§2. Организация и этапы содержательной работы
Группа, как и индивид, проходит несколько стадий развития. В литературе описан ряд процедур коллективного поиска решений. Алгоритм решения организационных проблем включает два этапа: 1) формирование проблем; 2) решение проблем. Последний этап разделяется на три стадии, каждая из которых предусматривает ряд процедур для ответа на типовые вопросы: 1) аналитическая стадия: чего можно достигнуть при решении проблемы в идеальном случае? какие имеются помехи и в чем они проявляются? что является причиной помех? каким образом можно устранить помехи? 2) оперативная стадия: какие параметры системы надо изменить, чтобы решить проблему? нельзя ли решить проблему, изменяя окружающую среду? как подобные проблемы решаются в других организациях? как решалась бы проблема, если надо было бы достигнуть противоположного результата? 3) синкретическая стадия: как будут меняться другие параметры системы, если изменится один из них? какие изменения в окружающей среде нужно будет осуществить? какими иными способами сможет функционировать измененная система? можно ли использовать данное решение для иных целей? Я. Лейман выделяет следующие этапы групповой работы: 1) уточнение решаемой проблемы, более глубокое осознание объективного противоречия, порождающего данную проблему; 2) уточнение направления общей деятельности, ее планирование; 3) исследование (анализ) проблемы; 4) выработка альтернативных решений, их оценка, планирование; 5) обсуждение альтернатив с руководством, выбор оптимального варианта решения. В.Н. Макаревич выделяет следующие стадии развития группы: предварительная, стадия формирования группы; стадия конфликта; стадия консолидации и эффективной работы. Все специалисты подчеркивают исключительную роль первых этапов работы, на которых важно завоевать доверие группы, помочь ее членам ближе узнать друг друга, ободрить "молчунов" и сдержать слишком активных. Важно, чтобы все запомнили имена друг друга - для этого используются различные процедуры знакомства: официальная (например, каждый называет свое имя); обыгрывание своего имени, фамилии; техника "комплимента" (каждый рассказывает о себе то, чего не знают о нем другие); процедура "снежный ком" и т.д. Выбор процедуры знакомства определяется спецификой группы, решаемых ею задач, приоритетами социального работника. Важно иметь в виду, что идеальных способов организации знакомств не существует, каждый способ имеет недостатки и преимущества. Во время знакомства проявляются особенности человека, которые обусловлены его предыдущим социальным опытом. В теоретическом плане выполнение участниками ритуала знакомства означает признание ими наличия общих интересов, демонстрацию готовности принять участие в работе. После завершения данной процедуры у каждого участника появляются один-три знакомых со знаком "плюс" и один-три знакомых со знаком "минус". Важно иметь в виду, что первые непосредственные впечатления от членов группы могут быть негативными. Почему? "Мои соображения таковы, - отвечает на этот вопрос К. Роджерс, - во-первых, это прекрасный способ проверить свободу в группе и можно ли группе доверять. Действительно ли здесь можно выражать свои чувства - положительные и отрицательные? Безопасно ли здесь или меня накажут? Во-вторых, глубокие положительные чувства выражать труднее и опаснее, чем отрицательные. Если я признаюсь вам в любви, я становлюсь ранимым и открытым для унизительного отказа. Если же я выражу свою ненависть к вам, я в худшем случае подвергнусь ответному нападению, против которого можно защититься"1. Как бы там ни было, отрицательные чувства проявляются первыми. Стадия конфликта, соперничества тоже представляет опасность для социального работника. В любой группе наблюдается явное расхождение (различие) интересов ее членов. В группе с узкими, четко определенными целями некоторые участники могут испытывать иные потребности, отличные от потребностей других членов группы. Даже при наличии общей проблемы участники группы могут не идентифицировать себя с другими, не чувствовать "общую почву". Группа - "микрокосм" большого общества, и это различие своих интересов и интересов других отражает индивидуальное противостояние с другими, существующее в обществе. Задача социального работника на этапе конфликта - помочь членам группы осознать необходимость согласованной работы, преодолеть "полосу штормов", активизировать осмысление происходящего, ориентировать членов группы на взаимную поддержку, оказание взаимопомощи. На стадии консолидации социальный работник помогает группе выработать нормы и способы взаимодействия, а отдельным членам - самоопределиться, найти свое место, соответствующее их способностям и склонностям. Возможно, на этой стадии (хотя зачастую и на начальном этапе групповой работы) вырабатывается кодекс общения, или кодекс поведения участников групповой работы, который может состоять из следующих правил:
слушай внимательно все выступления;
не критикуй высказываемые идеи;
воспринимай все предложения положительно;
не перебивай выступающего, соблюдай тишину;
избегай дебатов и философских рассуждений;
не стесняйся высказывать свое мнение - самое простое предложение часто бывает гениальным;
не ошибается тот, кто ничего не делает;
соблюдай личные права членов группы: право выдвигать идею;
право отстаивать свою точку зрения;
право на обдумывание;
право на пересмотр, уточнение своей позиции, выдвижение
нового предложения;
не обижайся;
будь доброжелательным;
не допускай чрезмерной фамильярности в общении с другими;
каждый член группы ответственен за результативность работы. Успех и неудачу делим поровну.
Вариант кодекса общения обсуждается всеми членами группы, которые в знак его признания ставят на нем свою подпись, и после проигрывания ключевых правил общения (что возможно в группе подростков, молодежи) кодекс вывешивается на одной из стен комнаты, в которой работает группа. Когда группа начинает работать и потребность в социальном работнике ослабевает, ему следует отойти "в тень", передоверив свои организаторские и методологические функции другим участникам. Если же социальный работник будет претендовать на прежнюю доминирующую роль, группа может его изгнать. Некоторые специалисты сознательно используют эту драматическую концовку, чтобы помочь группе обрести автономию и сплотиться. Активная деятельность социального работника прекращается, когда успешная содержательная работа уже налажена и группа принимает первые эффективные решения. Возникает иллюзия, что социальный работник не был нужен, что группа добилась всего самостоятельно. Парадокс заключается в том, что это убеждение необходимо поддерживать. Некоторые профессионалы придерживаются строгого правила: не вмешиваться в содержательную работу группы, поскольку социальный работник не должен подсказывать готовые решения проблем - группа должна найти их сама. Каждый специалист использует свои методы работы с группой. Стиль работы специалиста определяется уровнем и спецификой его образования, опытом, складом характера: одни предпочитают жесткость, авторитарность, замыкая (по модели "звезда") на себе все процессы и охотно выступая в качестве "критика" и "проблемизатора"; другие вмешиваются в работу группы лишь по просьбе ее участников; третьи сразу устанавливают равноправные партнерские отношения, подчеркивая, что групповая работа - это процесс взаимного обучения социального работника и клиента. В зависимости от задач, поставленных перед группой, ситуации и состава участников эффективным может оказаться любой стиль. Важно, чтобы он помогал людям найти себя, сплотиться и предложить интересные идеи. Во всех случаях следует вести себя естественно, поскольку любая фальшь затрудняет работу. Наконец, независимо от типа группы, стиля поведения, избранного социальным работником, его основная функция в группе - посредничество. Социальный работник всегда имеет дело одновременно с двумя клиентами: индивидом и группой. Как только начинается групповой процесс, социальный работник вступает во взаимодействие и с каждым в отдельности, и с группой в целом. Работа с индивидом в группе включает в себя прежде всего оказание помощи человеку в выражении своих мыслей и чувств. При этом задача социального работника - обеспечить слушание рассказчика другими членами группы, вызвать у них ответные чувства, реакцию. Иногда проблема индивида болезненна для других членов группы, возбуждает у них отрицательные эмоции, затруднена для их восприятия. Однако какие бы процессы ни происходили в группе, социальный работник должен уделять внимание одновременно обоим клиентам: и индивиду и группе. В общем случае эти две области работы соответствуют обязанностям социального работника: помочь индивиду и группе активно взаимодействовать друг с другом и помочь группе функционировать более эффективно, чтобы потенциал взаимопомощи раскрылся полностью. Разумеется, социальный работник осуществляет в группе множество других ролей, но роль посредника - главная. Идея группы как "системы взаимопомощи" привлекательна. Однако как может группа людей, имеющих один и тот же набор знаний, помочь друг другу? Не является ли это чем-то вроде библейского выражения "слепой ведет слепого"? Могут ли клиенты делиться своими интимными заботами с незнакомыми, в сущности, людьми? Как быть с принудительной силой, которой обладает группа? Эти и другие вопросы вполне закономерны. Действительно, если просто собрать людей вместе, то нет никакой гарантии проявления их потенциала. Масса препятствий блокирует возможности членов группы понять друг друга и предложить помощь. Все участники группы придерживаются собственных взглядов на групповую работу, которые базируются на прошлом опыте, а поскольку большая часть этого опыта весьма неплодотворна, задача социального работника - помочь членам группы создать условия для совместной работы. Социальный работник должен попытаться помочь членам группы развить требуемые для совместной работы навыки (используя при этом, в том числе рассмотренные нами приемы и процедуры). Создание группы для продуктивной работы с использованием взаимопомощи - сложный процесс, на протяжении которого члены группы должны преодолеть много собственных стереотипов о человеческой природе, взаимопомощи и т.д. Каждый из них нуждается в поддержке социального работника. Самое главное, что должен делать специалист, - это демонстрировать уверенность в успехе совместной деятельности. Вера в силу группы - это необходимый фактор достижения успеха. Наиболее важный способ оказания членами группы помощи друг другу - это обмен относящейся к делу информацией. Собственный жизненный опыт каждого члена группы (знания, взгляды, ценности и т.д.) может помочь другим ее участникам. Социальный работник также делится информацией, которая в сочетании с информацией других является богатым источником для размышлений. Во время обмена взглядами на обсуждаемую проблему возникают серьезные дискуссии, поскольку члены группы могут представить идеи на обсуждение группы. Группа в данном случае - место, где мнения людей сталкиваются и зачастую изменяются. Организовать дискуссию не очень просто - для этого нужно обладать культурой совместной работы (вырабатываемой, в том числе с помощью упомянутого кодекса общения). Каждый член группы придерживается определенных норм поведения и запретов. На начальной стадии совместной деятельности разговор на темы "власть", "зависимость", "секс" рассматривается как нарушение запрета. Одна из задач социального работника - помочь другим выработать новые нормы и свободно обсуждать "запретные" темы. В течение работы уровень эмоционального комфорта возрастает, и первый член группы, готовый рискнуть и принять участие в трудной для обсуждения области, показывает остальным членам группы пример преодоления табу - они как бы получают разрешение вторгнуться в область, считавшуюся ранее запретной. Во время обсуждения запретных тем члены группы видят эмоции других и зачастую осознают, что переживают то же самое. Каждый обнаруживает, что он не одинок в своих чувствах, что члены группы находятся "в одной лодке" - это делает людей более раскрепощенными и открытыми. Способность выражать свои чувства обусловливает развитие сопереживания, что является важнейшим оздоровительным элементом групповой работы. Пытаясь понять чувства других людей, члены группы начинают иначе воспринимать собственные чувства. Наконец, группа обеспечивает "тренировку" соответствующих качеств и идей, выработку новых способов коммуникации и осознание некоторых качеств, от которых необходимо избавиться для достижения успеха. Последний аспект группового взаимодействия, на который необходимо обратить внимание, получил название "наша сила в численности". Некоторые поступки легче совершать, чувствуя поддержку группы; страх и неуверенность легче преодолеть, действуя сообща, поскольку мужество одного многократно усиливается мужеством других. Таким образом, группа - это не просто некое количество людей, собранных вместе, а система, характеризующаяся общностью чувств, наличием особой атмосферы, которая выражается в словах, мимике, позах и жестах. К сожалению, процессы, происходящие в группе, часто изнуряют и обескураживают ее участников, так как порой они ориентируются на первоначально полученные ответы, вместо того чтобы продолжать творческий непрерывный поиск. Члены группы иногда неспособны сойти с "наезженной колеи", смешивают проблему с ее решением и наоборот1. Знаете ли вы группу, которая не находила "решения" еще до уяснения проблемы? Не испытала нажима со стороны шумных, энергичных участников, доминирующих в группе? Не отвергала оригинальные идеи по причинам социального положения, авторитета, возраста, пола их авторов? Не испытала отсутствия творческой мысли и чувства незавершенности, в результате чего ее участники пережили разочарование? Человек может испытывать и проявлять по отношению к остальным членам группы теплоту, любовь, понимание, но вне группы ему трудно так же вести себя с окружающими людьми, гораздо проще демонстрировать прежнюю холодность, чем пытаться как-то изменить отношения.
Вместе с тем удовлетворенность групповой деятельностью вызывает желание следовать полученным результатам. Групповая работа - один из методов социальной работы, одно из самых успешных изобретений, созданных для решения проблем обезличивания, потери индивидуальности и чувства реальности, отчужденности, характерных для многих людей, живущих в современном обществе. Групповая работа способствует большей независимости личности, большей раскрепощенности и раскованности, большему желанию экспериментировать.
Литература
Ерасова П.Н., Кольцова В.Л., Якимова Е.В. Теория поведения и практика социальной работы //Реферативный журнал. Серия "Социология", 1994, № 3.
Киддлмэн P.P., Гольдберг Г.С. Социальная работа с группой / Энциклопедия социальной работы: Пер. с англ. Т. 3. - М., 1994.
Макаревич В.Н. Групповая работа как метод конструктивной социологии //Социс, 1992, № 3.
Макаревич В.Н. Игровые методы в социологии. - М., 1994.
Рудестам К. Групповая психотерапия. - М., 1991.
Роджерс К. О групповой психотерапии. - М., 1993.
Сник С. Управление производительностью. - М., 1993.
- 2. Технологии экономической поддержки населения в современных условиях
- §2. Содержание и задача курса "Технологии социальной работы"
- Глава 2. Типологии социальных технологий
- §1. Сущность социальных технологий
- §2. Классификация социальных технологий
- §3. Специфика и классификация технологий в социальной работе
- Глава 3. Социально-технологическая специфика социальной работы
- §1. Сущность социальной работы в России
- §2. Технологизация социальной работы
- Глава 4. Модели практики социальной работы: технологическая специфика
- §1. Технологический потенциал социолого-ориентированных моделей практики социальной работы
- §2. Технологическая специфика психолого-ориентированных и комплексных моделей социальной работы
- Раздел II. Общие технологии социальной работы
- Глава 5. Социальная диагностика в технологиях социальной работы
- §1. Общие проблемы и принципы социальной диагностики
- §2. Технологии социальной диагностики в работе с клиентом
- Глава 6. Технология социальной экспертизы
- §1. Понятие социальной экспертизы
- §2. Организационные модели социальной экспертизы
- Глава 7. Технологии социального предвидения
- §1. Социальные инновации: особенности, структуры, типы
- §2. Технологии социального прогнозирования
- §3. Моделирование социальных отношений и структур
- Глава 8. Метод групповой работы
- §1. Понятие и назначение метода
- §2. Организация и этапы содержательной работы
- Глава 9. Коммуникативные навыки в социальной работе
- §1. Содержательные характеристики социальной коммуникации
- §2. Компетентность общения в коммуникативных профессиях
- Глава 10. Технологии связи с общественностью
- §1. Содержание технологий связи с общественностью
- Раздел III. Междисциплинарные технологии и методики социальной работы
- Глава 11. Организационно-управленческие технологии в социальной работе
- § 1. Технологии группового решения проблем в социальном управлении
- §2. Технология программно-целевого проектирования
- Глава 12. Социально-экономические методы технологии поддержки населения
- §1. Содержание и сущность социально-экономических методов социальной работы
- 2. Технологии экономической поддержки населения в современных условиях
- Глава 13. Социологические технологии в социальной работе
- §1. Роль социологического знания в социальной работе
- §2. Социология личности в социальной работе
- Глава 14. Социально-педагогические методы в социальной работе
- §1. Социально-педагогическая компетентность специалиста по социальной работе
- §2. Педагогические методы и технологии
- Глава 15. Психологические технологии в социальной работе
- §1. Психоаналитические и психодинамические модели личности как критерии выбора социальных технологий
- §2. Технологии, ориентированные на гуманистические модели личности
- Глава 16. Технологии медико-социальной работы
- §1. Основы медико-социальной работы
- §2. Медико-социальная работа в наркологии
- §3. Медико-социальная работа в онкологии
- §4. Медико-социальная работа в планировании семьи
- Раздел IV. Конкретные технологии социальной работы
- Глава 17. Технологии социальной работы с семьей
- §2. Технологии социальной работы с семьей
- Глава 18. Технологии социальной работы с женщинами
- §1. Специфика социальных проблем женщин
- §2. Технологии социальной работы с женщинами
- Глава 19. Социальная работа с пожилыми людьми
- §1. Пожилые люди как социальная общность
- §2. Современные технологии социальной работы с пожилыми и престарелыми людьми
- Глава 20. Технологии социальной работы с дезадаптированными детьми и подростками
- §1. Система работы с дезадаптированными детьми и подростками
- §2. Психологические механизмы работы с дезадаптированными детьми и подростками
- Глава 22. Технологии социальной работы с молодежью
- §1. Проблемы молодежи и государственная молодежная политика