощью данной технологии, оказываются, как правило, глубже и обоснованнее тех, которые выработаны традиционными способами или с использованием отдельных элементов данной системы. Такие управленческие решения отличаются новизной, оригинальностью, выдвижением альтернатив, оптимальностью привлекаемых средств и эффективностью полученных результатов.
- 2. Технологии экономической поддержки населения в современных условиях
- §2. Содержание и задача курса "Технологии социальной работы"
- Глава 2. Типологии социальных технологий
- §1. Сущность социальных технологий
- §2. Классификация социальных технологий
- §3. Специфика и классификация технологий в социальной работе
- Глава 3. Социально-технологическая специфика социальной работы
- §1. Сущность социальной работы в России
- §2. Технологизация социальной работы
- Глава 4. Модели практики социальной работы: технологическая специфика
- §1. Технологический потенциал социолого-ориентированных моделей практики социальной работы
- §2. Технологическая специфика психолого-ориентированных и комплексных моделей социальной работы
- Раздел II. Общие технологии социальной работы
- Глава 5. Социальная диагностика в технологиях социальной работы
- §1. Общие проблемы и принципы социальной диагностики
- §2. Технологии социальной диагностики в работе с клиентом
- Глава 6. Технология социальной экспертизы
- §1. Понятие социальной экспертизы
- §2. Организационные модели социальной экспертизы
- Глава 7. Технологии социального предвидения
- §1. Социальные инновации: особенности, структуры, типы
- §2. Технологии социального прогнозирования
- §3. Моделирование социальных отношений и структур
- Глава 8. Метод групповой работы
- §1. Понятие и назначение метода
- §2. Организация и этапы содержательной работы
- Глава 9. Коммуникативные навыки в социальной работе
- §1. Содержательные характеристики социальной коммуникации
- §2. Компетентность общения в коммуникативных профессиях
- Глава 10. Технологии связи с общественностью
- §1. Содержание технологий связи с общественностью
- Раздел III. Междисциплинарные технологии и методики социальной работы
- Глава 11. Организационно-управленческие технологии в социальной работе
- § 1. Технологии группового решения проблем в социальном управлении
- §2. Технология программно-целевого проектирования
- Глава 12. Социально-экономические методы технологии поддержки населения
- §1. Содержание и сущность социально-экономических методов социальной работы
- 2. Технологии экономической поддержки населения в современных условиях
- Глава 13. Социологические технологии в социальной работе
- §1. Роль социологического знания в социальной работе
- §2. Социология личности в социальной работе
- Глава 14. Социально-педагогические методы в социальной работе
- §1. Социально-педагогическая компетентность специалиста по социальной работе
- §2. Педагогические методы и технологии
- Глава 15. Психологические технологии в социальной работе
- §1. Психоаналитические и психодинамические модели личности как критерии выбора социальных технологий
- §2. Технологии, ориентированные на гуманистические модели личности
- Глава 16. Технологии медико-социальной работы
- §1. Основы медико-социальной работы
- §2. Медико-социальная работа в наркологии
- §3. Медико-социальная работа в онкологии
- §4. Медико-социальная работа в планировании семьи
- Раздел IV. Конкретные технологии социальной работы
- Глава 17. Технологии социальной работы с семьей
- §2. Технологии социальной работы с семьей
- Глава 18. Технологии социальной работы с женщинами
- §1. Специфика социальных проблем женщин
- §2. Технологии социальной работы с женщинами
- Глава 19. Социальная работа с пожилыми людьми
- §1. Пожилые люди как социальная общность
- §2. Современные технологии социальной работы с пожилыми и престарелыми людьми
- Глава 20. Технологии социальной работы с дезадаптированными детьми и подростками
- §1. Система работы с дезадаптированными детьми и подростками
- §2. Психологические механизмы работы с дезадаптированными детьми и подростками
- Глава 22. Технологии социальной работы с молодежью
- §1. Проблемы молодежи и государственная молодежная политика