§1. Социально-педагогическая компетентность специалиста по социальной работе
Формирование личности, которое раньше обозначалось термином "воспитание в широком смысле", - это процесс становления человеческого индивида под воздействием как целенаправленных влияний общества и семьи (воспитание в собственном смысле слова), так и разнообразных, нередко противоречивых влияний окружающей среды. Важнейшим средством образования и воспитания является обучение, т.е. процесс передачи и активного усвоения знаний, умений и навыков, а также способов познавательной деятельности, необходимой для осуществления образования человека. Социальная педагогика - особый раздел педагогического знания, который изучает воздействие социальной среды на воспитание и формирование личности. Процесс социального воспитания происходит не только в детстве, но и на протяжении всей жизни человека. Он осуществляется социальными институтами - как специально предназначенными для этого (семья, школа и т.д.), так и такими, для которых он не является основной функцией (трудовые, воинские коллективы, церковь и т.д.). Социальная педагогика не только определяет теоретические основы социального воспитания, но и способствует созданию системы мероприятий и учреждений по оптимизации воспитания личности с учетом конкретных условий социальной сферы. Предмет социальной педагогики - воспитание человека в социуме, формирование самостоятельной, нравственно гармоничной личности, ощущающей ответственность за выбор своего жизненного пути, творческую реализацию своих способностей, стремлений и отношений в сферах взаимодействия. Социальная педагогика призвана оказывать воспитательно-образовательную помощь социальному становлению человека. Тарифно-квалификационная характеристика социального педагога - это его должностные обязанности, круг его знаний, умений и навыков. Следует обратить внимание на то, что социальная работа и социальная педагогика, несмотря на сходность областей деятельности и их объектов, - это отдельные, не совпадающие друг с другом сферы деятельности, знания и профессиональной подготовки. Тем не менее социальный работник должен знать основы социальной педагогики и уметь осуществлять социально-педагогическое воздействие. Так как человек является чрезвычайно сложным социальным организмом, а его взаимодействие с социальной средой опосредствуется множеством связей, процесс его трансформации или его социальной ситуации, как правило, требует применения целого комплекса методик и технологий (педагогических, психологических, социальных, социально-медицинских, экономических, правовых и т.д.). Специальное вычленение педагогических методов и техник в известной мере условно, так как в действительности они взаимосвязаны со всеми остальными. Кроме того, учитывая направленность воздействия прежде всего на психику индивидов, социально-педагогические технологии находятся в неразрывном взаимодействии с психологическими. Следует также заметить, что большинство педагогических технологий, методик и процессов воспитательного воздействия отражает определенные стороны метатехнологий или общих технологий социальной работы - адаптация, реабилитация, социальный надзор и контроль и т.п. Под социально-педагогическими технологиями мы понимаем способы создания условий для положительного саморазвития, социальной адаптации и социальной защиты клиента путем воспитательного воздействия на его личность и поведение. Социально-педагогические технологии реализуются в ходе взаимодействия социального работника с клиентом в социуме и использования всего арсенала средств и возможностей. Этот процесс в значительной степени детерминируется условиями, в которых он осуществляется. Три уровня условий определяют состояние социума и клиента: общесоциальный, региональный и местный. Общесоциальные условия характерны для жизни всех людей социума, в котором живет клиент и действует социальный работник. Выбор методов социальной работы определяется и ее разнообразными региональными условиями - городскими, сельскими, этническими, природными, экономическими, конфессиональными и др. Социальный работник нередко сам является выходцем из того социума, в котором он работает, что позволяет ему особенно глубоко осознавать проблемы, затрудняющие жизнедеятельность клиентов, и повышает потенциальную возможность эффективной помощи им. На региональном уровне прежде всего нужно учитывать традиции, т.е. правильно расстанавливать акценты в работе с клиентом: ознакомление с различными культурами, работа с семьей и в семье, пропаганда и развитие положительных традиций, воспитание почтительного отношения к старшим и др. Общие и региональные условия реально проявляются в бесконечном своеобразии местных условий, неповторимых в каждом конкретном социуме, вследствие чего их трудно выделить и описать. Учитывая чрезвычайно переменчивый характер местных условий, социальный работник должен хорошо владеть социально-педагогическими методами анализа характера этих изменений, самоанализа, обоснования деловых выводов, эффективности проводимой работы - в этом случае он может проявить истинный профессионализм. Общесоциальные, региональные и местные условия схожи между собой, но имеют и различия, пренебрежение которыми, автоматическое использование того или иного метода в новых условиях могут вызвать неудачу. Поэтому выбор метода социальной работы должен предваряться глубоким изучением конкретного социума, анализом достоверности обнаруженных фактов, верификацией выводов и прогнозов. Кроме того, разумеется, оценка местных условий, степени насыщенности социальных ресурсов, а также возможностей самого социального работника (учреждения социального обслуживания) в значительной степени детерминирует как возможности, так и методику воспитательного воздействия. Социальная педагогика располагает целым комплексом методов, которые позволяют социальному работнику создать условия для положительного саморазвития клиента, его социальной адаптации и защиты, т.е. достичь целей и задач социальной работы. Все социально-педагогические методы можно сгруппировать, исходя из разных принципов. Классифицируя эти методы, используемые в социальной работе, мы исходили из следующих принципов:
принцип конкретно-исторического подхода, т.е. выделение ведущих направлений на основе тщательного изучения и анализа обстановки, наличных сил и возможностей;
принцип гармонии просвещения и организации практической деятельности клиентов, т.е. сочетание словесных и практических методов;
принцип коллективного творчества, т.е. заинтересованное включение в процесс всех его участников (клиентов, социальных работников, родителей, общественности). Реализация этого принципа является источником разнообразия содержания и методов деятельности, дает возможность воздействовать на каждого участника социальной работы;
принцип преемственности, т.е. координация деятельности социального работника с различными социальными учреждениями, организациями, службами, объединение их усилий, совместная работа, ликвидация дублирования и непроизводительной траты сил;
принцип комплексности, т.е. обеспечение в каждом виде деятельности многих аспектов социальной работы.
Неотъемлемым разделом педагогики является дидактика, раскрывающая закономерности преподавания и усвоения знаний, умений и навыков, обосновывающая обучающие методики и технологии. Знание ее основ необходимо социальному работнику. Однако в социальной педагогике дидактичность, т.е. нравоучительный, менторский тон по отношению к клиенту, настойчивое стремление поучать, высокомерная позиция доминирования, недопустима. Социальное воспитание, особенно взрослых людей, -это, в первую очередь, самовоспитание, партнерское сотрудничество социального работника с клиентом в области изменения его личностных и социальных обстоятельств. Уважение суверенитета личности клиента обусловлено не только этическим кодексом социального работника, но и прагматическими обстоятельствами: без стремления к самовоспитанию и перевоспитанию, при отсутствии у клиента активной позиции любое воспитательное воздействие будет неэффективным. На протяжении всей истории человечества педагогика вынуждена существовать в условиях, как представляется, неустранимого противоречия: воспитательные концепции и воззрения, которые находят свое воплощение в педагогическом процессе, часто вопиюще расходятся с действительностью, жизненной практикой. Современная российская действительность- не исключение. Педагоги, воспитатели, родители в один голос жалуются на то, как трудно воспитывать в детях честность, трудолюбие, уважение к старшим, семейным традициям. В то же время не вызывает сомнения старая истина, что в людях необходимо воспитывать добродетели - пороки привьются сами. Попытки игнорировать действительность, проповедовать оторванные от реальности ценности способны привести к укоренению цинизма и неверия у клиентов, что неизбежно снизит уважение к социальному работнику и эффективность его воздействия. Социальный работник должен реально оценивать действительность, учитывать ее негативные и даже отталкивающие стороны, соблюдать достаточно тонкую грань между объективностью и критицизмом. Специалист должен испытывать сам и внушать клиентам уверенность в возможности найти способ улучшить ситуацию или полностью разрешить социальную проблему клиента. Современные социальные работники используют как традиционные, так и новые методы работы; последние, как правило, обусловлены изменившимися реалиями жизни. В настоящее время они отражают, во-первых, установившиеся гражданско-правовые отношения между учреждением социального обслуживания, социальным работником и клиентом; во-вторых, демократическую сущность социальной работы, которая основана на партнерстве, сотрудничестве; в-третьих, потребность в нетрадиционных формах организации деятельности (учреждениях ночного пребывания, благотворительных аукционах и др.). Приоритет имеют самопомощь, самовоспитание, помогающие клиенту стать хозяином собственной судьбы, стимулирующие процессы саморегулирования.
- 2. Технологии экономической поддержки населения в современных условиях
- §2. Содержание и задача курса "Технологии социальной работы"
- Глава 2. Типологии социальных технологий
- §1. Сущность социальных технологий
- §2. Классификация социальных технологий
- §3. Специфика и классификация технологий в социальной работе
- Глава 3. Социально-технологическая специфика социальной работы
- §1. Сущность социальной работы в России
- §2. Технологизация социальной работы
- Глава 4. Модели практики социальной работы: технологическая специфика
- §1. Технологический потенциал социолого-ориентированных моделей практики социальной работы
- §2. Технологическая специфика психолого-ориентированных и комплексных моделей социальной работы
- Раздел II. Общие технологии социальной работы
- Глава 5. Социальная диагностика в технологиях социальной работы
- §1. Общие проблемы и принципы социальной диагностики
- §2. Технологии социальной диагностики в работе с клиентом
- Глава 6. Технология социальной экспертизы
- §1. Понятие социальной экспертизы
- §2. Организационные модели социальной экспертизы
- Глава 7. Технологии социального предвидения
- §1. Социальные инновации: особенности, структуры, типы
- §2. Технологии социального прогнозирования
- §3. Моделирование социальных отношений и структур
- Глава 8. Метод групповой работы
- §1. Понятие и назначение метода
- §2. Организация и этапы содержательной работы
- Глава 9. Коммуникативные навыки в социальной работе
- §1. Содержательные характеристики социальной коммуникации
- §2. Компетентность общения в коммуникативных профессиях
- Глава 10. Технологии связи с общественностью
- §1. Содержание технологий связи с общественностью
- Раздел III. Междисциплинарные технологии и методики социальной работы
- Глава 11. Организационно-управленческие технологии в социальной работе
- § 1. Технологии группового решения проблем в социальном управлении
- §2. Технология программно-целевого проектирования
- Глава 12. Социально-экономические методы технологии поддержки населения
- §1. Содержание и сущность социально-экономических методов социальной работы
- 2. Технологии экономической поддержки населения в современных условиях
- Глава 13. Социологические технологии в социальной работе
- §1. Роль социологического знания в социальной работе
- §2. Социология личности в социальной работе
- Глава 14. Социально-педагогические методы в социальной работе
- §1. Социально-педагогическая компетентность специалиста по социальной работе
- §2. Педагогические методы и технологии
- Глава 15. Психологические технологии в социальной работе
- §1. Психоаналитические и психодинамические модели личности как критерии выбора социальных технологий
- §2. Технологии, ориентированные на гуманистические модели личности
- Глава 16. Технологии медико-социальной работы
- §1. Основы медико-социальной работы
- §2. Медико-социальная работа в наркологии
- §3. Медико-социальная работа в онкологии
- §4. Медико-социальная работа в планировании семьи
- Раздел IV. Конкретные технологии социальной работы
- Глава 17. Технологии социальной работы с семьей
- §2. Технологии социальной работы с семьей
- Глава 18. Технологии социальной работы с женщинами
- §1. Специфика социальных проблем женщин
- §2. Технологии социальной работы с женщинами
- Глава 19. Социальная работа с пожилыми людьми
- §1. Пожилые люди как социальная общность
- §2. Современные технологии социальной работы с пожилыми и престарелыми людьми
- Глава 20. Технологии социальной работы с дезадаптированными детьми и подростками
- §1. Система работы с дезадаптированными детьми и подростками
- §2. Психологические механизмы работы с дезадаптированными детьми и подростками
- Глава 22. Технологии социальной работы с молодежью
- §1. Проблемы молодежи и государственная молодежная политика