logo
Холостова-Технологии СР

§4. Медико-социальная работа в планировании семьи

Подавляющее большинство семей в России, как и во всех развитых странах, регулирует число детей и сроки их появления на свет. Однако в большинстве развитых стран произошла так называемая контрацептивная революция, благодаря которой главным методом планирования семьи стало предупреждение беременности с помощью различных противозачаточных средств. В России же до сих пор одним из главных методов планирования семьи остается прерывание беременности с помощью искусственного аборта. Хотя по официальным данным абсолютное и относительное число абортов в последние годы снижается в результате проводимых мероприятий в рамках федеральных целевых программ "Безопасное материнство" и "Планирование семьи", эти показатели остаются очень высокими (2210,1 тыс. в 1998 г.)1. Необходимо отметить, что около 300 тыс. абортов приходится на молодых женщин в возрасте до 19 лет. Уровень использования современных методов контрацепции женщинами детородного возраста весьма низок. Крайне недостаточна информированность об этих методах не только населения, но и специалистов. Если в Великобритании и Голландии гормональную контрацепцию используют до 50% женщин, то в России, по данным Е.Ф. Лаховой,- всего 5-6%. Одна из наиболее опасных тенденций в настоящее время -рост заболеваний, передаваемых половым путем (ЗППП), среди молодежи в возрасте от 15 до 19 лет. Неуклонное распространение получает добрачная половая жизнь: по данным Минздрава России, сексуальный опыт имеют 48% подростков, причем 35% из них начали половую жизнь в 12-13 лет. Высокое число абортов и ЗППП способствуют тому, что каждая 10-я супружеская пара в нашей стране бесплодна, и обусловливают социальную значимость проблемы планирования семьи. Для решения этой проблемы создана федеральная целевая программа "Планирование семьи", которая предусматривает создание одноименной службы в Российской Федерации. Основу нормативной правовой базы формирования службы планирования семьи составляют приказы Минздрава России "О мерах по дальнейшему развитию гинекологической помощи населению Российской Федерации" от 15 ноября 1991 г. №186, "О проведении анкетирования пациентов центров планирования семьи и репродукции в 1997-1998 гг." от 26 ноября 1997 г. № 392. Эти документы определили основные направления деятельности службы планирования семьи. Центры планирования семьи и репродукции включены в номенклатуру учреждений здравоохранения. В 1998 г. в Российской Федерации действовало более 200 центров планирования семьи и репродукции. В лечебно-профилактических учреждениях были созданы кабинеты планирования семьи. Центры планирования семьи и репродукции организуются преимущественно на базе областных (краевых, республиканских) больниц. В ряде случаев они являются самостоятельными учреждениями, а иногда - структурными подразделениями больниц, перинатальных центров, родильных домов, диагностических центров. В ряде регионов наряду с центрами, выполняющими функции областного учреждения, создаются центры планирования семьи и репродукции, обслуживающие жителей городов. Численность персонала этих центров составляет в среднем 20-30 человек. Одна должность врача (суммарно по всем специальностям) приходится примерно на 60 тыс. обслуживаемого населения, должность среднего медицинского персонала - на 30 тыс. населения (указание Минздрава России "О штатно-организационной структуре центров планирования семьи и репродукции" от 23 марта 1998 г. № 219-у). Подавляющее большинство врачей, работающих в центрах планирования семьи и репродукции, - это акушеры-гинекологи, прошедшие специальную подготовку по вопросам контрацепции, бесплодия, невынашивания беременности, оказания специальной помощи детям и подросткам. В центрах работают урологи, сексопатологи, генетики, а также психотерапевты, эндокринологи, невропатологи. В соответствии с названным указанием Минздрава России в рекомендуемой штатно-организационной структуре центров планирования семьи и репродукции предусматривается деятельность социальных работников, руководителям органов и учреждений здравоохранения предоставляется право вносить изменения в структуру центров в зависимости от местных условий и потребности населения в том или ином виде помощи. В ходе реализации проектов по проблемам молодежи Всероссийская ассоциация "Планирование семьи" пришла к выводу о необходимости развития в стране специальных служб для работы с подростками - медико-педагогических центров. Такие центры создаются в регионах по распоряжению местных органов исполнительной власти, правовой статус определяется с учетом региональных особенностей.Основные направления деятельности таких центров:

Структура и штат центра определяются его руководителем с учетом предоставленных ему прав в соответствии с направлениями деятельности центра и потребностями регионов. Одним из таких учреждений является муниципальный консультативно-диагностический центр для детей и подростков "Ювентус" в г. Новосибирске. Свою деятельность центр осуществляет на основании устава, утвержденного Комитетом по здравоохранению мэрии, как лечебно-профилактическое учреждение городского подчинения. В состав центра входят отделения детской и подростковой гинекологии и венерологии, детской психиатрии, социальной реабилитации; городская медико-педагогическая школа по половому воспитанию; отделение платных услуг для населения старше 18 лет и др. В центре работают 57 сотрудников, в том числе 17 врачей. На основании договора о совместной деятельности центра и Комитета по делам молодежи администрации Новосибирской области ведется работа по сексуальному образованию, профилактике ЗППП в сельских районах области. В Хабаровске действует краевая молодежная социальная служба "Центр планирования семьи" Комитета по делам молодежи администрации Хабаровского края, которая с 1994 г. является учебно-методическим консультативным центром и учреждением дополнительного образования. Основные задачи службы - информирование о репродуктивном здоровье и здоровом образе жизни, работа с молодежью группы риска; проведение социологических исследований и создание банка данных по проблемам планирования семьи; оказание консультативной помощи по межличностным проблемам, по контрацепции и ЗППП; снятие "кризиса" при "неожиданной" беременности и сексуальной агрессии; учебно-методическая работа (подготовка специалистов для работы в области планирования семьи). Консультирование клиентов осуществляется не только врачом-специалистом. Первичная встреча может проводиться инструктором или педагогом. Консультанты отводят 25% рабочего времени на индивидуальный прием, 25% - на методическую работу (подбор специальной литературы, разработка программ, текстов буклетов, составление каталогов и др.), 50% - на образовательную деятельность. Все услуги центра предоставляются анонимно и бесплатно, включая обеспечение контрацептивами. На базе центра работают подростковый клуб "Сверстники", агитбригада, составленная из старшеклассников и общественных инструкторов по планированию семьи, клуб молодой семьи для студенческой молодежи. Учетной формой обращения на индивидуальную консультацию служит анонимная карточка, одну часть которой заполняет клиент, а другую - консультант. В карточке посетитель указывает пол, возраст, социальное положение, проблему, в связи с которой он обратился в центр, специалиста, у которого желает получить консультацию. Консультант центра кратко описывает ситуацию, отмечает необходимые данные, заносит рекомендации и сведения о выданных клиенту контрацептивах, тестах на беременность, брошюрах, буклетах. Центр финансируется из средств краевого бюджета. Приобретение контрацептивов и методической литературы происходит за счет федеральной программы "Планирование семьи", Российской ассоциации "Планирование семьи" и средств самого центра. Отдельные мероприятия обеспечивались Государственным комитетом Российской Федерации по делам молодежи. В центре нет специального медицинского подразделения, необходимая помощь оказывается в женских консультациях, поликлиниках, консультациях "Брак и семья". Наиболее развитой и многофункциональной социальной службой в Российской Федерации является служба, действующая в системе Министерства труда и социального развития. Базовыми комплексными учреждениями социального обслуживания, предоставляющими широкий спектр социальных услуг взрослым и детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, являются территориальные центры социальной помощи семье и детям. Одно из направлений деятельности этих территориальных центров -участие в решении проблем планирования семьи. В Центре социальной помощи семье и детям г. Бор Нижегородской области в рамках программ, реализуемых центром, действует школа полового воспитания подростков и психолого-педагогической подготовки к семейной жизни. Кроме лекций проводятся психологические и психотерапевтические тренинги "Введение в сексологию", "Функции семьи", "Психология общения", "Профилактика агрессивного поведения". Сотрудники центра (психолог, психотерапевт, сексолог) совместно с медицинскими работниками проводят занятия со школьными педагогами, педагогами дошкольных учреждений, родителями. Во время лекций и бесед рассматриваются функции семьи, вопросы физиологии и гигиены, нежелательности ранних интимных отношений, профилактики абортов, использования контрацепции, предупреждения сексуального насилия. Обучение проводится в трех возрастных группах: 12-13, 14-15 и 15-17 лет по соответствующим программам. Занятия сопровождаются показом видеофильмов, использованием наглядных пособий. По завершении двухмесячного учебного цикла подростки информируются о возможности индивидуальной консультации у специалистов центра или по "телефону доверия", действующему в центре. Исходя из необходимости формирования у подростков позитивного отношения к здоровому образу жизни, ответственности за планирование своей семьи Российская ассоциация "Планирование семьи" разработала образовательную программу "Основы планирования семьи и здорового образа жизни". Авторы полагают, что программа может быть использована педагогами, психологами, медицинскими и социальными работниками, работающими с подростками в возрасте 14-18 лет как в школе, так и в других учреждениях - центрах планирования семьи, молодежных центрах и др. Необходимы тщательный отбор и всесторонняя подготовка специалистов для работы с подростками. В этой связи программа может использоваться в ходе профессиональной подготовки или повышения квалификации специалистов в этой области.

Литература

  1. Валентик Ю.В., Зыков О.В., Мартыненко А.В., Цетлин М.Г. Теория и практика медико-социальной работы в наркологии. - М.: Центр программно-технич. управл. Федер. системы информ. обеспеч. молодежи, 1996.

  2. Гончаренко В.Л., Мартыненко А.В., Стародубов В.И. Совершенствование управления социальной работой и повышение эффективности медико-социальной помощи // Здравоохранение Российской Федерации, 1998, № 3.

  1. Государственный доклад о состоянии здоровья населения Российской Федерации в 1998 г. - М.: Минздрав России, РАМН, 1999.

  2. Гребешева И.И., Камсюк Л.Г., Алесина И.Л. и др. Основы планирования семьи и здорового образа жизни: Образовательная программа Российской ассоциации "Планирование семьи". - М., 1997.

  3. Мартыненко А.В. Медико-социальная работа: теория, технологии, образование. - М.: Наука, 1999.

  4. Мартыненко А.В. Теоретические и организационно-методические основы медико-социальной работы: Автореф. дисс. д-ра мед. наук. -М.: НИИ социальной гигиены, экономики и управления здравоохранением им. И.А. Семашко, 1997.

  5. Медико-социальная работа / Российская энциклопедия социальной работы. - М., 1997.

  6. Медицина и социальная работа: Методологический семинар / Отв. ред. и сост. А.В. Мартыненко. - М.: Инст. социальной работы, 1998.

  7. Медико-социальная помощь / Российская энциклопедия социальной работы. - М., 1997.

  8. Моисеенко Е.И. Медико-социальные аспекты помощи детям с онкологическими заболеваниями: Автореф. дисс. д-ра мед. наук. - М.: Онкологич. научи, центр им. Н.Н. Блохина. - 1997.

  9. Москаленко В.Д. Программы социальной работы с семьями больных алкоголизмом. - М.: Центр общечеловеч. ценностей, 1992.

  10. Опыт организации работы молодежных центров в России: Информационное письмо Минздрава России / Подг. Н.В. Лузин, И.О. Таенкова, И.Л. Алесина и др. - М., 1997.

  11. Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. №5487-1 // Ведомости съезда народных депутатов РФ и Верховного совета РФ, 1993, № 33, ст. 1318.

  12. Социальная работа в учреждениях здравоохранения. - М., 1992.

  13. Социальные и психологические проблемы детской онкологии: Материалы Всероссийской конференции с международным участием. - М., 1997.