§3. Моделирование социальных отношений и структур
В социальном прогнозировании все большее распространение получает метод прогнозного моделирования социальных процессов. Все количественные технологии, использующиеся в прогнозировании, по существу являются методами моделирования (от лат. modulus - мера, норма; от франц. modele - образец, прообраз) - одной из основных категорий теории познания, многопланового метода, предполагающего исследование реально существующих предметов, явлений, социальных процессов, органических и неорганических систем. Моделирование как технология социального прогнозирования - это исследование объектов различной природы на их аналогах (моделях) на уровне структур, функций и результатов. Цель моделирования - воспроизвести данные, оценивающие натуральные нагрузки, ход работы объекта, а также исследовать его внутренние процессы. Потребность в моделировании возникает в том случае, когда исследование непосредственно самого объекта невозможно, затруднительно, слишком дорого или требует слишком длительного времени - это как раз и относится к социальным объектам, представленным отдельными людьми, социальными группами, обществом в целом. Моделирование - многофункциональное исследование, применяющееся для определения или уточнения характеристик существующих или вновь конструируемых объектов. Его основной научной задачей является воспроизводство модели на основании ее сходства с существующим объектом. Модель должна иметь сходство с оригиналом, но не быть его полным аналогом (это основное условие), так как в этом случае моделирование теряет смысл. Основное отличие модели от оригинала - способность к гибкому прогнозному изменению, не влияющему на исходные данные модели. Социальная модель может представлять собой математическое уравнение, графическое отображение различных факторов, таблицы взаимозависимых признаков (событий, явлений) и т.д. В отличие от физической социальная модель не копирует изучаемый объект или явление, а преобразует значения одних признаков социального явления или процесса, выбранных в качестве независимых, в значения других признаков, выбранных в качестве зависимых. Информационное значение социальной модели можно оценивать по степени точности отображения (прогнозирования) изменений изучаемых социальных процессов и явлений (зависимые признаки) при новых значениях независимых признаков (объективных условий). Необходимо учитывать, что моделирование всегда применяется вместе с другими общенаучными и специальными методами, на основе междисциплинарного подхода, особенно когда оно используется для исследования глобальных проблем, отличающихся многоплановостью, т.е. охватывающих, по существу, всю жизнедеятельность человека. Моделирование в таких случаях является многомодельным построением. Оно сохраняет свои сущностные характеристики при моделировании и более "узких" проблем социальной сферы: демографической ситуации в условиях рыночных отношений (в отдельных конкретных регионах); динамики занятости; состояния образования, здравоохранения, сферы услуг, рынка жилья и т.д. - так как эти проблемы в сущности представляют собой сложные социальные компоненты. Особая сложность моделирования социальных процессов в России в том, что значительная их часть не укладывается в рамки ранее разработанных схем и требует теоретического осмысления в соответствии с существующей социальной действительностью1. Моделирование социальных отношений и структур позволяет создать множество вариантов моделей, учитывающих влияние тех или иных социальных факторов (в их различных сочетаниях) на исследуемые процессы в социальной сфере. Основой и предметом такого моделирования является проблемная ситуация. Поэтому на начальном этапе необходимо определить наиболее значимую проблему и цели ее исследования. Любая проблемная ситуация обусловлена объективными и субъективными факторами. При этом к объективным факторам проблемной ситуации относятся противоречия между процессом развития и стремлением к стабилизации, между возникающими потребностями и способами их удовлетворения и т.д. Субъективные факторы - это понимание значимости данной проблемной ситуации, целесообразность ее решения, мотивы и интересы людей, заинтересованных в ее разрешении. В качестве проблемных моделей могут быть рассмотрены уровень жизни пенсионеров (в ближайшие 5-10 лет); оценка состояния высшего образования и его тенденции; женщина и семья в условиях социальных реформ; моделирование духовно-нравственного поведения личности в условиях рыночных отношений; компьютерная система в прогнозировании и моделировании здоровья населения в условиях экологической опасности; моделирование системы переквалификации работников в условиях рыночных отношений; прогнозирование и моделирование экономики здравоохранения; профессиональная модель социального работника; нравственная модель социального работника; моделирование экологии человека; уровень преступности и др. Наиболее распространенными методами моделирования в социальной сфере являются разработка, анализ и исследование модели проблемной ситуации, моделей нововведений (инновационных моделей), эвристических моделей и специальных математических моделей. В последнее время довольно широкое распространение получили модели, создаваемые на ЭВМ. Основные их достоинства - универсальность, удобство построения, быстрота внесения новых информационных данных.
Литература
Дудченко B.C. Инновационные технологии. - М., 1997.
Преодолевая барьеры инвалидности. - М., 1997.
Словарь-справочник по социальной работе. - М.: Юристъ, 1997.
Социальное прогнозирование и моделирование. - М., 1995.
Энциклопедия по социальной работе: Пер. с англ. В 3 т. - М., 1994.
- 2. Технологии экономической поддержки населения в современных условиях
- §2. Содержание и задача курса "Технологии социальной работы"
- Глава 2. Типологии социальных технологий
- §1. Сущность социальных технологий
- §2. Классификация социальных технологий
- §3. Специфика и классификация технологий в социальной работе
- Глава 3. Социально-технологическая специфика социальной работы
- §1. Сущность социальной работы в России
- §2. Технологизация социальной работы
- Глава 4. Модели практики социальной работы: технологическая специфика
- §1. Технологический потенциал социолого-ориентированных моделей практики социальной работы
- §2. Технологическая специфика психолого-ориентированных и комплексных моделей социальной работы
- Раздел II. Общие технологии социальной работы
- Глава 5. Социальная диагностика в технологиях социальной работы
- §1. Общие проблемы и принципы социальной диагностики
- §2. Технологии социальной диагностики в работе с клиентом
- Глава 6. Технология социальной экспертизы
- §1. Понятие социальной экспертизы
- §2. Организационные модели социальной экспертизы
- Глава 7. Технологии социального предвидения
- §1. Социальные инновации: особенности, структуры, типы
- §2. Технологии социального прогнозирования
- §3. Моделирование социальных отношений и структур
- Глава 8. Метод групповой работы
- §1. Понятие и назначение метода
- §2. Организация и этапы содержательной работы
- Глава 9. Коммуникативные навыки в социальной работе
- §1. Содержательные характеристики социальной коммуникации
- §2. Компетентность общения в коммуникативных профессиях
- Глава 10. Технологии связи с общественностью
- §1. Содержание технологий связи с общественностью
- Раздел III. Междисциплинарные технологии и методики социальной работы
- Глава 11. Организационно-управленческие технологии в социальной работе
- § 1. Технологии группового решения проблем в социальном управлении
- §2. Технология программно-целевого проектирования
- Глава 12. Социально-экономические методы технологии поддержки населения
- §1. Содержание и сущность социально-экономических методов социальной работы
- 2. Технологии экономической поддержки населения в современных условиях
- Глава 13. Социологические технологии в социальной работе
- §1. Роль социологического знания в социальной работе
- §2. Социология личности в социальной работе
- Глава 14. Социально-педагогические методы в социальной работе
- §1. Социально-педагогическая компетентность специалиста по социальной работе
- §2. Педагогические методы и технологии
- Глава 15. Психологические технологии в социальной работе
- §1. Психоаналитические и психодинамические модели личности как критерии выбора социальных технологий
- §2. Технологии, ориентированные на гуманистические модели личности
- Глава 16. Технологии медико-социальной работы
- §1. Основы медико-социальной работы
- §2. Медико-социальная работа в наркологии
- §3. Медико-социальная работа в онкологии
- §4. Медико-социальная работа в планировании семьи
- Раздел IV. Конкретные технологии социальной работы
- Глава 17. Технологии социальной работы с семьей
- §2. Технологии социальной работы с семьей
- Глава 18. Технологии социальной работы с женщинами
- §1. Специфика социальных проблем женщин
- §2. Технологии социальной работы с женщинами
- Глава 19. Социальная работа с пожилыми людьми
- §1. Пожилые люди как социальная общность
- §2. Современные технологии социальной работы с пожилыми и престарелыми людьми
- Глава 20. Технологии социальной работы с дезадаптированными детьми и подростками
- §1. Система работы с дезадаптированными детьми и подростками
- §2. Психологические механизмы работы с дезадаптированными детьми и подростками
- Глава 22. Технологии социальной работы с молодежью
- §1. Проблемы молодежи и государственная молодежная политика