§1. Сущность социальных технологий
Возникновение ряда глобальных проблем современного общества требует разработки новых технологий их решения с привлечением все более многочисленных групп специалистов. Сегодня мировой опыт свидетельствует о том, что при помощи социальных технологий (информационных, обучающих, внедренческих, политических, управленческих и др.) можно своевременно разрешать социальные конфликты, снимать социальное напряжение, предотвращать катастрофы, блокировать рискованные ситуации, принимать и выполнять оптимальные управленческие решения и др. Формирование социальной политики, определяемой современным обществом и проводимой современным государством, возможно только на основе технологизации с ее максимально эффективным и целесообразным использованием ресурсов и средств. Технологизация деятельности современного человека, развития и функционирования общества, всего социального пространства со всей остротой поставила вопрос об определении сущности социальных технологий как общественного явления. На этот вызов времени откликнулась довольно большая группа ученых, использующих, однако, разные подходы к определению сущности данного социального феномена. Например, Н. Стефанов определяет ее как "деятельность, в результате которой достигается поставленная цель и измеряется объект деятельности"1. В. Афанасьев характеризует социальные технологии как "элемент механизма управления" и "средство перевода абстрактного языка науки... на конкретный язык... достижения поставленных целей"2. М. Марков характеризует социальные технологии как "способ реализации... конкретного сложного процесса путем расчленения его на систему исследовательских взаимосвязанных процедур и операций, которые выполняются однозначно..."3. А. Зайцев определяет их как "совокупность знаний о способах и средствах организации социальных процессов, сами эти действия, позволяющие достичь поставленной цели"1. В. Иванов представляет сущность социальных технологий как инновационную систему методов выявления и использования скрытых потенциалов социальной системы, получения оптимального социального результата при наименьших управленческих издержках. "Они могут быть также рассмотрены как совокупность операций, процедур социального воздействия на пути получения оптимального социального результата (укрепление социальной организации, улучшение условий жизни людей, предотвращение конфликта и т.п.). Социальная технология - важнейший элемент механизма управления"2. В БСЭ понятие "технология" (от греч. tekhnē - искусство, мастерство, умение) определяется как "совокупность приемов и способов получения, отработки или переработки... Описание производственных процессов, инструкций по внедрению, технологические правила, требования, карты, графики"3. Что касается понятия "социальное", анализу которого посвящена огромная по объему литература, то данное понятие, с одной стороны, широко употребляется в значении "общественное", "отличающееся, противостоящее природному". С другой стороны, используются различные контексты "узкого" понимания социального (социально-бытового, микросоциального, т.е. того, что окружает индивида, обеспечивая воспроизводство его жизнедеятельности, а также коллективного, совместного бытия людей и др.). Все это, разумеется, специфически окрашивает, определяет содержание и объем понятия "социальные технологии", которое все более устойчиво характеризуется как совокупность методов решения той или иной социальной проблемы. В этой связи можно говорить о различных основаниях дифференциации, группировки социальных технологий. Существует дифференциация социальных технологий по сферам: специфические социальные технологии регулирования, решения проблем сферы производственно-экономических, общественно-политических, духовно-культурных и социально-бытовых отношений. В статистике обычно выделяются отрасли (сферы) народного хозяйства: транспорт, сельское хозяйство, наука, здравоохранение, связь, образование и др., в соответствии с которыми дифференцируются и социальные технологии, прежде всего, конечно, технологии управления, контроля, регулирования хозяйственно-экономических отношений. За рубежом, а в последние годы и в России широко распространяется и такой вариант деления социальных технологий в зависимости от сфер деятельности: социальные технологии, используемые преимущественно в области бизнеса, государственного управления и "третьего сектора" (деятельность некоммерческих неправительственных организаций). Довольно широко распространена дифференциация социальных технологий по предмету и объекту, получаемому результату: технологии получения новой информации, культурных ценностей, отдельных бытовых услуг и др. По характеру новизны или традиционности различают инновационные и традиционные социальные технологии. Не менее характерно и полезно осмысление различий социальных технологий по признаку характерных свойств развития и функционирования общества. Особенно важной и ценной является дифференциация социальных технологий по основным задачам, проблемам социальной защиты, различающихся способами оказания помощи нуждающимся. По существу при этом вся практика социальной помощи дифференцируется по особым моделям социальной работы, предусматривающим различные способы оказания помощи нуждающимся. Наконец, можно говорить о дифференциации социальных технологий, сформированных под влиянием различных теорий социальной работы, прежде всего психолого - и социологоориентированных, а также комплексных. Такая группировка концепций социальной работы стимулирует развитие социальных технологий различного типа. Оптимизация развития и функционирования объектов, субъектов, явлений, социальных процессов настоятельно требует технологического подхода к управлению социальной деятельностью, ибо масштаб происходящих изменений, вовлечение людских, материальных, информационных и других ресурсов настолько велики, что спонтанность, стихийность такого движения, чрезмерное количество ошибок привели бы к неоправданной трате сил и средств. Технологизации социальных процессов подразумевает:
1) разделение, расчленение процесса на внутренне взаимосвязанные этапы, фазы, операции;
2) поэтапную координацию действий, направленных на достижение искомого результата;
3) однозначность выполнения включенных в технологию процедур и операций1.
Технологизации как разработка и использование определенной совокупности приемов и способов воздействия на объект (процесс) базируется на технологиях, социальная технологизации - на социальных технологиях. Социальные технологии обычно можно трактовать с учетом двух точек зрения. Во-первых, как способы применения теоретических выводов той или иной науки в решении практических задач. Общественные науки, прежде всего, решают практические задачи, связанные с функционированием и совершенствованием социальных объектов (в данном случае под социальными объектами понимаются не только группы, слои отдельных индивидов, но и социальные явления и процессы). Во-вторых, под социальными технологиями подразумевают также совокупность приемов, методов и воздействий, которые применяются для достижения поставленных целей в процессе социального развития, решения тех или иных социальных проблем. Это более конкретная характеристика социальных технологий, связанная, естественно, с первой точкой зрения. Представляется плодотворной попытка некоторых авторов выделить в социальных технологиях две формы: 1) программы, содержащие процедуры и операции (как способы и средства деятельности); 2) саму деятельность, построенную в соответствии с такими программами2. Н.С. Данакин конкретизирует определение социальных технологий как способ осуществления деятельности на основе ее рационального расчленения на процедуры и операции с их последующей координацией и синхронизацией и выбора оптимальных средств, методов их выполнения. Достоинством данного определения является, в частности, то, что оно может быть отнесено ко всем видам человеческой деятельности, в том числе, конечно же, к социальной работе как интегрированному, универсальному виду деятельности, направленной на удовлетворение социально-гарантированных и личностных интересов и потребностей людей, и, прежде всего, социально уязвимых групп населения. Сам термин "социальные технологии" является в отечественном обществоведении сравнительно новым. Однако это не означает, что социальными технологиями в стране вообще не занимались. Технологические выводы общественных наук применялись в решении широкого круга социальных проблем, использовались (и сейчас используются) апробированные приемы, методы и воздействия для достижения целей социального развития общества. Иными словами, социальными технологиями, так же как и социальной работой (профессиональной и непрофессиональной), занимались, но они обозначались другими терминами. Для доказательства данного тезиса можно, в частности, сослаться на тесную взаимосвязь между социальными технологиями и социальным управлением, особенно с некоторыми его компонентами, техникой и технологией управления. Необходимо также обратить внимание на особую значимость в понимании и реализации социальных технологий социологического знания, разработки программ социологического исследования социальной проблематики, в том числе социальной работы. Напомним, что методологическая часть программы фактически является трактовкой способов применения теоретических выводов в решении социальных проблем. Методическая же (процедурная) часть - это не что иное, как совокупность, во-первых, приемов и методов получения искомой информации, во-вторых, нацеленность на выработку таких выводов, рекомендаций и предложений, которые способствовали бы решению социальных проблем, в том числе проблем социальной работы с различными группами населения. 1 Стефанов Н. Общественные науки и социальная технология: Пер. с болг. - М., 1976, с. 182.
2 Афанасьев В.Г. Человек в управлении обществом. - М., 1977, с. 235.
3 Марков М. Технология и эффективность социального управления. - М., 1983, с. 48.
1 Зайцев А.К. Внедрение социальных технологий в практику управления / Социальное развитие предприятия и работа с кадрами. - М., 1989, с. 95.
2 Иванов В.А. Социальные технологии в современном мире. - М.-Н.-Новгород, 1996, с. 4.
3 БСЭ. Т. 25, 1976, с. 235.
.¤ См.: Анисимов С.С. Технологизации: ее природа и социальная роль. - Харьков: Изд-во ХГУ, 1989, с. 24-26.
.¤ См., например: Данакин Н.С. Теоретические и методологические основы разработки технологий социального управления/Автореф. дисс. на соискание ученой степени д-ра социол. наук. - М., 1994.
- 2. Технологии экономической поддержки населения в современных условиях
- §2. Содержание и задача курса "Технологии социальной работы"
- Глава 2. Типологии социальных технологий
- §1. Сущность социальных технологий
- §2. Классификация социальных технологий
- §3. Специфика и классификация технологий в социальной работе
- Глава 3. Социально-технологическая специфика социальной работы
- §1. Сущность социальной работы в России
- §2. Технологизация социальной работы
- Глава 4. Модели практики социальной работы: технологическая специфика
- §1. Технологический потенциал социолого-ориентированных моделей практики социальной работы
- §2. Технологическая специфика психолого-ориентированных и комплексных моделей социальной работы
- Раздел II. Общие технологии социальной работы
- Глава 5. Социальная диагностика в технологиях социальной работы
- §1. Общие проблемы и принципы социальной диагностики
- §2. Технологии социальной диагностики в работе с клиентом
- Глава 6. Технология социальной экспертизы
- §1. Понятие социальной экспертизы
- §2. Организационные модели социальной экспертизы
- Глава 7. Технологии социального предвидения
- §1. Социальные инновации: особенности, структуры, типы
- §2. Технологии социального прогнозирования
- §3. Моделирование социальных отношений и структур
- Глава 8. Метод групповой работы
- §1. Понятие и назначение метода
- §2. Организация и этапы содержательной работы
- Глава 9. Коммуникативные навыки в социальной работе
- §1. Содержательные характеристики социальной коммуникации
- §2. Компетентность общения в коммуникативных профессиях
- Глава 10. Технологии связи с общественностью
- §1. Содержание технологий связи с общественностью
- Раздел III. Междисциплинарные технологии и методики социальной работы
- Глава 11. Организационно-управленческие технологии в социальной работе
- § 1. Технологии группового решения проблем в социальном управлении
- §2. Технология программно-целевого проектирования
- Глава 12. Социально-экономические методы технологии поддержки населения
- §1. Содержание и сущность социально-экономических методов социальной работы
- 2. Технологии экономической поддержки населения в современных условиях
- Глава 13. Социологические технологии в социальной работе
- §1. Роль социологического знания в социальной работе
- §2. Социология личности в социальной работе
- Глава 14. Социально-педагогические методы в социальной работе
- §1. Социально-педагогическая компетентность специалиста по социальной работе
- §2. Педагогические методы и технологии
- Глава 15. Психологические технологии в социальной работе
- §1. Психоаналитические и психодинамические модели личности как критерии выбора социальных технологий
- §2. Технологии, ориентированные на гуманистические модели личности
- Глава 16. Технологии медико-социальной работы
- §1. Основы медико-социальной работы
- §2. Медико-социальная работа в наркологии
- §3. Медико-социальная работа в онкологии
- §4. Медико-социальная работа в планировании семьи
- Раздел IV. Конкретные технологии социальной работы
- Глава 17. Технологии социальной работы с семьей
- §2. Технологии социальной работы с семьей
- Глава 18. Технологии социальной работы с женщинами
- §1. Специфика социальных проблем женщин
- §2. Технологии социальной работы с женщинами
- Глава 19. Социальная работа с пожилыми людьми
- §1. Пожилые люди как социальная общность
- §2. Современные технологии социальной работы с пожилыми и престарелыми людьми
- Глава 20. Технологии социальной работы с дезадаптированными детьми и подростками
- §1. Система работы с дезадаптированными детьми и подростками
- §2. Психологические механизмы работы с дезадаптированными детьми и подростками
- Глава 22. Технологии социальной работы с молодежью
- §1. Проблемы молодежи и государственная молодежная политика